11 февраля – Всемирный день больного. Ликбез по правам пациента. 21.by

11 февраля – Всемирный день больного. Ликбез по правам пациента

11.02.2010 12:40 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

11 февраля отмечается Всемирный день больного. Все ли пациенты знают свои права? И как защитить себя, если права нарушены? Вашему вниманию – ликбез о том, на что пациент имеет право и каким образом в нашей стране регламентируют взаимоотношения пациентов и врачей.

Фото: guraba.wordpress.com
Фото: guraba.wordpress.com
Права и обязанности пациентов закреплены в законе "О здравоохранении". В документе говорится, что пациент имеет право на выбор лечащего врача и организации здравоохранения, на уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения. Так, например, согласно постановлению Минздрава № 229 (от 22 декабря 2008 г.), чтобы получить медпомощь в амбулаторных или стационарных условиях вне места жительства, нужно обратиться в учреждение здравоохранения "с письменным заявлением о временном закреплении его за данным учреждением". Обязательно нужно предоставить паспорт. Решение "о временном закреплении" принимается руководителем учреждения в течение одного дня.

По закону каждый имеет право участвовать в выборе методов оказания медицинской помощи, получать в доступной форме информацию о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи.

Также имеем право выбирать лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии здоровья. Можем мы отказаться от медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением ряда случаев. Но в то же время обязаны выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи. А при отказе от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, пациенту лечащим врачом в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия отказа. Отказ от оказания медицинской помощи оформляется записью в медицинской документации и подписывается пациентом и лечащим врачом, говорится в документе.

Согласие на простое медицинское вмешательство дается устно пациентом. Несовершеннолетние в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет имеют право самостоятельно давать согласие лишь на простое медицинское вмешательство.

В числе обязанностей пациента – уважительное отношение к работникам здравоохранения и другим пациентам. Пациент должен сообщать медработникам о наличии у него заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека, а также соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами. Если есть выявленные ранее медицинские противопоказания к применению лекарственных средств, наследственные и перенесенные заболевания, то мы также обязаны по закону проинформировать о них медработников. Пациент должен информировать об изменениях в состоянии здоровья.

А предоставление пациенту указанных в настоящей статье прав не может осуществляться в ущерб здоровью других пациентов и нарушать их права и свободы.

Врачебная тайна

Совершеннолетний пациент вправе определить лиц, которым следует сообщать информацию о состоянии его здоровья, либо запретить ее сообщение определенным лицам. Врачебную тайну составляет "информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболевания, диагнозе, возможных методах оказания медицинской помощи, рисках, связанных с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах предлагаемому медицинскому вмешательству, иные сведения, в том числе личного характера, полученные при оказании пациенту медицинской помощи, а в случае смерти - и информация о результатах патологоанатомического исследования".

Предоставление информации, составляющей врачебную тайну, без согласия пациента допускается лишь по запросу Министерства здравоохранения Республики Беларусь, управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов и Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета "в целях организации оказания медицинской помощи пациенту, осуществления в пределах их компетенции контроля за правильностью ее оказания или при угрозе распространения инфекционных заболеваний, а также при осуществлении государственного санитарного надзора". Также – "при угрозе распространения инфекционных заболеваний".

Вышеперечисленную информацию по письменному запросу могут получать органы уголовного преследования и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. А при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью причинен в результате насильственных действий, информация, составляющая врачебную тайну, сообщается в правоохранительные органы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

***

Регулирует отношения между медицинскими работниками и пациентами также Уголовный кодекс Республики Беларусь. Так, законом преследуется неоказание без уважительных причин со стороны медработника помощи больному, а также деяние, повлекшее по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого телесного повреждения. Преследуется законом также сведения о заболевании или результатах медицинского освидетельствования пациента и разглашение врачебной тайны, выразившееся в сообщении сведений о наличии у лица ВИЧ-инфекции или заболевания СПИД. Медицинские работники также не имеют права принуждать пациентов к даче органов или тканей для трансплантации.

Вызов "скорой"

По закону скорая (неотложная) медицинская помощь оказывается на территории Беларуси независимо от места жительства (места пребывания) гражданина Республики Беларусь. В каких случаях можно вызывать скорую?

Как рассказала в июле прошлого года в студии TUT.BY заместитель начальника управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Людмила Жилевич, поводом для вызова скорой медицинской помощи является состояние, которое требует немедленной медицинской помощи. Например, человек потерял сознание либо он задыхается, боль в области сердца, высокая температура, недомогание ребенка, высокие цифры артериального давления и нарастание симптомов головокружения. Такие состояния требуют медицинской помощи, потому что угрожают жизни пациента. Часто скорую помощь вызывают на места ДТП.

Специалисты отмечают, что в последнее время увеличивается количество необоснованных вызовов. Это, как правило, вызовы от лиц в состоянии алкогольного опьянения.

По закону, рассказала Людмила Жилевич, вызовы скорой помощи делятся на две категории: неотложные и экстренные. Если вызов отнесен к последней категории, он должен был быть обслужен в течение пятнадцати минут. Неотложные вызовы – это хроническая головная боль, боль в ноге. Этот вызов может быть обеспечен в течение часа.

