Серость октябрьского ненастья разукрасил вышедший в массы политический процесс. Пикеты сборщиков подписей на центральных улицах и в подземных переходах не могли не притягивать внимание прохожих. Что закономерно. Ведь государство сделало то, к чему не могла прийти самостоятельно вся наша политсреда на протяжении чуть ли не двух десятков лет. Изменения в избирательном законодательстве и бережное отношение ЦИК к участникам кампании буквально вытащили на публику всех, кто хотел заявить о себе. Люди с интересом вчитывались в данные о претендентах в кандидаты на главный государственный пост. Открывали для себя новые имена, о которых еще вчера даже не слышали...
В общем, первый публичный предвыборный этап прошел довольно динамично, ярко, местами с элементами шоу на пикетах и перепалками претендентов по привычке. Что в остатке?
Понятно, 11 инициативных групп, заявивших о сдаче необходимого количества подписей, это еще не список финалистов. Не исключено, что проверка отсеет еще какое–то количество претендентов. Но то, что до промежуточного финиша добрались больше половины стартовавших, — уже факт любопытный.
Отставшие — тоже особый феномен. В наблюдении за некоторыми из них не оставляло ощущение, что люди перепутали серьезную политическую кампанию с лотереей. Шли к участию лишь с одной мыслью: вдруг как–то по- особому сойдутся звезды и фортуна повернется лицом. Но вряд ли это тот случай.
Сходили с дистанции претенденты по–разному. Один, например, промолчав почти весь подписной этап и не донеся до ЦИК листы с автографами, вдруг отметился «обращением к гражданам». Разместил его в личном блоге. Собственно, именно интернет–страничка и была изначально его, пожалуй, единственной рекламной площадкой. И если бы не информационные сетевые ресурсы, вряд ли бы участник вообще состоялся как один из ньюсмейкеров. А так даже его временный уход в себя вдруг стал новостью.
Кстати, политическую деятельность в интернете тоже можно считать одной из особенностей нынешней предвыборной гонки. Да, как дополнительный ресурс электронные страницы задействуют практически все участники. Но чтобы полностью уходить в виртуальное пространство — это, пожалуй, новация. Может, просто человек опередил свое время? Поживем — увидим. Хотя финальный манифест уже экс–претендента ясности его политическим взглядам отнюдь не придает.
Впрочем, это был тот случай, когда отряд не заметил потери бойца. Как и практически каждого из сошедших с дистанции. Хотя попытки хлопнуть громко дверью были. Один претендент, например, объявил, что собрал самую многочисленную инициативную группу. Потом рассказал общественности, что необходимые 100 тысяч подписей у него есть. Причем буквально через пару дней после начала сбора. Его и пикетов–то никто не успел заметить. Следующее известие из штаба стало поворотом на 180 градусов — передумал баллотироваться. Суть тактики довольно странноватая. Если политик действительно заручился поддержкой немалого количества людей, зачем же обманывать их ожидания? Хотя, скорее, дело в другом. Законы шоу–бизнеса сработали лучше, чем стратегии борьбы. Что ж, и такое случается. И даже определенная польза от таких участников кампании имеется. По крайней мере, лишний штрих для понимания вариантов публичной деятельности стороннему наблюдателю совсем не повредит.
Получается, что в первую очередь отсеялись те, кто и вовсе не имел особого интереса к процессу. Ну а степень серьезности оставшихся будем оценивать по очередному этапу — агитации. С учетом динамики сбора подписей от него невольно ждешь еще большего задора и креатива.