Источник материала:
Два плюс десять
Репортаж из счастливой семьи
Детский дом семейного типа в пригороде Осиповичей — поселке Советский — появился 4 года назад, когда супруги Раиса и Александр Шамак взяли на воспитание 9 чужих ребятишек. Правда, большой и дружной эта семья стала не в один миг.
— Когда мы забрали девочку из социального приюта, сын Виктор учился в колледже, дочь Оля — в 10–м классе, — вспоминает Раиса Николаевна. — Появление Кати стало для всех настоящим праздником.
Увы, за праздником пришли нелегкие будни. «Было время я, взрослая женщина, не справлялась с четырехлетним ребенком! Катя могла броситься на меня с кулаками, укусить, устроить истерику, — не скрывает мама Рая. — Объясняю, что так нельзя, а она в глаза смотрит и швыряет все, что под руки попадется: шкатулки, вазы, книги... Стыдно было с ней на люди выходить. Мы в военном городке жили, на станции Верейцы, от Осиповичей поездом минут 10. Это была пытка: носились из вагона в вагон — она от меня, я за ней. Руки опускались, даже в интернат ее хотела отдать, спасибо сотрудникам органов опеки — отговорили. Я — педагог, но без них вряд ли справилась бы. Помогли психолог, дефектолог — Катя, когда к нам переехала, почти не говорила. Посещали коррекционный центр, и потихоньку она оттаяла. Учится в обычной школе, но по вспомогательной программе — ей поставили диагноз легкая умственная отсталость с нарушениями поведения».
Ради Кати Раиса Николаевна бросила работу: «Малышка нуждалась в особой заботе. Ее мать уходила в запой, а девочку приковывала цепью к батарее. Однажды этой же цепью избила... Неудивительно, что она была «колючей».
Когда Катя немного подросла, супруги Шамак поняли: ей не хватает общения со сверстниками. И решили взять еще одного ребенка. Но в органах опеки разочаровали: «У вас недостаточно жилплощади». Семья жила в 2–комнатной квартире. «Обидно было, — говорит Раиса Николаевна. — Но через год нам позвонили из райисполкома, предложили взять на воспитание несколько ребятишек — в районе собирались открыть еще один детский дом семейного типа».
Откликнулись сразу и трудностей не испугались. Раиса Николаевна сама из многодетной семьи, где было семеро детей. И Александру Владимировичу всегда хотелось иметь много ребятишек. Дом с 6 комнатами, цокольным этажом купил Белорусский детский фонд, выделил мебель, холодильник. Отдел образования подарил столы, шкафы, морозильную камеру... Так семья оказалась в поселке Советский. Хорошее место: городской транспорт ходит, дом от трассы в стороне, лес рядом. Раиса Николаевна работает на полторы ставки родителем–воспитателем. Муж — военный пенсионер, с детьми возится после работы — трудится во вневедомственной охране.
Детей взяли разного возраста: Юле было 11 лет, Вике — 9, Тане — 8, Руслану — 12, столько же Сангите и Юре, его брату Саше — 17, младшим сестрам Даше и Вале — 5 лет и 3 года. Поначалу все было: и дурные привычки, и плохой характер, и букет болезней. Но это уже в прошлом. «Планировалось, что они будут жить у нас до 16–летия — окончания базовой школы, — продолжает свой рассказ Раиса Николаевна. — Но по нашей просьбе им дали возможность остаться в семье. В этом году четверо снова пойдут в школу: один парень в 11–й класс, трое — в десятый. Хорошо учатся, надо дать им возможность попробовать поступить в вуз. Кстати, наш Саша уже студент, будущий инженер. Хороший парень, ответственный. Только родную мать простить не может за то, что пила, била его. Да она сблизиться с ним и не пытается. Хотя от некоторых родителей покоя не было: напьются и телефон обрывают. Объясняем: «Хотите увидеть детей — приезжайте трезвыми».
Без проблем в семье не бывает. На ремонт кухни — дом неновый, в нем до Шамак 10 лет другая семья жила — родители потратили более 800 тысяч. Много денег уходит на починку детской одежды, обуви. Но на материальные трудности Раиса Николаевна не сетует: «Государство помогает, зарплату получаю — миллион четыреста, плюс детские пособия, на девятерых — более 2,5 миллиона. Доплачивают нам за услуги связи, прачечную, помогают с оплатой «коммуналки», дом недешев в эксплуатации — около 400 тысяч в месяц. В сезон выручают ягоды–грибы: и для себя собираем, и на продажу. Даже частично отказались от бесплатных обедов в школе. Четверо детей льготами пользуются, за пятерых мы доплачиваем. Рассудили: есть в школе малыши из многодетных, малообеспеченных семей, им тоже помощь нужна, а на льготное питание — лимит...
Возвращаться в семьи дети не хотят, для них мама и папа — Раиса и Александр. Супруги Шамак мечтают, что однажды купят большой дом и их дочери и сыновья будут жить с ними под одной крышей уже со своими семьями. «А еще хотим вместе с такими же, как и мы, родителями–воспитателями и их ребятишками отправиться в поход или на экскурсию, — делится задумками Раиса Николаевна. — С коллегами из Могилевской области мы познакомились благодаря областному клубу родителей–воспитателей семейных детских домов, теперь вместе обсуждаем проблемы, перенимаем друг у друга опыт. Отделы образования на местах помогают нам, но если детский дом расположен в деревне, малыши занимаются в базовой школе, где найти психолога, дефектолога? По нашей просьбе в деревни теперь ездят специалисты из города. В некоторых школах для детей организовали кружки, спортивные секции, к некоторым ребятишкам специалисты ездят на дом. И юридические вопросы в клубе решать помогают. Не будь его, не знаю, как бы мы справлялись».
— Клуб родителей–воспитателей детских домов семейного типа — на Могилевщине их 29 — создан год назад. Он единственный в стране, — объясняет начальник отдела по охране прав детства управления образования Могилевского облисполкома Елена Семакова. — Его участники собираются не только в Могилеве, мы уже побывали в Бобруйске, Осиповичском районе, Быхове, Шклове. Проблемы обсуждаем разные и решаем их сообща. Так ведь намного проще и интереснее.
Автор публикации: Ольга КИСЛЯК