Белорусский путь: патриотизм, интеллект, прогресс (часть 4)
10.05.2012
—
Новости Политики
|
(Продолжение. Предыдущую часть читайте Другой вопрос, как они воспользовались столь широкими возможностями. Последние выборы 2010 года показали, что не во благо народа — оскорбления в адрес страны и власти по телевидению, погромы на улицах, призывы к террору, насилию. Зато каждый белорус смог увидеть, чего стоит оппозиция, так называемая, и ее кандидаты. Лучшей агитации за действующую власть сложно придумать. После выборов 2010 года мы рассчитывали идти тем же путем — углублять диалог с Европой, США, развивать так называемое гражданское общество, внутриполитический диалог, совершенствовать политическую систему. Но Запад и наша «пятая колонна» решили по–иному. Они не просто отказались от диалога, а начали атаку на нашу страну через давление и санкции. Надеюсь, что сегодня многие убедились: это путь в тупик. Из–за странной европейской политики потеряно много времени, но наша позиция остается прежней — мы готовы к диалогу. Конечно, при этом мы не можем поступиться нашими базовыми принципами. Стабильность в обществе и государстве — наша важнейшая ценность. Многие завидуют Беларуси именно потому, что у нас нет раздрая, конфликтов и политических потрясений. Мы этого не хотим. И мы этого не допустим любой ценой. Стабильность и единство нации — это наше подлинное достояние, которое обязательно должно сохраниться. Без этого нет ни успешного развития экономики, ни просто нормальной и спокойной жизни для людей. Стабильность ни в коей мере не означает застой. Мы нацелены на дальнейшее последовательное, спокойное совершенствование общественно–политической жизни в нашей Беларуси. Мы четко понимаем, что у нас появилось новое поколение. Иногда его называют «поколением интернета». Во многих сферах оно уже ярко заявляет о себе — в спорте, бизнесе, хайтеке. Это поколение отличается от прежнего — они привыкли больше полагаться на себя, чем на государство; они более склонны к риску и мгновенно осваивают все новшества современного мира. И это новое, молодое поколение обязательно должно найти свое место в определении будущего облика своей страны — их Беларуси. В связи с этим отдельно хочу сказать и о роли Парламента. Стране нужны сильная законодательная власть и сильный Парламент. Поэтому развитие парламентаризма является одним из основополагающих элементов становления белорусского демократического государства. Действующий созыв Парламента сыграл важнейшую роль в укреплении государства. Мудрость наших депутатов и членов Совета Республики способствует сохранению стабильности в обществе. А ваши знания, профессионализм помогают создавать прогрессивную законодательную базу, без которой невозможно движение вперед. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех вас, уважаемые парламентарии, за искреннее и плодотворное служение своей стране. Осенью нам предстоят очередные парламентские выборы. Конечно, для страны важно сохранить преемственность. Если часть депутатов нынешнего созыва войдет в новый Парламент, это создаст наилучшие условия для продолжения кропотливой законодательной работы. Я гарантирую, что предстоящая избирательная кампания пройдет на высочайшем уровне и в строгом соответствии с законами и Конституцией нашей страны. Ни шагу влево, вправо, ни шагу! Говорю это для послов иностранных государств и той части общества, которая требует уже сегодня ответа от меня, как будут проходить парламентские выборы. Все грамотные, берите Конституцию страны, наши законы в развитие избирательных норм Конституции и читайте. Ни шага влево, ни шага вправо. Ничего мы менять накануне предстоящих парламентских выборов не будем! Если вы у меня спросите: «Сторонник я некоей пропорциональной системы или нет?» — я скажу тысячу раз — нет. Народ по мажоритарной системе должен избирать депутатов. Депутат должен быть максимально приближен к своему округу, его должны конкретно на определенной территории избирать люди и знать в лицо. Тогда он не «оторвется» по каким–то спискам: этот ушел, следующий по списку приходит... Кто тебя избирал, ты даже в списке не был? Все люди видели, допустим, вот этих 200 человек, а 201–го они не видели. Что это за система, что это за выборы? Это противоречит ментальности белорусского народа. Поэтому я, лично я, против. Ну что поделаешь, ну мир развивается так — чтобы еще и от партии избирали и так далее. Да ради бога, но эти партии должны быть. Назовите мне хоть одну партию, которая существует в Беларуси. Назовите. Мы, когда стали проверять списки, я уже говорю: «Молчите. Скажут, что Беларусь недоразвитая, нет