Чем санкции Евросоюза отзовутся для Беларуси?. 21.by

Чем санкции Евросоюза отзовутся для Беларуси?

01.02.2011 12:30 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Чем санкции Евросоюза отзовутся для Беларуси?

  • Кастусь ЛАШКЕВИЧ, TUT.BY


31 января Совет Евросоюза постановил ввести запрет на выдачу виз и заморозить европейские активы президента Беларуси Александра Лукашенко и почти 160 представителей власти, "ответственных за фальсификацию президентских выборов" и "насильственное подавление протестов". TUT.BY анализирует, что предшествовало санкциям, и к чему они могут привести.

Напомним, все началось с силового разгона многотысячной акции протеста оппозиции вечером после окончания голосования на выборах президента Беларуси 19 декабря. В результате было задержано более 600 человек. Среди арестованных и избитых — семь кандидатов в президенты Беларуси, руководители их штабов, соратники. В последующие дни в столице прошли массовые обыски и задержания активистов оппозиции. Сегодня уже 37 человек являются подозреваемыми по делу о массовых беспорядках в столице. В их числе — пять оппозиционных кандидатов (Алексей Михалевич, Владимир Некляев, Виталий Рымашевский, Андрей Санников и Николай Статкевич). Всем им грозит до 15 лет тюрьмы.

На следующий день после окончания выборов миссия БДИППЧ ОБСЕ признала, что они не соответствовали демократическим стандартам. Главные претензии международных наблюдателей этой организации вызвала процедура подсчета голосов, которой была дана “очень плохая” оценка на половине участков, где проходило наблюдение.

Далее на протяжении почти полутора месяцев Запад бомбардировал официальный Минск осуждениями и призывами освободить политзаключенных, обещая больно ударить возвращением старых и введением новых санкций. Примечательно, что Евросоюз и США выступили единым фронтом.

Противостояние внутри ЕС

Любопытно, что некоторые государства-члены ЕС (Италия, Литва, Латвия, Португалия) сразу же высказались против введения каких-либо санкций в отношении Беларуси. Правда, в ходе дипломатических консультаций и давления больших стран свою позицию изменили. Главными инициаторами принятия самых жестких мер против белорусского руководства выступили Германия, Польша, Швеция и Великобритания.

В свою очередь Лукашенко обвинил спецслужбы Германии и Польши в подготовке государственного переворота в Беларуси. На фоне волны общеевропейского возмущения глава министр иностранных дел Сергей Мартынов предпринял поездку па ряду стран Западной Европы, встретившись и с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Как показалось тогда, безрезультатно.

20 января Европарламент принял самую жесткую в истории резолюцию по Беларуси, в которой потребовал не только запретить въезд в Европу белорусским чиновникам, судьям и руководителям силовых структур, причастным к подавлению протестов после президентских выборов, но также потребовал проведения новых выборов и предложил рассмотреть возможность введения экономических санкций.

Польша подала личный пример другим членам ЕС, сообщив о введении визовых санкций против белорусского руководства. В то же время, Варшава и Рига объявили об упрощении выдачи белорусам определенных категорий виз. А вот Литва до последнего старалась помочь белорусским властям как-то исправить ситуацию. Журналисты узнали о том, что в 20-х числах января что в Вильнюсе с негласным визитом побывал глава администрации белорусского президента Владимир Макей, который встречался с советником литовского президента.

На экономические санкции Европа не решилась

Полторы недели между резолюцией Европарламента и встречей глав МИД 27 стран-членов ЕС аналитики и эксперты обсуждали один вопрос: решится ли Европа на беспрецедентное введение экономических санкций против белорусских предприятий?

В ожидании решения Брюсселя Минск пошел на определенные уступки в отношении заключенных оппозиционеров. Так, 28-29 января из следственного изолятора КГБ были освобождены пятеро фигурантов уголовного дела о массовых беспорядках 19 декабря, в том числе экс-кандидат в президенты Владимир Некляев и журналистка Ирина Халип, жена бывшего кандидата в президенты Андрея Санникова.

Правда, на итоговое решение Евросоюза не вводить экономические санкции в отношении Беларуси повлияла скорее не акция Минска, а отсутствие консенсуса между всеми 27 государствами-членами.