Куда обращаться, если нарушены права


Фото: profi.orbita.co.il
Фото: profi.orbita.co.il
Как сообщили TUT.BY в Министерстве здравоохранения, ежегодно к ним поступает около 6 000 письменных обращений. В 2009 году жалобы составили 4%. Кроме того, в регионах (подведомственных организациях) зарегистрировано 7806 письменных и 18723 устных обращений.

В случае, если пациент считает, что его права нарушены, он может сделать письменное обращение на имя главного врача организации здравоохранения (поликлиники, больницы, центральной районной больницы или иной организации), а также в вышестоящие органы управления: комитет по здравоохранению Мингорисполкома, управления здравоохранения областных исполкомов, а в случае несогласия с ответом данных государственных органов (организаций), в Министерство здравоохранения Республики Беларусь или в суд.

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан", обращения должны быть рассмотрены не позднее месяца со дня их регистрации в секторе по работе с обращениями граждан Минздрава (соответствующей организации здравоохранения). Если же вопросы, поднятые в обращении, не требуют дополнительного изучения или проверки, то устанавливается 15-дневный срок рассмотрения. В редких случаях, а именно при необходимости проведения специальной проверки либо запроса дополнительной информации, срок может быть продлен на один месяц с обязательным уведомлением о продлении гражданина, подавшего обращение.

Нормативные правовые акты (извлечения из них), регламентирующие вопросы работы с гражданами, перечень и сроки осуществления административных процедур, номера телефонов и порядок работы "горячих" телефонных линий можно найти на сайте Минздрава, органов управления в регионах.

Как рассказали TUT.BY, в министерстве организован прием граждан министром, его заместителями и руководителями всех структурных подразделений. Кроме того, "проводятся выездные приемы граждан, встречи с населением по месту жительства и в трудовых коллективах". За 2009 год на личном приеме было принято 3057 человек (в 2008 г. – 3023).

Также функционирует "горячая" линия. Всего за 2009 год поступило и рассмотрено 4752 (за 2008 год – 5102) обращения граждан, 61% из них приходится на обращения жителей Минска.

81% обращается напрямую в Минздрав

Как сообщили в министерстве, высокой является доля обращений напрямую в Минздрав без предварительных запросов на местах (81% от общего числа за отчетный период). Основная часть обращений разрешается в день поступления, 85% обратившимся даны разъяснения и справки, направлено на консультацию 10%, на госпитализацию - 5%.

В Министерстве здравоохранения и во всех подведомственных учреждениях ведутся книги замечаний и предложений. В 2009 г. в книгу замечаний и предложений Минздрава внесено 50 обращений.

В числе обращений превалируют заявления по вопросам оказания медицинской помощи, а также по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации. Остаются актуальными обращения по проблемам обеспечения населения лекарственными средствами, а также по вопросам организации медицинской помощи при родах и в послеродовом периоде, преимущественно за счет обращений граждан СНГ, проживающих в Республике Беларусь.

Актуальны вопросы обеспечения изделиями медицинского назначения, установления причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, о случаях нарушения медицинскими работниками врачебной этики и деонтологии, невнимательное отношение к пациентам.

"По обращениям даны ответы и разъяснения, приняты необходимые решения и меры по организации медицинской помощи обратившимся в соответствии с показаниями, в том числе с направлением больных в Республиканские научно-практические центры, клинические больницы и НИИ, отданы поручения начальникам управлений здравоохранения облисполкомов и главным врачам соответствующих территориальных медицинских объединений и центральных районных больниц", - сообщили в министерстве.

Вместе с тем, в 2009 году поступило 743 письма (за 2008 году – 655) с благодарностями, что составило 12,3% от общего количества заявлений граждан. В Минздраве отмечают тот факт, что в последние годы происходит снижение количества поступающих жалоб.

Если нарушены права пациента платных медицинских услуг

В Белорусское общество защиты прав потребителей можно обращаться, если нарушены права пациента платных медицинских услуг. В данном случае это регулируется "Законом о защите прав потребителей". Основные обращения, которые поступают в Белорусское общество защиты прав потребителей, касаются искусственного прерывания беременности, косметических операций на теле, косметической стоматологии, рассказали TUT.BY.

По словам специалиста, Белорусское общество защиты прав потребителей разъясняет процедуру, которую должно соблюсти лицо для того, чтобы отстаивать свои права. Первоначально это могут быть консультативные заключения медиков, подтверждающие то, имеются или не имеются нарушения при проведении лечения. Если данные собраны и предоставлены, есть основание обращаться с претензией к оппоненту по договору, претензия выставляется. И если есть основание для того, чтобы предъявлять иск в суд, он предъявляется. В суде при рассмотрении такой категории дел всегда назначается судебно-медицинская экспертиза.

Спор разрешается в зависимости от результатов судебно-медицинской экспертизы, которая проводится в обязательном порядке при обращении. Требования пациента могут удовлетворить, а могут и не удовлетворить, сообщили TUT.BY.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Все ли пациенты знают свои права? И как защитить себя, если права нарушены?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика