Белорусский путь: патриотизм, интеллект, прогресс (часть 2). 21.by

Белорусский путь: патриотизм, интеллект, прогресс (часть 2)

10.05.2012 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

(Продолжение. Начало читайте ЗДЕСЬ)

Не думаю, что там уж обвальный у нас сейчас спрос на эти акции. Так? Ну и не надо. Не переживайте. Этот завод работает. Хороший завод. Продукция его востребована у наших людей. Мы всегда найдем честного инвестора. Нет — сами подставим плечо. Но мы это предприятие не бросим. И мы же не худшее предприятие вывели на IPO — народный аукцион. Взяли нормальное предприятие. Чтобы посмотреть, как это пойдет. Чтобы опыт получить. На этот же завод в очереди стоят 10 бизнесменов, которые хотят его купить. Но мы его не продали. Почему? Потому что хотят за бесценок купить. Нет! За бесценок не будет! Как определит рынок цену — по этой цене и будем продавать. Если будем... Но пока 75 процентов мы решили оставить у себя. Я не знаю, хорошо это, плохо ли, но это открыто, это честно. Все это видят, все это идет в средствах массовой информации. И не дай бог только в этом процессе кто–то пойдет не туда и будет делать нечестно — вы знаете, что будет. Вот ответ всем, кто за пределами нашей страны, и кто внутри нашей страны меня сегодня критикует за приватизацию, кто чего–то не понимает в приватизации по–белорусски. Честно, откровенно. Без всякого лоббирования. За определенную цену, под определенные условия — приходите, будем обсуждать. Если хотите, я в общем могу вам сказать про этот процесс: для того чтобы приватизировать предприятие, желающий должен прежде всего не к Президенту идти (Президенту Правительство принесет только документы, когда примет решение), а этот человек должен идти на предприятие. И трудовой коллектив должен принять решение: быть приватизации или не быть. Трудовой коллектив надо убедить прежде всего, руководство этого предприятия. Затем, следующая ступень, «добро» вам должна дать местная власть, потому что там работают конкретные люди, на этом предприятии, а за этих людей отвечают местные органы власти, и это может быть градообразующее предприятие, это местным властям виднее, они примут решение: быть или не быть. Потом ведомство, если это ведомственной подчиненности, министр. А потом только Правительство, рассмотрев все нюансы «за» и «против», внесет, на стол положит Президенту документы на подпись, по собственности республиканского уровня. Что касается коммунальной собственности — облисполкомы примут решение.

Что тут непонятно? Много бюрократии, скажете, при приватизации? И я соглашусь, да, я уже об этом говорил: много. Но вопрос очень серьезный — мы пытаемся приватизировать предприятия, которые мы с вами не создавали, это достояние всего народа. И с приватизацией надо быть аккуратными и осторожными, ибо пример соседей говорит об этом: если мы нечестно поступим с тем, что создавал весь народ, такое отношение будет к власти и о стабильности и спокойствии в стране надо забыть.

Поэтому вопрос собственности — это вопрос, как после 1917 года, собственности на землю (вы помните, когда начали отбирать, в рамки кого–то ставить — развернулась гражданская война и пошли с вилами один на другого за клочок земли). Здесь цена неизмеримо большая.

Третье направление в системе качественного обновления экономики касается роста доходов населения.

Сегодня наиважнейшая задача — сдержать рост цен и восстановить докризисный уровень доходов населения.

Нельзя всe отдавать рынку. Разумный контроль за ценами должен иметь место и будет иметь место в Беларуси. Ответ на второй вопрос, который постоянно задают, — ценового беспредела не будет.

Мы постепенно идем к все более свободному ценообразованию. Но сегодня нужна золотая середина. Абсолютно жесткое регулирование приводит к дефициту и вывозу товаров из страны.

А так называемый «свободный рынок» — к спекуляции, которая сильно бьет по карману простого человека.

Мы не должны допустить увеличения потребительских цен более чем на 20 процентов за этот год. Тем более что ни одна страна мира не отказывается полностью от регулирования цен.

Вы, наверное, заметили, в суперрыночной Германии, процветающей, буквально на днях правительством принято решение о создании «бензиновой» полиции. Так ее назвали. Призванной контролировать цены на бензин. Владельцы заправок должны будут отчитываться по каждому факту повышения или понижения цены и сообщать о том, у кого, по какой цене они закупали топливо. Вот вам и весь рынок! Если надо было для народа — в Германии суперрыночное демократичное правительство, не советуясь ни с Россией, ни с Америкой, ни с нами, пошло на эти шаги. А мы боимся! И все трясемся и дрожим: «Что о нас подумают?» Еще раз повторю: «трястись» надо за то, что подумает о нас наш народ.

Недавно Комитет госконтроля проверил несколько столичных ресторанов и кафе.

И что же?

Наценки доходили до тысячи процентов! Обычную чашку чая продавали чуть ли не в десять раз дороже ее себестоимости. А потом объясняли — нам надо платить иностранному повару! Я так и не понял — им что, нужен иностранный повар? Чтобы налить чашку обычного чая?..

Поэтому нам надо меньше разглагольствовать о свободных ценах, но при этом сделать всe, чтобы рыночные отношения в Беларуси на деле приобрели цивилизованный характер.

Мировой опыт доказывает: реальная конкуренция мгновенно останавливает ценовой беспредел.

Нам ни в коем случае нельзя допустить монополизации внутреннего потребительского рынка крупными торговыми сетями или ценового сговора между ними.

Наряду с гипер– и супермаркетами должны развиваться небольшие частные, государственные объекты «шаговой доступности».

Более того, в отношении крупных торговых сетей надо принять и социальные обременения. Программы дисконтных карт для пенсионеров, многодетных семей, инвалидов должны стать обязательным условием их присутствия на нашем внутреннем рынке.

Поручаю губернаторам взять эти вопросы под личный контроль, особенно председателю Минского горисполкома.

Провально работает система потребительской кооперации. Этот, по сути, крупнейший розничный продавец нашей страны с каждым годом теряет позиции. Хотя эффект масштаба, инфраструктура позволяют выйти на показатели эффективности не ниже, чем у сетей известных торговых марок.

Так продолжаться больше не может. Я слишком долго, Михаил Владимирович (Премьер–министр М.В.Мясникович. — Прим. ред.), жду ваших предложений, от Правительства, по потребительской кооперации.

Поэтому еще раз поручаю Правительству, Администрации Президента в части кадров по итогам первого полугодия разобраться и внести четкие и конкретные предложения по кардинальному исправлению ситуации.

Теперь о зарплатах.

Здесь подходы неизменны: задача государства — создать условия для тех, кто может работать, и помочь слабым. Всe остальное в руках самих людей.

Мы приняли важное решение, о котором просили и бизнес, и большинство граждан, — дали свободу в оплате труда и придали единой тарифной сетке рекомендательный характер для предприятий всех форм собственности.

Но этой свободой надо уметь воспользоваться.

Главный экономический принцип — соответствие темпов прироста производительности труда темпам прироста заработной платы. Этот закон никто не отменял! И не я его выдумал!

Проще говоря, зарплата должна быть заработана.

Однако некоторые руководители, повторюсь, новую ситуацию восприняли упрощенно — что можно ничего не делать, что всякая ответственность за рост доходов людей с них снята.

Тот, кто так думает, сильно заблуждается. Задача руководителя остается прежней: обеспечить рост производительности труда, который должен повлечь повышение зарплаты трудового коллектива.

На четвертом Всебелорусском народном собрании мы обещали людям к концу пятилетки приблизиться к среднеевропейскому уровню заработной платы. С учетом нашего социального пакета, с учетом наших коммунальных услуг и так далее. Все это подсчитать и приблизиться. Вот ключевая задача для Правительства! Каждого руководителя и всей «вертикали» власти. Ну а для начала по итогам этого года мы посмотрим: кто вышел на 500 долларов, а кто не вышел. И посмотрим: какая у него производительность труда и почему ее нет, чтобы обеспечить людей должной заработной платой.

Да, мы по–прежнему поддерживаем и будем поддерживать пенсионеров, бюджетников, многодетные семьи, инвалидов, последовательно увеличивая размеры пенсий и пособий.

Но что касается тех, кто работает на производстве, — тут каждому по труду: сколько заработал — столько и получил. Тем более меня никто не упрекнет в излишней «избалованности» чиновничьего люда, что у них тут зарплата выше, чем у кого–то.

