Квадрицикл или квадроцикл? Как и где эксплуатировать, выясняем в ходе тест-драйва
21.08.2016 16:18
—
Разное
|
Пить или не пить? Где ездить и где не ездить на мотовездеходах? Мы решили разобраться с особенностями эксплуатации мотовездеходов на дорогах нашей страны, так что взяли на тест-драйв сразу два типа этих транспортных средств. В европейских городах зачастую можно встретить немало квадроциклов на улицах. Их используют в качестве ежедневного средства передвижения вместо мотоцикла или скутера. Да, места на дороге он занимает немного больше, но все же остается юрким и быстрым, при этом с парковкой меньше проблем, чем с автомобилем. Но у нас этот тип транспортного средства пока остается дорогой игрушкой. Конструктивно мотовездеходы делятся на два типа — UTV (utility task vehicle — утилитарные) и ATV (all-terrain vehicle — внедорожные). Первые еще называют side-by-side. То есть в нем водитель и пассажир сидят плечом к плечу. Вторые имеют классическую мотоциклетную посадку. А законодательство нашей страны разделяет эти транспортные средства на квадрициклы и квадроциклы. Такой вот словесно-буквенный пассаж законотворцев. Одна буква в названии — а такие разные судьбы. Сначала разберемся с CFMoto Z8 800 EFI. Это — UTV или side-by-side по конструкции и квадрицикл по закону. Термином «квадрицикл» в соответствии с указом президента Республики Беларусь от 25 ноября 2010 г. № 611 назвали четырехколесные механические транспортные средства, имеющие приводы управления автомобильного типа и массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов. То есть квадрицикл — не что иное, как мини-автомобиль, с педалями, рулем и рычагом переключения передач. Для управления им нужны права категории «В». Под рулевым управлением автомобильного типа подразумевается рулевое колесо, «баранка». Ну и раз уж квадрициклу позволено обитать на дорогах общего пользования, они оснащаются всеми необходимыми световыми приборами, в том числе указателями поворотов и ремнями безопасности. Если говорить о предназначении CFMoto Z8, то его можно обозначить как спортивно-утилитарный мотовездеход. У него агрессивный дизайн, и он больше похож на багги для получения адреналиновых приходов, нежели на рабочую лошадку. Размеры кузова тоже намекают, что там поместится не туша кабана, а экипировка. Несмотря на то что водителя и пассажира окружает крепкий каркас безопасности, шлем для управления этой штукой нужен. Если приложиться головой о каркас — ничего хорошего не будет. У меня шлема не было, так что я просто пообещал себе быть осторожнее. А пока устроился за рулем. Руль, педали, кресло — все, как в обычном автомобиле, но эргономика — понятие от UTV далекое, хотя присутствует регулировка руля и водительского кресла. Я со своим ростом под 190 см поместился впритык. Благо педали только две. Ремень безопасности — почти гоночный, четырехточечный. Вместо двери — защитная сеточка. Ее главное предназначение — не дать вам рефлекторно выставить руку или ногу при опрокидывании. Все управление — на автомобильный манер, разве что «поворотники» включаются двуплечей клавишей, на передней панели есть небольшой бардачок, где хранится пульт управления встроенной лебедкой. К слову, воспользоваться ей не пришлось. Под небольшим кузовом за спинами седоков скрывается мотор объемом 800 «кубиков» и мощностью солидные 63 л.с. Двигатель V-образный, двухцилиндровый, с водяным охлаждением. Времени на тест-драйв у меня было немного, так что разбирался я с особенностями квадрицикла уже на ходу. Двигатель заводится на автомобильный манер, поворотом ключа зажигания. Тихой работу мотора не назовешь. За спиной он тарахтит так, что при разговоре с пассажиром надо уже напрягать голосовые связки. Между двумя креслами расположен рычаг управления трансмиссией. Положения рычага несколько отличаются от традиционных автомобильных, толкать его надо не на себя, а от себя. Поначалу я путался, но потом привык. Хотя информативность привода не ахти, вслепую переключать режимы сложно. Положения рычага стандартные — P, R, N, H, L. Режим H соответствует автомобильному Drive. Ну вот и поехали. На ходу разберемся. Крутящий момент от двигателя к колесам передается через клиноременной вариатор. С места этот почти багги принимает не хуже иного спорткара. Официальные данные утверждают, что до 60 км/ч CFMoto Z8 разгоняется за 3,2 секунды. Причем это на заднем приводе и по грунтовой дороге. Максимальная скорость — 100 км/ч. Это действительно в первую очередь снаряд для получения адреналина. Скорость по лесной грунтовой дороге с ямами и перекатами — 60−80 км/ч. Ух! Подвеска этого вездехода — как белорусская экономика — терпит ямы, провалы, взлеты, падения, резкие повороты. Мотор ревет, трансмиссия воет, глаза блестят. Спасибо электроусилителю руля — управляться с квадрициклом не составляет труда. Только в скоростных поворотах следует быть осторожным. Колеса вгрызаются в грунт, почти не скользят, а центр тяжести довольно высок, так что всегда есть риск опрокидывания. Сделать так, чтобы эта штука на бездорожье перестала ехать, надо еще постараться, хотя и возможно. Клиренс у Z8 — 280 мм, подвески спереди и сзади независимые, на сдвоенных рычагах. По умолчанию квадрицикл заднеприводный, передняя ось подключается жестко, нажатием кнопки на передней панели. При необходимости можно заблокировать передний дифференциал и воспользоваться понижающей передачей. Этого арсенала хватает для того, чтобы карабкаться в самых труднодоступных местах. Крутые горки, песок, грязь — все можно преодолеть, если ехать с умом. Если без ума — то есть передняя лебедка. Ну и все еще не забываем о риске переворота. Квадрицикл не позволяет пользоваться распространенным приемом — переносом центра масс. Это удел квадроциклов. Так я плавно перемещаюсь к изучению второго типа мотовездеходов на примере Polaris Sportsman 850 SP. Это, можно сказать, классический мотовездеход с мотоциклетной посадкой и мотоциклетным же рулем. В белорусских ПДД он получил термин «квадроцикл» или мотовездеход, и он не относится ни к одному типу транспортных средств, которым разрешено участие в дорожном движении. Его не нужно регистрировать, для управления квадроциклом не требуется водительское удостоверение, но следует помнить о том, что на них нельзя выезжать на дороги общего пользования. Возникает хороший вопрос: «А за что меня могут привлечь инспекторы ГАИ, если остановят на квадроцикле на дороге общего пользования?». Выезд на дорогу на квадроцикле будет квалифицирован в соответствии с ч. 5 ст. 18.12 КоАП: «Несвоевременные регистрация или перерегистрация транспортного средства, либо непредставление его без уважительной причины в установленный срок для государственного технического осмотра, либо управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр, — влекут предупреждение или наложение штрафа в размере 1−3 б. в. Кроме того, за данное правонарушение введена повторность, и уже за повторное правонарушение в течение года нарушитель получит штраф в размере от 2 до 5 б. в.» Во взращенной советским менталитетом голове сразу возникает вопрос — а если пьяный по лесу задом на квадроцикле? Что будет? Все просто. Несмотря на то что регистрировать мотовездеход не требуется, он все равно является транспортным средством. И если вас поймают в поле или в лесу пьяным за его рулем, вступает в дело статья 18.16 КоАП, согласно которой «управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, — влекут наложение штрафа в размере от пятнадцати до тридцати пяти базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года». Итак, на дороги общего пользования мне нельзя, но, проезжая по асфальтовой дороге мимо экипажа ГАИ, я не привлек их внимания. Однако испытывать терпение я не стал и свернул в лес при первой возможности. Собственно, там и раскрываются все прелести этого типа транспортного средства. Polaris Sportsman 850 SP — этакий представитель элиты среди квадроциклов. Во