Сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, парламент), которая проходит сейчас в Пекине, — событие хоть и нерядовое, но прежде всего внутреннее. Тем не менее освещают его несколько тысяч журналистов, почти треть — зарубежные. Вот и ваша покорная слуга ходит на пленарные заседания и внимательно читает доклады. В последние годы это стало почти штампом, но по–прежнему отражает реальность: изменения в Китае влияют на весь остальной мир.
Сессия парламента — настройка на новый год: подводят итоги и утверждают планы. Поэтому всех и интересует. Ведь когда в прошлом году Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао поставил задачу увеличить ВВП на 8% (это в разгар кризиса–то!), многие эксперты чуть не пальцем у виска крутили: невозможен, мол, такой рост в нынешних условиях. Но то, что невозможно для других, китайцам вполне по силам: план перевыполнили (по итогам 2009 г., напомню, рост составил 8,7%). Поэтому когда цель на год наступивший осталась прежней — 8%, — экономисты опять удивились: что так мало?
Нужно отдать должное нынешнему поколению китайских руководителей: головокружение от успехов — болезнь, им практически неведомая, в шапкозакидательских настроениях их не уличали, а розовые очки и примерить не успели. На свою страну в целом и экономику в частности они смотрят вполне трезво, поэтому и планы строят приземленные. К тому же прошлый год, ставший, по признанию Вэнь Цзябао, «самым трудным» для Китая в новом столетии, обнажил такое множество проблем, что стало понятно: без их решения экономическое чудо может превратиться в пузырь. «Окружающая среда для развития в нынешнем году, возможно, будет лучше прошлогодней, но предстоящая ситуация обещает быть крайне сложной», — предостерег Премьер и призвал не принимать тенденцию к подъему экономики за «коренное улучшение ее функционирования».
...Китайских парламентариев «народными избранниками» назовешь едва ли: прямых выборов нет, будущих депутатов выдвигают трудовые коллективы и партийные организации. Да и реальных полномочий у депутатов тоже нет — даже прописанным в законе правом на запросы они не пользуются. Тем не менее ежегодная сессия ВСНП — это не то чтобы декорация или реверанс в сторону «старых демократий» с их традиционно сильным парламентом. Китайский центр силы — это правительство, принимающее судьбоносные решения и берущее на себя ответственность за все. Но, как показывает практика (особенно последних лет), и центр силы нуждается в поддержке. К тому же для лучшего управления страной нужно знать настроения на местах — в том числе и для того, чтобы вовремя осознать нарождающиеся проблемы и нанести по ним превентивный удар. Хотя «удар» в данном случае — термин не совсем правильный, потому как военный и подразумевает насилие. А Госсовет КНР при наличии выбора предпочитает пряник и проблемы решать хочет мирно, быстро и эффективно. Поэтому на повестке дня нынешней сессии оказались вопросы не просто назревшие, но даже наболевшие: изменения в законы о выборах, о компенсации за принудительный снос домов, вопросы реформ в области здравоохранения и образования.
Государство не намерено отказываться от политики оказания помощи предприятиям, «оказавшимся в трудном положении», и готово взять на себя часть необходимых выплат социального характера — так борются с угрозой безработицы, которая в этом году не должна превысить 4,6%. Хотя, конечно, проценты эти — штука лукавая: касаются только городского населения и не учитывают мигрирующих из сельских районов в поисках работы людей, а их, по разным подсчетам, от 140 до 250 млн. человек. Именно на этих людей делает ставку правительство, объявляя курс на ускоренную урбанизацию. В соответствии с долгосрочной государственной стратегией число сельских жителей через 30 лет сократится на 400 млн. — они переедут в средние и малые города. Процесс этот уже идет, но не так быстро, как хотелось бы, ведь цена городской прописки — это отказ от некоторых прав. Например, сельские семьи могут иметь второго ребенка, если первый — девочка (городские в любом случае довольствуются одним), каждому сельчанину положен надел земли, а городские права на землю лишены. Зато от горожан выбирают (хотя, как мы знаем, «выбор» здесь весьма относителен) в четыре раза больше депутатов, чем от сельских жителей. Именно на устранение этой диспропорции направлены изменения в законе о выборах.
Китай — огромный, а потому не очень поворотливый, корабль: чтобы начать движение в другом направлении, нужно время. И твердая воля капитана, конечно. Но, похоже, со вторым проблем не возникает. Вэнь Цзябао сказал, что «тернии и лишения рождают великое дело, мужественная борьба творит чудеса», так что экономическому чуду быть — с новыми настройками.
Повестка дняСессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП, парламент), которая проходит сейчас в Пекине, — событие хоть и нерядовое, но прежде всего внутреннее. Тем не менее...