партий». Там же мертвых душ больше половины. И они сегодня ездят, растопырив пальцы, по Европе, по Америке, кичатся. Кого вы представляете? Вы представляете сами себя. Группку людей, которая и за власть не борется. Им власть не нужна. Им подкидывают через Литву и Польшу и другие государства по чемоданчику денег. Они тут что–то поделят, что–то там вниз кинут по доллару. И всe. Им это надо, это их бизнес. Поэтому вы хотите от этой кучки посадить в Парламент людей? Я, например, не очень. И никто никому в Беларуси сегодня не запрещает. Выдвигайся в конкретном округе, борись, выигрывай и действуй. Да и вообще не в этом дело. Скажите, наша система, которая сегодня существует в Беларуси, проблемы в обществе создает? Нет. Она что, нашим обществом отвергнута? Нет. Наша система создает проблемы нашим соседям? Нет. Все говорят: мирные, хорошие, добрые люди, стараются жить своим умом, своими руками. Но если сегодня наша система не изжила себя и не создает проблем, зачем ее ломать? Давайте будем ее аккуратно и спокойно совершенствовать. Мы должны слышать меньшинство, оно есть в Беларуси. Неправда, что Президент такой вот, знаете, твердолобый и не слышит. Я слышу каждый «писк» в любом уголке нашей страны, это проходит через мое сердце. Но это не значит, что я должен выходить на экран и «гвалтом кричать». Мы слышим, анализируем, но исходим из требования подавляющего большинства нашего общества. Так будет впредь! Вот вам ответ на избирательное законодательство и будущие парламентские выборы. Мы готовы слушать и голоса из Евросоюза, из Америки, из России, но жить мы будем своим умом в интересах своих граждан. И будем то, что сегодня есть в Евросоюзе и для нас приемлемо, брать с удовольствием. Не только в экономику, но и в политическую систему нашего общества. Но всe будет спокойно, тихо, благородно и в интересах белорусского народа. Новый Парламент должен стать центром энергичного законотворчества. Никакого автоматизма при принятии законов быть не должно. При этом, если необходимо, надо преодолевать устаревшие подходы, конструктивно дискутировать с Правительством. Качество нормотворческой деятельности должно стать настолько высоким, чтобы обеспечить реальную и длительную стабильность законодательства. Пока с этим у нас еще есть проблемы. Вы не станете это отрицать. Депутаты должны быть людьми, способными «пойти от земли» и соотнести каждое положение закона с реальной жизнью и насущными потребностями людей. Как уже отмечалось, диктуемое жизнью обновление неминуемо затрагивает все сферы государства и общества. В этом смысле стране нужно дальнейшее развитие политической системы. Очевидно, что будет усиливаться роль политических партий. И мы должны прийти к нормальной цивилизованной партийной системе. Но прийти должны. Возможно, по мере укрепления партийных структур мы созреем для перехода на смешанную избирательную систему, в том числе предполагающую выборы по партийным спискам. Дай бог, чтобы только это существовало. Может, меньше будут показывать пальцем на одного Президента: он виноват, он за всe отвечает. И там что–то загорелось, и там взорвалось, и рубль не тот, и так далее — всe на Президента... А так бы хоть партии за что–то отвечали. Но они должны быть — реально должны быть. Ответственность ни Президенту, ни Правительству с себя искусственно скинуть не получится, и Парламенту в том числе. Беларуси не нужны революции и потрясения, которые ведут к хаосу, разрухе и крови. Мы должны помнить, что без гражданина нет подлинного гражданского общества. А гражданин — это человек, осознающий не только свои права, но и обязанности. Это человек, чувствующий свою ответственность не только за себя, но и за свою страну. Не только за настоящее, но и за будущее. Вряд ли те, кто громче всего ратует в Беларуси за свободу, сами готовы к этой свободе. Подлинная демократия — это власть добропорядочных граждан, которые чтут закон. А не тех, кто штурмует здания, сочувствует террористам и призывает к погромам. Проблемы общества должны обсуждаться в стенах Парламента, а не на площадях и митингах. А если и на митингах, то организованно и там, где положено. Так, как у многих западных государств, являющихся оплотом демократии. Государство может и должно давать максимум свободы. Еще великий Достоевский писал, что самое невыносимое для человека — это свобода. Гениальный писатель прав. Получая свободу, человек вдруг понимает, что он взвалил на себя тяжелейшую ношу. Потому что свобода предполагает ответственность. Человек сам должен принимать решения. И сам за них отвечать. Видимо, пришло время, когда нам надо менять отношение к жизни, к себе, к государству. А наши партнеры на Западе должны понять — гражданское общество и демократия не рождаются росчерком пера на президентском указе. Они зарождаются и прорастают в умах миллионов ответственных граждан. Такое не происходит за день. Для этого требуются годы. Беларусь твердо идет к этой цели. Но подгонять и понукать нас на этом пути бессмысленно и бесполезно. Теперь несколько слов о нашем информационном обществе. На протяжении тысячелетий главным богатством человечества была земля. С наступлением эры капитализма предпочтение было отдано деньгам. Но в последней четверти прошлого века человечество вступило в новую эпоху — эпоху информационного общества. Интернет совершил революцию в самых разных сферах жизни — от финансов и торговли до средств массовой информации и развлечений. Для Беларуси бурное развитие интернета, информационно–коммуникационных технологий открывает блестящие перспективы. Интеллект наших людей, нашей молодежи уже начинает приносить ощутимую прибыль стране. В будущем эта отрасль может и должна стать одной из ключевых в экономике. Несколько лет назад мы обнаружили отставание и вплотную занялись этими вопросами. За последние два года нам удалось серьезно продвинуться вперед. По данным ООН, в развитии телекоммуникационной инфраструктуры Беларусь сделала настоящий рывок — переместилась с 84–го на 48–е место в мировом рейтинге. Странно, что при этом Беларусь постоянно вносят в какие–то бредовые списки «врагов интернета». Но правда состоит в том, что все наши ограничительные меры буквально списаны с американских и европейских подходов. То есть мы ничего не выдумывали по интернету, мы взяли у европейцев и американцев то, что у них есть. В интернете мы озабочены тем же, чем и Запад, — хакерскими атаками, электронным мошенничеством, нарушением авторских прав. Да, мы прекрасно видели, как через интернет пытались взорвать нашу страну. В арабских странах это получилось, частично удалось в России и Казахстане. А в Беларуси все эти «революции через социальные сети» ждал полный провал. Это было на ваших глазах совсем недавно. Причем мы ничего не блокировали и не перекрывали. На подрывную работу в интернете мы дали наш достойный ответ, в том числе используя новые информационные технологии. Так будем поступать и впредь. Интернет надо использовать в мирных целях! Мы рассматриваем интернет среди прочего как идеальную площадку для общения власти и граждан. Уже внедрена система рассмотрения обращений граждан к власти через интернет и обязательного реагирования на них. Работа в этом направлении будет продолжена. Я не говорю уже о виртуальном нашем правительстве, о виртуальных приемных и так далее. Вы всё это слышали и всё хорошо это знаете... По доступности и разнообразию электронных услуг Беларусь должна занять первое место в СНГ. Новое дыхание следует придать Парку высоких технологий. Несомненно, что его деятельность дала солидный эффект для развития IT–технологий, противодействия утечке мозгов, обеспечения занятости молодых программистов. Но то, чем сейчас занимается Парк, — простая регистрация фирм для получения льгот. Это хорошо, но мало. Перед Парком должны быть поставлены новые задачи, прежде всего привлечение в страну венчурных инвесторов, а также новейших технологий, необходимых нашей экономике. Поручаю Правительству и Администрации Президента подготовить и внести проект соответствующего декрета. Сегодня пришло время сделать новый шаг. От обычного оффшорного программирования надо переходить к настоящим высоким технологиям, причем не только в IT–сфере. Это касается как Парка высоких технологий, так и всех других игроков этого рынка. Конкуренция должна быть и здесь. Теперь о правоохранительной и судебной системах. Мы приступили к серьезному совершенствованию работы нашей правоохранительной системы и в целом всего нашего силового блока. Силовые структуры в отношении простых граждан, предпринимателей, государственных служащих обязаны действовать в строго установленных законом рамках. Никакого беспредела, никаких «наездов», никаких расправ и сведения счетов с неугодными быть не должно и не будет. Все эти уродливые явления мы будем выжигать каленым железом. И не надо прикрываться борьбой с коррупцией. Под этой маркой можно протащить и расправу со смелым, независимым руководителем, который ни под кого не прогибается, и сведение личных счетов, и так называемое «крышевание», и расправу с одним бизнесом по заказу другого. Противостоять всему этому — одна из главнейших задач недавно созданного Следственного комитета. Если вы видите, что против руководителя сознательно ведется травля, если действует чей–то заказ, вы не должны оставаться в стороне. Берите таких людей под защиту! Это я говорю руководителям Следственного комитета и следователям. Кстати, мы уже убедились в том, что его создание — абсолютно правильный шаг. И это первое, но не последнее решение на пути постепенного, но последовательного реформирования нашей правоохранительной системы. Не открою секрет, если скажу, что следом — МВД. Мы очень аккуратно, спокойно, никого не обижая, в ближайший год, а может быть, и раньше полностью реформируем Министерство внутренних дел. Нам необходимо гуманизировать уголовное законодательство и судебную практику по экономическим преступлениям. Далеко не всегда лишение свободы — адекватная мера наказания и перевоспитания. Генеральной прокуратуре, Следственному комитету необходимо тщательно проанализировать практику применения такой меры пресечения, как заключение под стражу. Она у нас стала практически тотальной. Зачем отделять от внешнего мира энергичных, способных людей, если они совершили правонарушения, которые не несут никакой опасности для жизни и здоровья граждан? Возьмите залог, подписку, но не бросайте человека на нары. Помните: только суд выносит вердикт. Но при этом должно быть гарантировано, что он не сбежит и мы не будем бешеные деньги тратить, чтобы его потом разыскать, как у нас часто бывает. Поручаю Правительству оперативно подготовить проект закона об амнистии, которую мы сможем приурочить к нашему главному государственному празднику — Дню Независимости. Я уже об этом говорил: достойные люди томятся в застенках, а негодяев мы выпускаем под давлением или не под давлением... Надо преодолеть обвинительный уклон в деятельности наших правоохранителей. В судебной системе, кстати, в этом смысле наметилась положительная тенденция. Сегодня ее важно закрепить и развить. Нельзя забывать — независимость и принципиальность судебной системы оказывают прямое влияние на экономику. Суд не должен становиться ни на чью сторону. Он всегда должен руководствоваться исключительно законом, выносить справедливое решение. Надо активно двигаться к моделям, уже апробированным в мире, — суду присяжных, административным судам. Последнее особенно важно для граждан. В этом случае им не придется годами искать правду в госорганах. Именно такие суды призваны разрешить споры между гражданами и чиновниками. Как показывает мировой опыт, они помогают сломать круговую поруку чиновников и защитить обычного, простого человека. Не удалось нам пока добиться решительного перелома в контрольной деятельности. Число проверок избыточно, по–прежнему они носят не упреждающий, а карательный характер. И самое обидное то, что мы порой проверяем не тех и идем не в те места, куда надо было бы идти. В последнее время всe больше и больше, это Правительства касается прежде всего и министров, выявляются факты безобразного поведения руководителей предприятий, прежде всего государственной формы собственности! Я лично занимаюсь сейчас этим вопросом, и, не дай бог, только мне доложат в этом плане что–то существенное. Эти торговые дома, товаропроводящие сети... За бесплатно почти туда продаем тракторы. Там, в России, совместный торговый дом с россиянами, они там формируют прибыль, делят между собой, а предприятия практически ничего не получают. Или еще какие–то схемы придумывают. Дошло до того, что приходят нормальные люди и не могут купить шину, трактор, автомобиль, вот вам предоплата, а продавцы на 90 дней дают без предоплаты товар куда–то, через какие–то торговые дома, но не берут деньги как предоплату. И ко многим министрам обращались, но до сих пор ответа не последовало. Пеняйте сами на себя, я вас предупредил! Я уже об этом говорил в Волковыске. Мне уже надоело слышать эти жалобы. Чтобы потом больно не было некоторым руководителям предприятий... Понапихали в эти торговые сети, бесплатно почти передали туда эти тракторы, автомобили, чуть ли не годовой запас... Вот сейчас будем смотреть и по тракторному заводу, и по другим. Почему не продаете с предоплатой, ведь сегодня такой спрос на эти тракторы? Вы чего ждете? Из Правительства — тишина, мол — рыночные отношения... Правительству, Администрации Президента, Комитету государственного контроля необходимо уже в первом полугодии выработать дополнительные меры по оптимизации контрольно–проверочной деятельности в стране. Долгие годы мы придерживались пословицы: «Доверяй, но проверяй». Возможно, пришло время переставить слова местами. (Окончание читайте Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Другой вопрос, как они воспользовались столь... |
|