многом благодаря особой конструкции. Эта модель примечательна наличием электроусилителя руля, который, кроме своей прямой функции, исполняет роль демпфера при проезде неровностей. В результате руль не рвется из рук при проезде, например, торчащих корней деревьев. Честно говоря, осознал я этот факт уже после поездки. Трансмиссия имеет три режима — задний привод, автоматически подключаемый полный и режим полного привода с торможением двигателем на спуске. Полный привод здесь работает следующим образом: как только задние колеса начинают пробуксовывать, система автоматически блокирует все четыре колеса. Если задние колеса обретают сцепление, трансмиссия переходит в режим заднего привода. Интересно и необычно. В принципе для туристического квадроцикла, коим Polaris Sportsman 850 SP и является, это удобно. Поставил переключатель в режим полного привода и забыл. Электроника в тяжелой ситуации все сделает сама. Я проверил это в глубокой песчаной канаве и остался доволен. И правда, не надо думать, какую блокировку включить в том или ином случае. Не едет? Включаем понижающую передачу и полный привод. Если и так не едет, слезаем с квадроцикла и толкаем, одновременно нажимая на газ. Тут важно не споткнуться. Можно отметить еще две интересные конструктивные особенности Polaris Sportsman 850 SP. В задней независимой подвеске используется стабилизатор поперечной устойчивости, что для такой техники решение неординарное. Двигатель объемом 850 «кубиков» выдает 78 л.с. и имеет балансирные валы. В итоге мотор работает практически без вибраций. Особенно сильный был контраст после того, как я сел на Polaris Sportsman 850 SP после тряского на холостых оборотах CFMoto Z8. Polaris кажется просто лимузином повышенной комфортности. А уж о динамике и говорить не приходится. Бешеного спурта с места нет, квадроцикл начинает разгон плавно и мягко, но очень быстро. И при этом шум от него настолько небольшой, что общаться с задним пассажиром можно, лишь слегка повернув к нему голову. Внедорожные шины на асфальте ведут себя крайне небезопасно. Даже на небольшой скорости (около 60 км/ч) квадроцикл начинает слегка гулять по траектории, скользить в поворотах. Ехать быстро совершенно не хочется. А вот на бездорожье — как раз наоборот. Polaris Sportsman 850 SP оказался очень мягким и покладистым аппаратом, с ним легко управится даже девушка. Типичный такой «турист», на котором можно выдержать не один десяток километров. Надо только помнить, что бак тут — 17 литров, а на бездорожье квадроцикл с таким объемным и мощным мотором может запросто расходовать 30 литров на 100 км. Для заднего пассажира в нашей комплектации было предусмотрено удобное кресло со спинкой и поручнями. Забавно, потому что большинство инструкций к мотовездеходам этого типа гласит, что от пассажира лучше отказаться. Так-то. Ну и конечно, Polaris Sportsman 850 SP все же требует от водителя куда больших специфических навыков, нежели side-by-side. Умение переносить центр масс посредством собственного тела — ключевой прием квадроциклиста. А одна из самых травмоопасных привычек неопытного наездника — это попытка остановить боковое опрокидывание, выставив ногу в качестве упора. Ничем, кроме перелома, это обычно не заканчивается. Но побороть в себе инстинкт крайне сложно, но лишь до первого перелома. Ну и продолжим грустную тему. Цена. Polaris Sportsman 850 SP стоит 954 000 российских рублей (28 760 белорусских). Цена хорошо оснащенного бюджетного седана. Чуть дешевле стоит китайский CFMoto Z8 — 810 000 российских рублей (24 420 белорусских рублей). Это немного дешевле именитых аналогов, но при этом всякие полезные штуки вроде лебедки у китайской техники идут в базовой комплектации. Нам запомнилосьCFMoto Z8 800 EFI Polaris Sportsmen 850 SP Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Чтобы разобраться в сложностях терминологии и устройства мотовездеходов, мы взяли на тест-драйв сразу две принципиально разные модели. |
|