На фоне обостряющихся противоречий между членами Союзного государства (СГ) закручивается интрига вокруг его саммита, намеченного на конец года.
«Поведение сегодня нашего восточного родного брата не может не настораживать. Но мы пока не делаем из этого каких-то выводов, я в том числе, до разговора с президентом России», — многозначительно заявил Александр Лукашенко 16 декабря на заседании Совета безопасности в Минске.
Речь очевидно идет именно о грядущем заседании Высшего госсовета СГ. А главный повод для обид — блокирование поставок продовольствия из Беларуси.
Российскую лапшу вешать нам на уши не будут. Даже «Золотую»
Тем временем, судя по всему, возымели-таки действие прежние критические замечания Лукашенко по поводу предстоящих саммитов структур постсоветского пространства.
Напомним, 9 декабря на встрече с государственным секретарем СГ Григорием Рапотой белорусский руководитель выразил недовольство настроем Москвы на непродолжительное обсуждение возникших проблем: «Я не хочу прятать это от общественности — у нас возникло некоторое разногласие в связи с предложением, так полагаю, российской стороны о том, чтобы 23 декабря провести все в один день — ОДКБ, Евразийский экономический союз, Высший Государственный совет и так далее и тому подобное. Если проводить, то надо делать это основательно».
В итоге 15 декабря Рапота сообщил журналистам, что дата саммита СГ, оказывается, еще не определена, а вот повестка дня уже готова. По его словам, она включает в себя четыре вопроса бюджетной политики, а также утверждение совместной внешнеполитической программы.
Имеется, впрочем, подозрение, что дискуссия вряд ли ограничится только этими проблемами, поскольку интеграционные процессы явно идут сейчас не самым лучшим образом. И хотя очередной конфликт, на сей раз продовольственный, разгорелся вроде бы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), однако таможенные границы стали-то возникать между партнерами по СГ…
Кстати, несмотря на заверения высокопоставленных лиц и соответствующих ведомств, на самом деле конфронтация далека от завершения. Вопреки анонсированным предварительным договоренностям вице-премьеров обеих стран, из более чем двадцати попавших под санкции белорусских субъектов хозяйствования ограничения сняты пока только с десяти.
Более того, российские проверяющие обнаружили, что не отвечает требованиям уже и пищевая соль белорусского производства.
Понятно, что долго терпеть такие придирки Минск не мог. Как ответную меру можно рассматривать запрет санитарной службой Беларуси реализации на территории нашей страны ряда видов продукции российской компании «Биофуд», в том числе макарон быстрого приготовления «Золотая лапша».
Кроме того, мобильные группы белорусских таможенников и пограничников по-прежнему продолжают активно разворачивать на границе российские автомобили с грузами, когда, как объясняется, обнаруживаются фальшивые сертификаты.
Итак, поскольку коса явно нашла на камень, крайне любопытно, каким образом партнеры собираются выходить из положения.
Согласие во внешней политике: больше на словах
Содержание совместной внешнеполитической программы также интригует. Ведь складывается впечатление, что в последнее время координация действий сторон в этой сфере несколько нарушилась, причем не только в отношении Украины, но и на западном направлении.
Скажем, российский президент в своем недавнем послании Федеральному собранию обрушился на Запад, заявив, что если бы не было конфликта в Украине, тот придумал бы что-нибудь еще, чтобы сдержать растущие возможности России, и «с удовольствием пустил бы ее по югославскому сценарию распада».
В то же время его белорусский коллега, ранее не особо отличавшийся сдержанностью высказываний в тот же адрес, напротив, во время приема верительных грамот 12 декабря призвал Европейский союз к отмене санкций и нормализации отношений.
Вообще следует отметить, что нынешняя интенсивность контактов официального Минска с Евросоюзом и Соединенными Штатами чуть ли не зашкаливает.
Скажем, на днях Беларусь впервые посетила делегация политических директоров внешнеполитических ведомств стран Вышеградской группы — Венгрии, Польши, Словакии и Чехии. С высокопоставленными дипломатами встретились и министр иностранных дел Владимир Макей, и его заместитель Елена Купчина.
Следом в МИД прошла встреча с руководителями дипломатических миссий стран ЕС. Особо примечательно, что, согласно официальной информации, они были приглашены для «обмена мнениями по проблемным вопросам в отношениях Республики Беларусь и Российской Федерации».
Как представляется, такое вот показательное обсуждение с западниками проблемных вопросов, возникающих между «ближайшими союзниками», не слишком хорошо вписывается в концепцию согласованных действий последних на международной арене. Значительные же расхождения их в оценках ситуации в Украине давно уже являются притчей во языцех.
Все это, разумеется, не означает, что упомянутая внешнеполитическая программа не будет одобрена. Напротив, в положительном исходе рассмотрения вопроса можно быть уверенным.
Об этом говорит, например, выступление Макея на недавнем совместном заседании коллегий МИД двух стран. В нем были отмечены и «вмешательство Запада во внутренние дела государств в контексте соблюдения прав человека», и политика США по смене «неугодных режимов», и перегибы в работе ОБСЕ, и европейский сегмент американской ПРО, и наращивание инфраструктуры НАТО в Восточной Европе.
Лукашенко на заседании Совбеза 16 декабря также отдал дань ритуальной риторике об угрозах с Запада.
Скорее всего, именно в таком духе и будет выдержан ожидаемый документ.
Однако пока все эти угрозы являются абстрактными. Что же касается насущных проблем, то белорусское руководство, похоже, осознало, что слепое следование в фарватере внешней политики России сегодня существенных дивидендов не принесет (скорее наоборот), и пытается занять более отстраненную позицию.