Выбор времени. 21.by

Выбор времени

09.11.2012 — Новости Политики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Центризбирком приступил к разработке законопроекта о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс

Жизнь не стоит на месте, а пределов совершенству, как известно, нет. Касается это и избирательного законодательства нашей страны. В числе возможных нововведений — предоставление общественным организациям права выдвигать своих кандидатов в депутаты, расширение финансовой свободы участников избирательной кампании. Какие еще новшества ожидают участников будущих предвыборных марафонов?

О том, что выборы сродни спортивным соревнованиям, известно всем. Желающих воспользоваться теми или иными огрехами избирательного законодательства также не меньше, чем в большом спорте. Известна история японского прыгуна с шестом Савао Фуни, который на одних из Олимпийских игр весьма своеобразно преодолел планку: подготовив более прочный шест, нежели у других участников соревнований, японец попросту воткнул его в песок у перекладины, вскарабкался по нему и “взял высоту”, перевалившись через планку. После того как организаторы Игр объяснили, что перед прыжком нужно разбежаться, спортсмен пробежался по дорожке и... повторил свой прием. В результате в правила были внесены уточнения, запрещавшие перехватывать шест руками. Сегодня в Беларуси возникла необходимость определить более четко и избирательные правила: как показала недавняя парламентская кампания, желающих продемонстрировать вместо электорального ресурса собственную ловкость рук — хоть отбавляй.

В преддверии парламентских выборов оппоненты власти стремились использовать любой недочет законодательства для продвижения собственных интересов в ущерб всем остальным. Дело в том, что в теле- или радиодебатах согласно закону могли участвовать как непосредственно кандидаты в депутаты, так и их доверенные лица. На практике получилось, что один из кандидатов в депутаты оказался доверенным лицом 17 других кандидатов и получил, таким образом, формальное право до 18 раз участвовать в дебатах (за себя и за представляемых им лиц). Другой кандидат одновременно является доверенным лицом у 14 кандидатов, третий — у семи... Впрочем, хитрость не прошла: Центризбирком еще в сентябре постановил, что кандидат в депутаты не может участвовать в дебатах как доверенное лицо другого претендента на место в парламенте. А в настоящее время начата разработка законопроекта о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс.

“Конечно же опыт минувшей избирательной кампании мы обязательно учтем, собственно, как и всех остальных, — сообщила “НГ” председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина. — Четких сроков для этой работы перед нами никто не ставил, но я полагаю, что в течение двух-трех месяцев мы сможем внести свои предложения — как раз к началу новой сессии парламента”.

Кроме того, предлагается предоставить право выдвигать кандидатов в депутаты республиканским общественным организациям численностью более тысячи членов. “Многие крупные общественные объединения участвуют в сборе подписей в поддержку кандидатов, организуют собрания в трудовых коллективах, — пояснила глава ЦИК. — Предоставляя им право выдвижения, мы хотим привести законодательные нормы в соответствие со сложившимися общественными отношениями”. В числе возможных нововведений и создание территориальных избирательных комиссий областей и Минска, которые послужат промежуточным звеном между Центральной и окружными комиссиями при рассмотрении жалоб. Рассматривается также возможность расширить полномочия судов в этой сфере: ныне все замыкается на Верховном суде, а ЦИК предлагает распределить эти полномочия между областными и Минским городским судами, что ускорит процедуру рассмотрения жалоб.

Также Лидия Ермошина видит необходимость предусмотреть институт члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса — прежде всего для окружных комиссий. “Этим правом, на мой взгляд, должны пользоваться те партии, которые не имеют членов комиссий с правом решающего голоса, — отметила она. — Таким образом им компенсируется то, что они недополучили в период формирования комиссий”.

Наконец, в законопроект могут войти нормы, предоставляющие больше финансовой свободы участникам избирательной кампании. Планируется, в частности, снять ограничение по сумме, которую кандидаты могут сами вносить в свой избирательный фонд. “Нужно уже, в конце концов, перестать полностью финансировать предвыборную агитацию за счет бюджета, — считает Лидия Ермошина. — Если кандидат идет на выборы, он сам должен думать, откуда брать деньги. Это общемировая практика, а у нас до сих пор социальная кампания”. В то же время это не должно привести к зависимости кандидата от его спонсоров и, тем более, повлечь привлечение иностранного капитала к финансированию избирательной кампании.

А не пойдет ли Беларусь по пути некоторых стран, наказывающих избирателей за абсентеизм — неявку на избирательные участки — штрафом? “Однозначно могу сказать: при подготовке дополнений в Избирательный кодекс подобный вопрос у нас не стоит и стоять не может, — сообщила “НГ” Лидия Ермошина. — И прежде всего потому, что добровольность голосования прописана в Конституции нашей страны”.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Центризбирком приступил к разработке законопроекта о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Политики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика