Белорусские суды вынесли приговоры в отношении уже пяти бывших кандидатов в президенты. Всего же по делу 19 декабря осуждено более сорока человек. Как полагают эксперты, эти судебные процессы нужны власти не только для того, чтобы использовать политзаключенных в торге с Западом, но и чтобы обеспечить необходимые ей перегруппировки в самой оппозиции.
Экс-кандидаты Владимир Некляев и Виталий Рымашевский физически остались на свободе (20 мая первый приговорен к двум годам лишения свободы с отсрочкой приговора на два года; второй — к двум годам лишения свободы условно). А вот Николай Статкевич и Дмитрий Усс 26 мая были приговорены соответственно к шести и пяти с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Ранее пять лет усиленного режима получил экс-кандидат Андрей Санников.
Политолог Юрий Чаусов полагает, что приговоры бывшим кандидатам в президенты весьма субъективны. «Вероятно, решающее значение имело личное отношение действующего президента к подсудимым, в частности большие сроки Статкевичу, а немногим ранее Санникову явно были обусловлены резкой персональной критикой официального лидера, которую эти кандидаты себе позволяли», — отметил эксперт.
Собеседник считает, что жесткая критика социально-экономической модели Беларуси и сложившегося в ней режима единоличной власти раздражала главу государства в меньшей степени, чем личностные выпады.
В принципе же, полагает Чаусов, верхушке режима «без разницы, кем торговать с Западом». Этот путь, по убеждению политолога, белорусское руководство выбрало задолго до 19 декабря 2010 года.
«Другое дело, что сейчас мы видим процесс перегруппировки внутри белорусской оппозиции. Есть большие основания полагать, что власти этот процесс также контролируют и даже конструируют. Идет процесс конструирования новой оппозиции путем манипулирования сроками, создания определенных подходов к различным группам внутри самой оппозиции», — подчеркнул эксперт.
По мнению Чаусова, властям выгодна оппозиция «слабая, разрозненная, желательно радикальная, но разделенная в своем радикализме на тех, кто радикально борется за освобождение политзаключенных, кто радикально борется против России, кто радикально борется за благосостояние народа». Такие разрозненные группки не могут поколебать власть, но могут служить устрашением для обывателя.
«Этот процесс конструирования выгодной структуры оппозиции осуществляется, в том числе, и через судебные процессы», — предполагает собеседник.
Он отмечает, что одна из целей жестокого наказания политзаключенных — устрашение. «Власти понимают, что по политическим делам всех недовольных не посадишь, потребуется слишком много тюрем. Соответственно, нужно устрашение. Каким образом? Тем, кто проявил активность на площади, хотя и является, в общем-то, обычным человеком, выносится приговор в два-три-четыре года. Другой активист после таких приговоров уже серьезно подумает, стоит ли ему выходить на улицу протестовать», — объясняет политолог.
Чаусов полагает, что белорусская оппозиция проиграла еще год назад стратегически, когда избрала основным лозунгом, фетишем Площадь.
«Даже сейчас, когда произошла девальвация, наблюдается обнищание всего народа, мы видим, что массовых протестов нет. А Площадь организовывалась в тот момент, когда она народ меньше всего интересовала», — подчеркивает собеседник.
В то же время, убежден он, сейчас у населения есть спрос на выразителя недовольства, лидера протестных настроений, который скажет: я знаю ваши чаяния и готов призвать сегодняшний режим к ответу! «Но сейчас такого лидера нет: потенциальный претендент либо сидит в тюрьме, либо запуган репрессиями. В этом проигрыш белорусской оппозиции», — считает Чаусов.
После выборов, в ситуации нарастающего кризиса оппозиция и вправду «раскачивается» очень долго. 26 мая на специальной пресс-конференции было заявлено о намерении ряда оппозиционных сил разрабатывать программы выхода из кризиса, которые планируется обсудить с широкой общественностью предстоящей осенью в рамках акции «Белорусское собрание».
Как сообщил один из членов инициативной группы — политик Виктор Ивашкевич, акцию планируется провести в октябре по всей стране: в Минске, всех областных и 48 районных центрах.
Планируется, что в ходе акции оппозиция представит народу свои антикризисные программы. По итогам «Белорусского собрания» руководству страны будут предъявлены требования относительно улучшения социально-экономической ситуации.
Как заявил заместитель председателя Объединенной гражданской партии Лев Марголин, если предложения оппозиции относительно выхода из кризиса не будут востребованы, а сама власть не сможет стабилизировать ситуацию в стране, ее политические оппоненты намерены требовать ухода в отставку представителей власти на всех уровнях и проведения свободных демократических выборов.
Сама по себе идея акции неплоха, отмечают аналитики. Однако большой вопрос, сможет ли оппозиция провести ее на необходимом организационном уровне. Да и вообще сомнительно, что власти позволят провести акцию, в ходе которой ее оппоненты попробуют сыграть на экономическом кризисе.
К тому же неизвестно, не опоздает ли оппозиция с получением политических дивидендов от сложной экономической ситуации в стране. Девальвация рубля существенно повысила недовольство населения, однако к осени народ может просто свыкнуться с новыми суровыми реалиями.
Через три-четыре месяца многое может случиться и в отношениях с Западом. Метод изоляции, который им выбран сейчас, по мнению Чаусова, «даже более действенен, чем угрозы экономических санкций». Ведь белорусскому режиму позарез нужны деньги, а Москва не торопится их давать.
Эксперт предполагает, что рано или поздно торг с Западом начнется, хотя тот от него вроде бы демонстративно отказался, подчеркнув, что переговоры возможны только после освобождения политзаключенных.
«Я не говорю о торге только в плохом смысле. Переговоры, безусловно, нужны, потому что альтернатива этому — точечное бомбометание, к которому Запад в отношении Беларуси вряд ли прибегнет. Значит, единственный выход — переговоры. Другой вопрос, каким будет стартовый взнос Минска для начала этих переговоров. Возможно, кому-то скостят срок, а может, кого-то и выпустят. Если это произойдет, то, думаю, на переговоры Запад пойдет», — сказал Чаусов.
Эксперт отмечает, что политический и экономический кризис в стране должен отразиться и на риторике политиков. «В скором времени политика будет уходить от идеологии к отстаиванию интересов общественных групп. Политики должны переориентироваться на их интересы. На одних лозунгах уже далеко не уедешь», — констатировал собеседник.