Источник материала:
Сегодня состоится торжественная церемония открытия Олимпийских игр. Наш корреспондент находится на пути в эпицентр событий.
Олимпиада... Какой она будет, как там все сложится, чем запомнится? И сколько их уже было — разных, со своим духом и лицом, трагедиями и радостями. Олимпийские игры меняют свой облик, стремясь успеть за временем, а оно сейчас непростое. Противоречивое время. Прошли те дни, когда в час Игр наступало перемирие, когда утихали всякие конфликты, остались пустыми лозунгами, которым никто не верит (или только делает вид, что верит), слова о том, что Олимпиада вне политики. Реалии таковы, что Игры — это самый сладкий объект для террористов и полигон политических игрищ, зона повышенной опасности и интриг. И Лондон в этом ряду беспрецедентно суров. Кажется, эти Игры имеют все шансы войти в историю как Олимпиада в стиле милитари.
Говорят, что людей в военной форме, или на которых одета военная рубашка с коротким рукавом на олимпийских объектах Лондона едва ли не больше, чем спортсменов. Они повсюду: встречают в аэропорту, проверяют на пунктах досмотра, сурово всматриваются в лица, сканируют. Умом хорошо понимаешь необходимость таких строгих мер, но душа все равно протестует, ей хочется олимпийской свободы, дыхания во всю грудь. Главный тренер нашей футбольной сборной Георгий Кондратьев даже грустно пошутил, что команда в отеле города Ковентри чувствует себя, «будто в тюрьме»: «Дело в том, что нас охраняют, как членов королевской семьи. Это несколько напрягает. Выедешь на тренировку, там все нормально, а потом обратно, под надзор. Кстати, с нами живут еще 5 сборных, из которых четыре женские. И все, как в тюрьме».
Наверное, поэтому у меня в голове тревожной дробью стучат слова Константина Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,/ Как шли бесконечные, злые дожди,/ Как кринки несли нам усталые женщины,/ Прижав, как детей, от дождя их к груди...» Не дай нам бог пережить хоть толику того, что пришлось испытать Константину Михайловичу и его современникам. Однако (это, наверное, странно) я сейчас чувствую себя в некотором роде военным корреспондентом, которого самолет помчит к зоне боевых действий. Скоро посадка–высадка, а я уже грущу о тихой и родной, спокойной и милой Беларуси — островке благополучия в неспокойном океане.
Мир (и олимпийский в том числе), наверное, уже никогда не станет прежним, он перевернулся после терактов в Америке в 2001 году. Ситуация накалилась, как высоковольтный провод под большим напряжением. Афины–2004, Турин–2006, Пекин–2008, Ванкувер–2010 и вот сейчас Лондон–2012. Олимпийские игры неизменно становятся закрытым, очень закрытым мероприятием.
Лондон готов держать оборону, будто к нему пришла не Олимпиада, а война. Фирма G4S подписала с оргкомитетом контракт на 284 миллиона фунтов стерлингов (445 млн. долларов), обязавшись подготовить 10,4 тыс. охранников для Игр. Но недавно заявила, что с задачей не справляется. На помощь пришло министерство обороны. Вдобавок к уже охраняющим Олимпиаду 13,5 тыс. военнослужащих оно выделило еще 3,5 тыс. человек, а также готово в любой момент отправить на охрану олимпийских объектов еще 1.200 солдат и офицеров, некоторые из них буквально считанные дни назад вернулись из Афганистана. Во время церемонии открытия меры охраны 80–тысячного Олимпийского стадиона будут беспрецедентными. Безопасность по периметру обеспечат сотни военных и полицейских с собаками. На каждом входе будет осуществляться проверка, как в аэропортах. На крыше стадиона, а также на 14 прожекторах на высоте 60 метров над землей разместятся снайперы из элитного подразделения Скотланд–Ярда. На случай атаки или теракта на стадионе предусмотрены так называемые панические комнаты. Зенитно–ракетные комплексы на крышах домов, полная боевая готовность МИ5 — государственного ведомства британской контрразведки, крупнейший корабль ВМФ Ее Величества вертолетоносец «Океан» с морскими пехотинцами на борту, который бросил якорь в устье Темзы, десантно–вертолетный корабль «Оплот» в Гринвиче — все это лицо сегодняшней Олимпиады–милитари, которая идет в ногу с милитари–миром, с его огневыми точками на Ближнем Востоке и язвенными очагами террористических атак.
Впрочем, сегодня вечером, во время яркого и красочного шоу церемонии открытия, все это отойдет на второй план. Миллиарды глаз будут следить за потрясающим праздником, вкушать его, наслаждаться и надеяться. У каждого надежды свои, но все они так или иначе в эти 17 дней, которые будут идти соревнования, уходят к одному адресату — олимпийскому богу. Сценарий церемонии открытия, как водится, держится в секрете, но кое–какие детали уже стали достоянием гласности. Говорят, в представлении примут участие около 10.000 добровольцев, а художественный руководитель Дэнни Бойл, всемирно известный режиссер оскароносного фильма «Миллионер из трущоб», добавил, что цель шоу стоимостью 27 миллионов фунтов — создать «картину о себе, как о нации». Сцены крестьянской жизни будут происходить на фоне лугов, полей и рек. Люди будут пахать землю, заниматься спортом, проводить пикники. В церемонии также планируется задействовать настоящих животных: 30 овец, 12 лошадей, 3 коровы, 2 козы, 10 кур, 10 уток, 9 гусей и 3 овчарки. Самый большой в мире колокол, весом 23 тонны, высотой 2 метра и шириной 3 метра, будет звонить внутри стадиона и оповещать о начале спектакля в шекспировском стиле. Раньше с помощью колоколов общины сообщали друг другу о том, что должно случиться что–то важное.
Это «что–то важное» уже пришло, время настало. Зрители приготовились болеть, а спортсмены соревноваться. Сегодня летние Олимпийские игры в Лондоне будут объявлены открытыми. Пусть нам всем повезет!
Ваше пожелание нашим олимпийцам?
Автор публикации: Сергей КАНАШИЦ
Фото: РЕЙТЕР