Настала пора делать конкретные шаги для запрета смертной казни в Беларуси. Такое мнение в интервью БЕЛТА высказал председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству, участник созданной в парламенте рабочей группы по изучению проблематики смертной казни Евгений Смирнов.
По мнению парламентария, наша страна вплотную приблизилась к тому, чтобы ввести мораторий на применение смертной казни. Для начала именно мораторий, потому что на полную отмену не решились еще ни в России, ни в Украине. «Только не надо думать, что нас подвиг на это ультиматум ПАСЕ (в июне 2009 года, по которому восстановление для Беларуси статуса спецприглашенного в ассамблею возможно только при условии введения моратория на смертную казнь. - Прим. БЕЛТА)», — подчеркнул Евгений Смирнов.
Беларусь постепенно и планомерно приближается к необходимости введения моратория на применение смертной казни, отметил сенатор. Еще в 1996 году в Конституции появилась новая редакция ст.24, которая гласит: «Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда». За последние годы в Беларуси существенно изменились уголовное законодательство и судебная практика. С 1999 года появилась альтернатива смертной казни — пожизненное заключение, сократилось число статей Уголовного кодекса, в которых предусмотрена исключительная мера наказания, расширен круг лиц, к которым она не применяется. Суды все реже выносят приговоры с наказанием в виде смертной казни. В прошлом году к высшей мере приговорены два преступника.
Очередной шаг в поступательном движении к введению моратория — создание в парламенте рабочей группы по изучению проблематики ее применения. Первое заседание группы должно состояться на следующей неделе. Парламентарии намерены рассмотреть и принять план деятельности группы на ближайшие полгода.
Для начала они хотели бы всесторонне изучить статистику. В частности, проанализировать судебную практику с момента появления в законодательстве альтернативы смертной казни в виде пожизненного заключения и по настоящее время. «Интересно сравнить фабулу преступлений, за которые назначены смертная казнь и пожизненное заключение, выяснить, какой контингент совершает такие злодеяния: возраст, образование, наличие судимостей и так далее», — пояснил Евгений Смирнов.
Затем участники рабочей группы планируют посетить места лишения свободы, где отбывают наказание приговоренные к пожизненному заключению. «Существует мнение, что пожизненное заключение хуже, чем смертная казнь, мол, преступники страдают от безысходности, обреченности своего положения. Попытаемся выяснить, действительно ли это так», — сказал парламентарий.
В планах группы также изучение правоприменительной практики в России и Украине: как изменилась криминогенная обстановка после моратория на смертную казнь, какие правовые механизмы применялись для его введения. По словам сенатора, достигнута договоренность о проведении международного семинара по тематике применения смертной казни в Минске в конце марта — начале апреля этого года с участием депутатов ПАСЕ.
Одним из важных результатов работы группы должно стать широкое общественное обсуждение сохранения или запрета смертной казни, считает Евгений Смирнов. Он убежден, что без введения моратория невозможно полноправное участие Беларуси в европейских структурах. Однако в то же время нельзя игнорировать мнение, высказанное народом на референдуме 1996 года, когда 80% белорусов выступили за сохранение смертной казни. «Рано или поздно мораторий нужно вводить, но все будет зависеть от общественного мнения, в конце концов, оно будет главным», — резюмировал парламентарий.