Украинский рынок дизтоплива: белорусам не удалось обойти россиян
18.12.2019 13:36
—
Разное
|
Белорусам не удалось стать лидерами по поставкам дизтоплива на самом завидном экспортном направлении – украинском рынке, несмотря на принятые Киевом ограничительные меры в отношении его поставок из РФ и новой возможностью транспортировки белорусского дизтоплива по трубе. Российские компании смогли удержать пальму первенства на рынке УкраиныБеларусь в последние годы теряла долю на украинском рынке дизтоплива. Белорусское топливо не выдерживало конкуренции с российскими нефтепродуктами, львиная доля которого поставлялось в Украину по трубе «ПрикарпатЗападтранс». Компания «ПрикарпатЗападтранс» эксплуатирует участок нефтепродуктопровода «Самара -Западное направление» протяженностью около 1,1 тыс. км, который предназначен для прокачки дизельного топлива из России и Беларуси как для внутренних нужд Украины, так и для транзита в Европу. Проектная мощность магистрали — 3,5 млн. тонн в год. С 2016 года по этой трубе осуществлялась прокачка исключительно ресурса российского производства. На этот канал приходилось более трети поставок российского дизтоплива на украинский рынок. В результате доля Белорусской нефтяной компании (БНК) в балансе украинского рынка дизтоплива в 2018 году снизилась с 43% до 30%. Этот объем заместили поставки российского топлива, доля которых выросла с 28% до 39%. В первом полугодии 2019 года поставки российского дизтоплива в Украину выросли еще на 19%, а белорусские поставки остались на уровне 2018 года. После завершения модернизации белорусские НПЗ увеличат производство светлых нефтепродуктов, а экспорт дизтоплива вырастет на 3 млн. тонн. Это серьезный вызов для белорусского экспортера, — БНК должна будет продать это топливо на соседних рынках с высокой маржинальностью. Сейчас самый выгодный рынок для белорусского дизтоплива — украинский. Ограничительные меры, которые ввел Киев против трубопроводных поставок российского дизтоплива, должны были заметно подстегнуть поставки белорусского дизтоплива на украинский рынок. Напомним, Украина с 1 августа 2019 года ввела специальную пошлину на импорт дизтоплива российского производства по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс» в размере 3,75% от таможенной стоимости товара (около 25 долларов за тонну). С 1 октября пошлина повысилась до 4%. В результате российские компании с 1 августа приостановили поставки дизтоплива по этой «трубе». Появившуюся «брешь» быстро компенсировали другие поставщики. В том числе Белорусская нефтяная компания (БНК) уже в августе увеличила поставки дизтоплива в Украину на 32,4% в сравнении с августом 2018 года до 306,6 тыс. тонн. Как следствие, в августе-сентябре доля российского дизтоплива на украинском рынке упала ниже 20%. Однако уже в октябре она превысила 30%. «Год близится к концу, и выбить россиян с первых позиций уже не получится», — отмечает директор ООО «Консалтинговая группа А-95» (Киев) Сергей Куюн. По данным «Консалтинговой группы А-95», в ноябре 2019 году баланс дизельного топлива на украинском рынке составил 609 тыс. тонн, что практически соответствует объему ноября 2018 года (616 тыс. тонн). По сравнению с октябрем 2019 года, на который пришелся сезонный пик потребления, баланс сократился на 14%, или на 98 тыс. тонн. Между тем, БНК в ноябре 2019 года снизила поставки дизтоплива в Украину на 7%, или на 14 тыс. тонн, по сравнению с октябрем 2019 года до 184 тыс. тонн. При этом поставки дизтоплива из России в Украину в ноябре снизились на 11%, по сравнению с октябрем до 195 тыс. тонн за счет снижения прямых железнодорожных поставок. Поставки дизтоплива компании «Роснефть», поставляемые по смешанной логистической схеме — по трубопроводу до Гомеля (Беларусь) с дальнейшей перевалкой в железнодорожные цистерны — в ноябре снизились по сравнению с октябрем на 1,6% до 131 тыс. тонн. «В результате в ноябре Россия осталась крупнейшим источником поставки дизельного топлива на украинский рынок, сохранив долю в общем балансе на уровне 32%», — отметили в «Консалтинговой группе А-95». В то же время доля поставок белорусского дизтоплива в общем балансе украинского рынка в ноябре составила 30,2%. Правда, год назад она составляла 28%, а доля российского дизтоплива составляла 31%. «Получив удар в августе, «Роснефть» и ее партнеры по поставкам дизтоплива по трубе переориентировались на железную дорогу, а в декабре даже совершили дерзкую «вылазку», снова предложив поставку с Новограда и Смыги. По имеющимся данным, всего будет 30 тыс. тонн. В декабре им подыграли рекордные спреды между южной и северной котировками, но как долго продержится такая нетипичная ситуация, неясно. Также есть уверенность в том, что подрастут цены и на железнодорожные поставки. Иначе и быть не могло, ведь паритет подняла Беларусь, ее поддержали литовцы. Так почему не подкорректировать и россиянам?», — комментируют ситуацию в «Консалтинговой группе А-95». Труба пока не задействованаВ марте 2019 года Антимонопольный комитет Украины разрешил белорусскому предприятию «Нефтебитумный завод» купить долю в уставном капитале украинской компании «ПрикарпатЗападтранс». Теперь владельцем 51% акций является белорусская компания «Нефтебитумный завод», принадлежащая белорусскому нефтетрейдеру «Интерсервис», конечным бенефициаром которого является крупный белорусский бизнесмен Николай Воробей. Ожидалось, что появившаяся возможность поставлять дизтопливо в Украину трубопроводным транспортом автоматически усилят привлекательность белорусского топлива на самом близком и высокомаржинальном рынке. В последний раз мозырское дизтопливо поставлялось в Украину по «ПрикарпатЗападтрансу» в 2001 году. В апреле 2019 года Н. Воробей заявлял, что уже скоро дизтопливо Мозырского НПЗ пойдет в Украину по нефтепродуктопроводу. В сентябре линейная производственно-диспетчерская станция (ЛПДС) «Новоград-Волынский» нефтепродуктопровода «ПрикарпатЗападтранс» приняла в резервуары тестовую партию дизтоплива производства Мозырского НПЗ. Тестовая прокачка должна была подтвердить сохранность качества мозырского дизтоплива. «Белорусское топливо имеет отличительные характеристики, в частности, более низкую плотность и другой цвет. С коммерческой точки зрения — это крайне важные показатели, и наша задача -обеспечить сохранность его качества»,- пояснял директор ЛПДС «Новоград-Волынский Андрей Мартынюк. По его словам, преимущество трубопроводных поставок, в отличие от транспортировки топлива по железной дороге, — это, в первую очередь, отсутствие длительных процедур согласования, а также проблем с простоями вагонов и нехваткой подвижного состава. Планы по дальнейшей прокачке белорусского дизтоплива А. Мартынюк комментировать отказался, переадресовав эти вопросы ресурсодержателям. Однако пока белорусская сторона не приступила к системной поставки дизтоплива по трубе в Украину. По имеющимся данным, белорусский поставщик дизтпоплива не может самостоятельно принимать решения по загрузке этого трубопровода, — требуется обязательное согласование с российской компаний «Транснефть».
|
|