Лондонский Институт Legatum повысил рейтинг Беларуси по индексу благосостояния сразу на 21 позицию. Мы переместились с 85–го на 54–е место в мире. Не первые строчки, конечно, да и критерии британцев далеко не бесспорные, но это уже тенденция. Ведь далеко уже не в первом международном рейтинге наша страна поступательно повышает свой уровень.
Отношение к Беларуси в западном мире существенно меняется — невозможно игнорировать очевидное. В кулуарах зарубежные эксперты неизменно соглашаются, что у нас есть все шансы в следующей пятилетке войти в число 30 лучших стран мира в большинстве глобальных рейтингов. Безусловно, среди них есть и устаревшие, и странноватые. Но есть такие, которые для социально ориентированного государства достаточно важны.
Речь, например, о таких параметрах, как качество образования (оно — фундамент экономики знаний XXI века), здравоохранения (забота о нации). Или социальный капитал в целом, под которым понимают отношение членов общества друг к другу, к семейным ценностям, готовность к взаимопомощи. Здесь, кстати, в рейтинге Legatum мы вообще претендовали на 16–е место в мире, но консервативные британцы решили подвинуть планку до 26–го. Хотя и это очень неплохой результат.
В октябре Президент, посещая социальные объекты, проэкзаменовал социальную сферу. Ее достижения очевидны. Хотя понятно, что каждый человек всегда хотел бы большего. Даже в самых благополучных условиях. Но не надо забывать, что по ВВП, то есть по сумме произведенных за год товаров и услуг, мы пока на 74–м месте в мире. Это есть оценка качества нашего труда, нашей производительности. Казалось бы, как работаем, так и должны жить. Однако социальное благосостояние белорусам обеспечено государством на существенно более высоком уровне: по качеству образования и социальному капиталу мы на 23–м месте, по качеству здравоохранения — на 37–м. Как удалось это обеспечить?
ООН объясняет это просто — причина в примерном равенстве распределения доходов и общественных благ. С индексом Джини 25% (учитывает соотношение самых высоких и самых малых доходов) мы входим в десятку лучших стран мира. Для сравнения: наша соседка Россия, которая благодаря нефти и газу имеет ВВП на душу населения на треть выше белорусского, в рейтинге благосостояния только 63–я. Объяснение тому, почему в России при большем богатстве социальные показатели существенно ниже, очевидно. Неравенство в стране между богатыми и бедными колоссально. Коэффициент Джини здесь 55%. Нефтяная и газовая рента (в том числе которую уплачивает в виде таможенных пошлин Беларусь) идет не российскому народу, а хозяевам бизнеса.
И еще несколько штрихов. Британских экспертов искренне удивило, что, располагая 23–й в мире системой образования, сами белорусы хотели бы от нее большего. Такие выводы на основании своего исследования приводит Институт Гэллапа. Полагаю, здесь ситуацию нужно воспринимать несколько иначе. Возможно, еще не каждый уяснил, что его образование и, разумеется, здоровье зависят не только от усилий государства, но и от него самого. Если не напрягаться в ученье, не заботиться о своем здоровье, то никакие самые первоклассные системы не помогут. Мне вспоминается один состоятельный студент средних способностей, который, поучившись в вузах Франции и Швейцарии, признал, что «знания больше зависят от усердия и способностей, чем от внешнего блеска аудиторий и профессоров». Увы, мы не всегда ценим то, что имеем.
Буквально через несколько дней будут опубликованы новые рейтинги: условий ведения бизнеса (Всемирный банк) и человеческого развития (ООН). Беларусь улучшит свои позиции и здесь. Потому что сама модель развития позволяет нам работать для того, чтобы жить лучше, дольше и быть более образованными.