Четвертое направление — эффективность управления экономикой.

Для роста капитализации государственных активов, снижения затрат и повышения эффективности управления мы взяли курс на создание холдингов и крупных производственных объединений в промышленности. Это, по сути своей, государственные корпорации. Кстати, те же процессы происходят и в сельском хозяйстве. Практически в этом году мы завершим укрупнение сельскохозяйственных предприятий и создание оптимальных сельскохозяйственных предприятий и холдингов. Там, где это возможно.

Уже в 2012 году мы должны получить качественный эффект от организационных реформ. Радикально снизить непроизводственные затраты, накладные расходы и не менее чем в два раза административно–управленческий персонал. Это — по холдингам в промышленности.

Поручаю Правительству по каждой госкорпорации выработать стратегию развития и интеграции в мировую экономику, кооперации с основными партнерами.

В первую очередь это касается тех объединений, где внутренних ресурсов развития недостаточно, а рынки конечной продукции высококонкурентны.

Наши планы должны быть скоординированы со стратегиями развития России и Казахстана и опережать их.

С 2012 года мы стали работать в равных условиях с нашими партнерами по Таможенному союзу. Примерно в равных условиях. Это не то, что было год или два года назад.

Политическое руководство страны решило главную задачу: двукратное снижение цен на основной энергоресурс, поступающий в страну, — природный газ. Урегулировало вопросы сотрудничества с Российской Федерацией в нефтяной сфере.

Достигнутые договоренности по ценам на энергоресурсы — это не «подачка» и не субсидии, как пытаются представить отдельные «свядомыя». Это базовые условия функционирования Единого экономического пространства.

При такой разнице в ценах, как это было совсем недавно, нет свободной конкуренции. Когда у нас в пять раз цена выше, чем в Казахстане и в России. При различных стандартах и требованиях к качеству продукции не может быть единого рынка. Это простые истины!

Поэтому в Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана и России мы не просим низких цен для наших предприятий.

Главное — это единый уровень цен и принципы их формирования. Для всех — белорусских, российских и казахстанских компаний.

Пятое важнейшее направление — стабильность белорусского рубля.

Курс нашей валюты постепенно и спокойно укрепляется.

Как мне докладывают, в текущем году население продало через «обменники» полтора миллиарда долларов США, что на полмиллиарда долларов больше, чем купило. По всем валютам отмечается ежедневный рост вкладов.

Эти примеры свидетельствуют о стабилизации на валютном рынке, доверии к национальной валюте и банковской системе. И у этого доверия есть реальные основания.

Каждый рубль, находящийся в обращении в стране, на 150 процентов покрыт валютными резервами по текущему рыночному курсу.

Сегодня Национальный банк даже вынужден противостоять резкому укреплению обменного курса, чтобы не допустить ухудшения условий внешней торговли.

Но мы прекрасно понимаем риски быстрого укрепления рубля. Спекулятивные атаки, нечестная игра с курсом — всe это может повториться. Поэтому мы действуем аккуратно. Главное — обеспечить спокойствие, стабильность и предсказуемость.

Резких колебаний обменного курса допустить нельзя. И мы по–прежнему будем твердо придерживаться принципа — свобода формирования валютного курса в результате открытых, прозрачных биржевых торгов.

Шестое направление — экспорт.

Экспорт напрямую связан со стабильностью курса. Именно он приносит валюту в страну.

Задача Правительства, местных органов власти на текущий год — обеспечить положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере свыше миллиарда долларов.

Более того, сегодня на экспорт необходимо направлять не менее 65 процентов от произведенной продукции. С появлением Единого экономического пространства все условия для этого созданы.

Но ограничиваться ЕЭП нельзя. Действовать надо масштабно, по всему миру — там, где нам это интересно.

На новые рынки следует выходить не разрозненно, а единым фронтом. Вначале — изучение конъюнктуры под эгидой МИД и Министерства торговли. Затем — десант из промышленников и предпринимателей при поддержке Правительства. Организация стабильной работы через торговые дома и субъекты собственной товаропроводящей сети.

Не надо каждому производителю идти поодиночке, все должно координироваться из одного центра. В 2012 году по такой схеме необходимо выйти на огромные рынки Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, ЮАР, Индии, Индонезии, Вьетнама и других стран Юго–Восточной Азии.