Итак, 31 января в Брюсселе Совет министров иностранных дел стран Евросоюза постановил ввести запрет на выдачу виз и заморозить потенциальные европейские активы президента Беларуси Александра Лукашенко, его сыновей Виктора и Дмитрия, а также еще 155 представителей власти, "ответственных за фальсификацию президентских выборов" и "насильственное подавление протестов". Отметим, что по сравнению с предыдущими санкциями, в списке 117 новых фамилий. Впервые в него включены и журналисты официозных СМИ.

Тут нужно напомнить, что список белорусских чиновников, которым был запрещен въезд в страны ЕС, появился в 2004 году. Первоначально в него включили Владимира Наумова, Виктора Шеймана, Юрия Сивакова и Дмитрия Павличенко, которых на Западе подозревают в причастности к политическим исчезновениям в Беларуси в 1999-2000 годах. В декабре 2004 года после парламентских выборов и референдума список пополнили Лидия Ермошина и Юрий Подобед, возглавлявший тогда милицейский спецназ.

В апреле 2006-го "черный список" расширили до 37 человек, ответственных, по мнению ЕС, за нарушение прав человека в ходе президентской кампании. В него были включены президент Александр Лукашенко, тогдашний глава президентской администрации Геннадий Невыглас, его заместители Наталья Петкевич и Анатолий Рубинов, министры образования Александр Радьков, информации Владимир Русакевич, юстиции Виктор Голованов, председатель Белтелерадиокомпании Александр Зимовский, бывший председатель Палаты представителей Владимир Коноплев, член Совета Республики Николай Чергинец и др.

3 октября 2006 года список увеличился до 41 позиции за счет судей и прокуроров, выносивших приговоры оппозиционерам.

13 октября 2008 года, приняв решение сменить безрезультатную политику изоляции на диалогу и вовлечение, Совет ЕС постановил приостановить на полгода запрет на въезд в страны ЕС Лукашенко и 35 белорусских чиновников. При этом решение о замораживании счетов 41 лица осталось в силе. Позже мораторий на санкции дважды продлевался.

"Простой вариант" или "расстрельные списки"?

"Мы начали с простого варианта санкций. Но в решении сказано, что может быть их пересмотр и другая реакция в различных сферах, если мы не увидим прогресса", — пригрозила 31 января Кэтрин Эштон.

Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски, который накануне выборов обещал Лукашенко 3 млрд евро в качестве "награды" за демократические выборы, а позже активнее других критиковал официальный Минск, уточнил: ЕС все же рассматривает возможность и пути введения санкций в отношении компаний Беларуси, "оказывающих финансовую поддержку режиму".

Ответ МИД Беларуси о принятии Минском "адекватных мер" в ответ на решения Совета ЕС выглядел предсказуемым и не самым жестким.

А вот реакция глава ЦИК Лидии Ермошиной была куда более эмоциональной. В интервью "Радыё свабода" она сравнила решение Брюсселя с "расстрельными списками" во время оккупации. "Это не что иное, как обычная расправа. Она не имеет ничего общего с персональной виной людей", — эту фразу Ермошиной будут вспоминать еще долго.

Синхронно с Евросоюзом о введении санкций в отношении Беларуси заявили США. Причем, в данном случае ограничения не только политического, но и экономического характера.

"Эштон проиграла, политзаключенные — тоже"

Политический обозреватель Роман Яковлевский называет решение Совета ЕС предсказуемым, обращая внимание на появившуюся ранее в СМИ информацию о том, что три балтийские страны единым фронтом выступили против введения экономических санкций против Беларуси.

"Евросоюз, в отличие от США, не является единым государством. Это сообщество суверенных наций, в котором принятие решений осуществляется консенсусом. Выходит, что ряд крупных стран ЕС, выступавших за экономичные санкции (Германия и Польша, которые изначально были локомотивом диалога с Беларусью, а также Великобритания), ничего не смогли поделать с позицией балтийских государств. Таким образом последние продемонстрировали свой суверенитет", — отметил в интервью TUT.BY Роман Яковлевский.

По мнению эксперта, данный факт свидетельствует о том, что Служба внешнего действия Евросоюза (фактически, МИД ЕС), начавшая полноценную работу с этого года, не смогла добиться поставленной цели и провести общую политику в отношении экономических санкций.

"Потому считаю, что глава Служба внешнего действия ЕС баронесса Эштон фактически потерпела поражение. Ведь уже давно очевидно, что только политические санкции не могут позитивным образом повлиять на поведение Минска, которое не удовлетворяет Европу. Более того, они негативно отразятся на судьбах политзаключенных в Беларуси", — говорит обозреватель.

Яковлевский убежден, что на позицию балтийских стран сильно повлияли местные олигархи, и "в этой торговле мы поняли, кто был покупателем, а кто продавцом".

"Введение санкций отбросит нас на три года назад"

А вот для директора Центра по проблемам европейской интеграции Юрия Шевцова решение исполнительного органа ЕС стало отчасти неожиданным.

"В рекомендации, а по сути, в поручении Европарламента говорилось о возможности введения точечных экономических санкций. То, что этого не произошло, свидетельствует об определенном потеплении в позиции Брюсселя по отношению к Минску. Хотя, судя по тому, что конфликт только начался, для потепления рановато", — отмечает политолог в интервью TUT.BY.

В то же время эксперт убежден, что даже введение политических санкций отбросит отношения между Минском и Брюсселем примерно на три года назад. Причем, если ранее визовый запрет касался 40 человек, то теперь список в четыре раза длиннее.

Юрий Шевцов предполагает, что, вероятно, реакция Минска на санкции будет лежать в плоскости отношения к людям, которым сегодня инкриминируют организацию массовых беспорядков вечером 19 декабря. "Раз глава государства заявил о заговоре с целью осуществления госпереворота, значит, он уверен, что у суда будут все основания в итоге поддержать именно эту версию", — считает аналитик.

Говоря о дальнейшем развитии событий, директор Центра по проблемам европейской интеграции прогнозирует громкий судебный процесс в Беларуси с обвинительными приговорами оппозиционерам от 5 до 15 лет.

"Начнется жесткое политическое и информационное обострение отношений с Европой, в скорости после чего осужденные будут освобождены через помилование. Напомню, Лукашенко не раз заявлял, что не может судить, но может помиловать, — предсказывает Шевцов. — В подобной ситуации находился кандидат в президенты на выборах-2006 Александр Козулин, который был осужден по схожей статье, провел в заключении два года и был помилован указом президента".

Политолог подчеркивает, что текущий год пройдет под знаком предвыборной кампании в России и, возможно, в Казахстане, что оттенит конфронтацию Минска и Брюсселя. Однако в 2012 году уже в Беларуси стартует собственная предвыборная кампания — в парламент.

"Рассуждая логически, большинство людей, которых теперь обвиняют по этой ужасной статье, вряд ли смогут остаться в белорусской политике в ближайшее время. Это значит, что оппозиция пойдет на парламентские выборы с новыми или старыми новыми лидерами. В тот момент и появится площадка для нового примирения с Европой", — прогнозирует Юрий Шевцов.

А что Европа?

Отметим, что еще месяц назад ситуация в Беларуси была на передовицах всех европейских изданий. Однако интерес европейского сообщества к обсуждению и принятию санкций в отношении белорусских властей значительно упал в связи с революционными событиями последних недель в Тунисе и Египте.

Те же, кто все же уделил внимание Беларуси, в основном критикуют решение Брюсселя.

"Европейцам не следует заниматься самообманом, — пишет в комментарии руководитель отдела Восточной Европы и главный редактор русской редакции Deutsche Welle Инго Маннтойфель. — Только запрет на въезд и замораживание имущества высокопоставленных белорусских чиновников в ЕС не заставит режим в Минске соблюдать принципы демократии".

Аналитик убежден, попытки Евросоюза оказать давление на позицию официального Минска не принесут результата, пока не будут сделаны два главных шага. Во-первых, это введение конкретных экономических санкций (запрет международным кредитным институтам выдавать Беларуси кредиты, запрет импорта в ЕС белорусских нефтепродуктов). Во-вторых, внесение белорусской темы в повестку дня переговоров с Россией.

Еще полгода назад мы рассуждали о приближении новой эры в отношениях Между Беларусью и ЕС. Судя по всему, в ближайшие несколько лет придется вернуться к риторике из недавнего прошлого.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
31 января Совет Евросоюза постановил ввести запрет на выдачу виз и заморозить европейские активы президента Беларуси Александра Лукашенко и почти 160...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика