Танец XXI века
29.11.2012
—
Разное
|
Вчера, сегодня и завтра современного танца XXV Международный фестиваль современной хореографии в Витебске завершился. Впервые за 25 лет гостевая программа IFMC шагнула за пределы этого областного центра – вечера современной хореографии состоялись в Молодечно, Бобруйске, Гродно и Минске. Случайность это, задумка организаторов или символический знак, но спектакль Национальной танцевальной компании Уэльса, которым завершился юбилейный фестиваль, называется “Мечта” и сыгран он был на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Те, кто делал первые шаги на сцене витебского фестиваля, о таком не могли даже подумать. Долгие годы модерн в танцевальном искусстве жил и развивался в своеобразном культурологическом вакууме – без публики, без сценических площадок, без чьей-либо финансовой поддержки и без внимания со стороны официальной культуры. Теперь же современным техникам танца учат в вузах, и, кстати, именно в этом, юбилейном для IFMC году, в Большом театре открылась экспериментальная площадка «Молодежный театр современной хореографии». Каждый, кто делает сегодня выбор в пользу модерна, знает: до витебского фестиваля концептуальной хореографии на огромной территории бывшего СССР практически не было. Вчера Уже в 1987 году на фестиваль, который был посвящен брейк-дансу, в Витебск приехали хореографы, развивающие нестандартные направления в танце. Среди них был Николай Огрызков, руководитель московского «Свободного балета». Собственно, джаз-танец этого коллектива и стал импульсом к тому, чтобы открыть площадку для развития популярного за рубежом contemporary dance. – Наш фестиваль был создан для обмена идеями и практическим опытом между творческими людьми, и все эти годы он не только фиксирует, но и формирует пути развития современного пластического театра, – считает автор проекта заместитель генерального директора центра культуры «Витебск» Марина Романовская. – Для этого теоретики и практики современной хореографии из Литвы, России, Украины, Эстонии, Германии проводят у нас свои мастер-классы, работает экспертный совет, в который входят известные искусствоведы и балетные критики из разных стран. IFMC стал первым и долгое время был единственным фестивалем подобного рода. Единичные группы, которые когда-то откликнулись на поиски организаторов проекта, сегодня входят в элиту современной хореографии. За 25 лет на витебской сцене выступили тысячи артистов из сорока стран мира. Одним из ключевых событий в истории фестиваля стало приглашение на пост председателя жюри международного конкурса 1993 года маэстро с мировым именем – Валентина Елизарьева. Его бесспорный авторитет в балетных кругах поднял статус мероприятия и привлек к фестивалю внимание профессионалов. Сегодня В этом году жюри впервые возглавил выдающийся хореограф, легенда русского балета народный артист СССР и Российской Федерации Владимир Васильев. – Я много слышал хорошего об этом фестивале и давно хотел здесь побывать, – сказал Владимир Викторович. – Атмосфера в Витебске в самом деле удивительная – чуткая публика, большое количество участников, высокий уровень конкурса. Несколько номеров запали мне в душу и даже заставили поволноваться, а большей радости в нашей профессии не бывает. Международный конкурс собрал в этом году 28 коллективов из Беларуси, России, Украины, Литвы, Польши, Эстонии, Швейцарии, Японии, Германии. К публичному туру из 45 произведений были допущены 17. Самое большое количество наград юбилейного IFMC получили коллективы из Киева. Хореографическая миниатюра Алексея Бусько «Альбом» удостоена Гран-при, работы Анастасии Харченко, Сергея Кона и Кристины Шишкаревой отмечены второй премией. Первая премия в этой номинации присуждена ансамблю современной хореографии Кемеровского государственного университета культуры и искусств «Вечное движение». Лучший, по мнению жюри, одноактный балет показал дуэт Dance creation award из Японии. Открытием XXV фестиваля стал хореограф из Санкт-Петербурга Константин Кейхель – помимо признания жюри и второго места в номинации «Хореографическая миниатюра», он отмечен специальной премией имени Евгения Панфилова. Как всегда, в рамках фестиваля прошли дискуссии о современном танце, путях его развития. Председатель экс-пертного совета фестиваля, балетный критик и музыковед Лариса Барыкина считает, что технический уровень исполнителей очень вырос, но в том, что касается формы и содержания, многие по-прежнему путают сцену с классом. – Есть класс, тренинг, придумывание комбинаций – это только слова, с которыми рано идти к зрителю, – считает эксперт. – Все-таки миниатюра или балет предполагает мысль. Она может быть закодирована, тонуть в ассоциациях, но должна как-то проявляться. В этом смысле тематика работ поражает бедностью. По-прежнему юные девушки страдают отсутствием мужского внимания и происходят «кухонные разборки» между полами. Почти отсутствуют юмор, гармония и доброта, которая, несмотря ни на что, есть внутри человека. Да, мы живем в непростое время, но, если бы мы были такими, какими нас показывает современный танец, уже наступил бы конец света. Впрочем, как сказала Венди Перрон, главный редактор журнала Dance magazine (Нью-Йорк), депрессивный язык и многословность характерны для авангардного танца во всем мире, и многие прекрасные постановки стали бы еще лучше, если бы над ними поработал редактор. Завтра По словам директора Немецкого института кинематографии танца в Бремене Хейды-Мари Хэртель, на западе есть такая опасность, что танец вообще исчезнет. – Я отслеживаю ситуацию в Восточной Европе с 1992 года и опасалась, что большие коллективы будут распадаться, но вижу, что год от года у вас все становится лучше, – говорит искусствовед. – Теперь я поняла, в чем тайна: я пропустила витебский фестиваль, который существует 25 лет и является мощной платформой для развития. По словам Ларисы Барыкиной, пришло время, когда современный танец и академический балет должны пойти навстречу друг другу. Во всем мире давным-давно радикалы, которые танцевали по подвалам, пришли на большую сцену и танцуют с профессионалами, привнося совершенно новую лексику, и от этого синтеза рождается то, что называют современной хореографией, в которой уже никто не делит стили на contemporary dance, хип-хоп, модерн или балет.
|
|