Важно идти туда, где нас ждут и готовы работать с нами на принципах дружбы и взаимного уважения. Нашей стране есть что предложить партнерам.

Седьмое направление — импортозамещение и экономия.

Стратегию импортозамещения мы детально рассмотрели в свое время на семинаре–учебе руководящих кадров. По итогам полугодия Правительство доложит, как выполняются принятые на нем решения.

Но нельзя забывать, что три четверти нашего импорта — это промежуточные продукты: сырье, материалы, энергетика.

В данной связи выделю три ключевых момента:

во–первых, режим жесткой экономии материалов и энергии;

второе — диктат нормативов;

третье — технологическую дисциплину.

В 2012 году мы должны обеспечить снижение:

материалоемкости продукции в промышленности не менее чем на 2 процента;

энергоемкости ВВП на 3 процента, что сэкономит почти полтора миллиона тонн условного топлива.

Цена вопроса — миллиард долларов!

Но надо понимать — одним административным давлением ничего не добьешься. Необходимы современные механизмы стимулирования ресурсосбережения.

В мировой практике хорошо зарекомендовал себя принцип снижения налогооблагаемой базы на величину сэкономленных ресурсов в результате энерго– или ресурсосбережения.

В итоге экономический эффект от экономии остается полностью у производителя.

Правительству следует изучить лучший мировой опыт и внести конкретные предложения.

Восьмое направление — развитие науки и инноваций.

Об этом тоже немало говорили.

Оно особенно актуально, учитывая, что в Беларуси взят курс на развитие экономики знаний.

Лидерами в мире стали страны, опирающиеся не на сырье или территорию, а на науку и высокие технологии.

Сегодня главной ценностью ведущих мировых корпораций являются не огромные корпуса заводов и не производственные бригады, а ноу–хау, технология выпуска той или иной продукции, то есть знания.

В развитых странах на долю новых знаний приходится до 85 процентов прироста валового внутреннего продукта.

Без интеллектуальной и инновационной составляющих нам не удастся обеспечить мощный экономический подъем.

Пока, к сожалению, и с наукой, и с высокими технологиями не всe у нас благополучно. Тоже об этом говорили. Пришло время менять привычные подходы. Это касается и ученых, и управленцев от науки.

Ученым пора понять: нельзя постоянно только просить, что–то надо отдавать взамен.

Справедливости ради отмечу, что этот упрек можно бросить не только ученым, но и многим нашим промышленникам и аграриям.

Это общая беда нашей системы — все привыкли просить и мало кто готов отвечать за результат.

С другой стороны, и государственные структуры должны дать ученым полную свободу зарабатывать.

Перестаньте окружать ученых и изобретателей мелочной опекой. Упраздните ненужные проверки и отчеты.

Необходимо помнить: изобрести — это полдела. Не менее важно вывести изобретение на рынок и продать его. Для этого требуется талант не меньший, а иногда и больший, чем для самого открытия.

И если частник способен извлечь прибыль там, где государство годами ничего не может добиться, то пусть действует. Условие одно — производство должно размещаться здесь, в Беларуси, и прибыль должна оставаться здесь.

Одновременно необходимо осуществить ревизию нашей нормативной базы об интеллектуальной собственности.

Во–первых, ее следует привести в соответствие с самыми высокими международными стандартами. Это касается в том числе и защиты авторских прав.

Во–вторых, надо продумать механизмы, стимулирующие и ученых, и бизнесменов рисковать и внедрять новые, смелые разработки.

Ставку необходимо делать на молодежь.

Нашей ведущей молодежной организацией — Белорусским республиканским союзом молодежи дан старт отличной программе «100 идей для Беларуси». Она позволяет найти новые идеи и таланты, помочь им пробиться и реализоваться.

Это важное направление. Поэтому я поручаю Правительству, Национальной академии наук, Государственному комитету по науке и технологиям оказать комсомолу помощь и сделать так, чтобы программа «100 идей для Беларуси» стала постоянной, а не разовой акцией.

(Продолжение читайте ЗДЕСЬ)

 
Теги: Курсы валют
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Не думаю, что там уж обвальный у нас сейчас спрос...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика