Эконом TUT.BY: Торговля крайне заинтересована в распродажах и скидках

18.12.2009 08:11 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как сделать шопинг в преддверие нового года наиболее выгодным? Какие стереотипы о распродажах бытуют в сознании белорусов? Специалист в области экономных покупок, руководитель проекта "Эконом TUT.BY" Олег Рожков поделился с аудиторией TUT.BY секретами распродажи по-белорусски.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Я хотела бы начать наш разговор о скидках, а также о предновогоднем и предрождественском шопинге, озвучив мнение многих моих знакомых. Они считают, что если продавец или производитель делает скидки перед Рождеством, то в проигрыше он все равно не останется. Сколько же тогда люди "нагревают", продавая не перед Рождеством! Таким образом, появляется некоторое недоверие к самому механизму распродаж. Вы можете подтвердить наличие такого стереотипа?

Действительно, существует несколько стереотипов, которые сформировались по разным причинам. К примеру, основной стереотип заключается в том, что торговле не выгодны распродажи. Многие вообще не понимают смысла распродаж как таковых и видят в них какой-то подвох. В результате возникает недоверие относительно этого процесса, а в прессе появляются разоблачительные статьи, которые якобы раскрывают его тайны.

… и просчитывают, кто сколько "нагрел".

Да! Либо люди просто-напросто домысливают некоторые моменты. Скажем, мне известно о публикациях определенного толка, где говорилось о том, что магазины сначала устанавливают цены, завышенные больше, чем в среднем по рынку. Затем, уже на новых ценниках, указывают реальные цены. При этом все происходящее осуществляется под видом распродажи. На самом же деле такое встречается очень редко.

Кроме того, белорусские магазины и предприятия грешат тем, что перед Новым годом, разместив вывеску "Распродажа", не снимают ее впоследствии на протяжении целого года. Делается это, видимо, с целью экономии средств и, конечно, вызывает непонимание и недоверие.

В действительности торговля крайне заинтересована в распродажах и скидках. И вовсе не потому, что магазины таким образом "навариваются" или "жиреют". Я объясню причину на примере производителей обуви: они крайне заинтересованы в качестве своей продукции. Сегодня при соответствующем техническом оснащении фабрика может произвести несметное количество обуви. Допустим, за год произвели 10 млн. пар обуви, в которую обули все население Беларуси. Предположим, что эту обувь можно носить несколько сезонов. Но тогда что делать производителю следующие три - четыре года? Или, к примеру, возьмем мобильные телефоны. Мы можем ими пользоваться длительное время - пять - шесть лет. В общем, для производителей крайне важна цикличность, акционность, коллекционность.

Далее вспомним о моде, которая также диктует свои условия. Скажем, если в этом году вы купили ботинки, то в следующем их можно еще носить. Но цвет уже не будет соответствовать тенденциям, форма носка уже будет не та и каблук тоже не той высоты. Еще более наглядный пример - мобильные телефоны. На рынке постоянно появляются новинки, в результате стоимость товаров, которые произведены год или полгода назад (а в некоторых случаях - даже месяц назад), очень быстро падает. Телефон стоимостью в $1000 спустя один – два года будет стоить $500. Поэтому умный продавец не будет держать товар на складе и ждать, в то время как цена его падает. Он заинтересован в том, чтобы быстрее продать, поэтому сделает скидку, устроит распродажу и получит дополнительную прибыль за счет возросшего оборота.

В Беларуси институт скидок достаточно молод. К тому же он специфичен: производители и продавцы считают, что скидка в 10% - это уже неплохой результат. Каковы другие особенности белорусских скидок?

По большому счету для скидок в Беларуси характерны те же особенности, что и для белорусской экономики в целом. Когда мы начинали "Эконом TUT.BY", существовал очень ограниченный ассортимент скидок. Сейчас ситуация изменилась к лучшему. Очевидно, развитие белорусской экономики, нашего менталитета, понимание правил торговли, сезонности и умение пользоваться ими дает возможность производителям делать больше предложений по распродажам. Вдобавок кризис этого года серьезно стимулировал использование механизмов скидок.
Однако немаловажную роль играет конкуренция. Когда она крепчает, появляются скидки.

Надежды американских ритейлеров совершенно не оправдываются, поскольку после невероятных прошлогодних распродаж в нынешнем году более 70% американцев готовы совершить предновогоднюю покупку только в случае, если скидка составит не менее 50%. Судя по настроениям посетителей ресурса "Эконом
TUT.BY", белорусы настолько же капризны?

В принципе, постоянно звучат нарекания по поводу небольшого размера скидок. По результатам проведенного нами опроса, люди слабо реагируют на скидку в 5–10%, особенно когда речь идет о покупке какой-то мелкой бытовой техники. В этом случае в большей степени ориентиром служит качество товара либо возможность получить дополнительные услуги.

Вообще, в нашей стране уже встречаются 50-процентные скидки, обычно в тех сферах, где очень сильно развита конкуренция.

Коль скоро белорусы начинают привыкать к рождественским распродажам и уже ожидают их, вопрос к вам как к специалисту: рождественские распродажи уже достигли своего апогея в Беларуси?

Рождественские распродажи у нас пока в "зародышевом" состоянии. В данном контексте стоит обратить внимание на предприятия, которые специализируются на продаже косметических товаров, бытовой техники, ювелирных изделий, поскольку после Нового года не проходят сезонные распродажи данных категорий товаров. Так, по предварительной информации "Эконом TUT.BY", с 15 числа салон "Соломон" предложит покупателям скидку в 50%, в ряде других салонов ожидаются скидки до 30–40%.

Во многих европейских странах магазины и другие объекты торговли назначают определенную дату начала сезонных скидок, причем эта дата является единой для всех участников рынка. Какова ситуация в нашей стране в этом отношении?

Предприятия не заинтересованы в том, чтобы заранее вносить ясность, поскольку распродажи – это мероприятия акционные, быстротечные. Важно, чтобы информация была представлена потенциальным покупателям в определенный момент. Хотя иногда читатели нашего сайта иногда узнают о распродажах заблаговременно.

За какое время до начала распродажи магазины обычно сообщают о предстоящем мероприятии покупателям?

Как правило, за 1-2 дня, а иногда и вовсе не сообщают. Если речь не идет о масштабных акциях, крупные магазины, такие, как "ЦУМ" или "ГУМ", не стремятся афишировать такого рода информацию (за исключением разве что предновогоднего периода). А в течение года лишь редким счастливчикам чудесным образом удается заметить информацию о скидках, размещенную, например, у кассы.

На самом же деле акции со скидками предназначены для того, чтобы большой круг потребителей узнал о них и совершил как можно больше покупок, что позволило бы магазину максимально увеличить оборот за короткий период.

Одной из специфичных черт белорусских распродаж является восприятие их в контексте социальной политики государства. Пожалуйста, расскажите об этом более подробно.

В нашей стране существует такой стереотип: распродажи осуществляются для бедных. Статистика же говорит о том, что это в корне не верно. Во всем мире скидками пользуются люди со средним достатком и выше среднего. США, где механизмы скидок используются, наверное, чаще, чем в любом другом государстве, явно не являются бедной страной. С другой стороны, едва ли распродажи часто проводят в такой стране, как Афганистан, например.

Человек, доход которого ниже среднего, вряд ли может позволить себе приобрести две пары хороших ботинок. Как правило, он покупает пару ботинок перед началом зимы, носит их как можно дольше, а затем отправляется на рынок, где покупает самый дешевый ширпотреб. По большому счету, распродажи его не интересуют. А люди с достатком средним и выше среднего имеют возможность перед началом сезона купить себе обувь, во время шопинга присмотреть себе еще несколько пар, которые они впоследствии приобретут с наступлением распродажи. В таком контексте проходят распродажи во всем мире.

Какие товары наиболее выгодно приобретать именно сейчас?

В настоящий момент проходят рождественские распродажи, а после нового года нас ожидают сезонные распродажи. Сейчас действуют скидки на осеннюю обувь, в некоторых магазинах – на осеннюю одежду и совсем незначительное количество магазинов уже предлагают скидки на зимнюю одежду.

В том, что касается проведения распродаж, обычно из года в год каждый магазин придерживается определенного стиля, который диктуется руководством. Некоторые магазины (к примеру, Sаsch) за 20 дней до Нового года предоставляют небольшие скидки (20–30 %) на зимнюю одежду. После Нового года, с наступлением сезонной распродажи, скидки возрастают до 70-80%.

Значит, за одеждой перед Новым годом спешить не стоит?

Да, перед Новым годом лучше обратить внимание на косметические товары, причем предпочтительно в частных магазинах. Например, часть продукции Yves Rocher продается сейчас со скидками до 30%, такая же скидка действует на некоторые виды парфюмерии в "ЦУМе". Несмотря на бытующее в нашем обществе предубеждение относительно сетевых компаний Орифлэйм также проводят интересные предновогодние акции. Как уже говорилось, можно приобрести ювелирные изделия с 30-40-процентными скидками.

На рынке бытовой техники основные конкуренты на данный момент – "Пятый элемент" (скидки достигают 25–30%) и салоны "Электросила", где основной акцент делается на возможность для покупателей получить подарки.

К тому же есть специальные предложения по ценам на отдельные товары.

Среди американских покупателей наблюдается тенденция приобретать часы, поскольку в этом году скидки на них превышают 50 %. А в Беларуси в этом сезоне часы в моде?

Скидки на часы предоставляет завод "Луч", а также, насколько мне известно, в Ziko действуют скидки на золотые часы.

А каково положение вещей, если говорить о скидках в регионах?

Регионы уступают столице в том, что касается распродаж и скидок, по единственной причине – конкурентная среда за пределами Минска очень слабая, видимо, из-за меньшей финансовой обеспеченности населения. Люди в регионах скорее предпочитают совершать покупки на рынке, нежели в бутиках.

Какие сезонные распродажи проходят в нашей стране?

Зимняя распродажа одежды и обуви приходится на январь и достигает пика в феврале. А август–сентябрь – период летней распродажи. Надо заметить, в октябре скидки достигают 80%, однако магазины к этой поре могут предложить совсем небогатый ассортимент.

Что касается ювелирных изделий, разнообразные акции традиционно проходят перед праздниками, поскольку по окончании их падает спрос на эти изделия. В преддверии 8 Марта, Нового года, а с недавнего времени - и Дня святого Валентина магазины предлагают сезонные скидки. Причем количество праздников с каждым годом увеличивается. Так, распродажи перед Днем пожилого человека (1 октября) все более популярны в белорусских ювелирных магазинах.

 

 
 
 

РЕКЛАМА