С учетом потребностей рынка
12.03.2010
—
Новости Общества
|
Инновационные направления подготовки высококвалифицированных товароведов в Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации осуществляет подготовку товароведов по специальности «товароведение и экспертиза товаров» специализации «товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» и по специальности «коммерческая деятельность» специализации «коммерческая деятельность и товароведение (по областям применения)». Переход к рыночной экономике позволил насытить рынок товарами отечественного и импортного производства. В 2009 году степень насыщенности рынка товарами составила 95—100 % по разным однородным группам. В связи с этим возникла проблема сбыта товаров на предприятиях изготовителей и реализации в розничной торговле. Интенсификация коммерческих усилий по сбыту товаров потребовала не только выявления потребностей, но и средств их оптимального удовлетворения — товаров и услуг, наилучшим образом удовлетворяющих эти потребности. Потребительная ценность товаров, характеризуемая их основополагающими характеристиками, в значительной мере определяет потребительские предпочтения и способствует увеличению продаж. Изменение приоритета сбыта перед производством вызывает необходимость осуществления товароведами ряда новых функций. Технологическая функция товароведа связана с обеспечением товародвижения и реализацией технологических мер по предотвращению или сокращению товарных потерь, доведению товаров до потребителя. Эту функцию товароведы могут выполнять совместно с логистами и коммерсантами, если они есть на предприятии, или самостоятельно. Цикл технологических и товароведных дисциплин позволяет подготовить товароведа к выполнению технологической функции. Организационная функция обусловлена необходимостью составления заказов, формирования ассортимента, организации контроля за приемкой товаров по качеству, условиями и сроками их хранения (годности, реализации), подготовки к продаже и реализации, а также предъявления претензий поставщику и рассмотрения претензий покупателей. Эту функцию товаровед может выполнять совместно с маркетологами и менеджерами по сбыту, но вполне может справиться с ней и самостоятельно. Аналитическая функция товароведов связана с изучением конъюнктуры рынка и спроса совместно с маркетологами. В современных условиях важной составляющей аналитической функции является сравнительная оценка качества и конкурентоспособности отечественных и импортных товаров, предлагаемых поставщиками, закупаемых, а затем реализуемых потребителю. Сравнительная оценка может быть проведена товароведом органолептическим методом: анализом сведений, указанных на маркировке, в стандартах, эксплуатационных документах и других информационных ресурсах. Кроме того, товаровед может провести товарную экспертизу товаров, так как изучает дисциплины «Товароведение и экспертиза товаров», «Квалиметрия и управление качеством», «Безопасность товаров», «Стандартизация и оценка соответствия». Полученная информация должна использоваться при формировании ассортимента, составлении заказов изготовителям и/или поставщикам, а также создания и поддержания потребительских предпочтений. Дело в том, что при значительной широте и полноте реального ассортимента товаров неизмеримо возрастают трудности у потребителя в выборе необходимого товара. В связи с этим квалифицированная помощь продавца, обученного товароведом, или непосредственно товароведа может помочь покупателю выбрать нужный товар. В данном случае информационная функция товароведа поможет обеспечить конкурентоспособность не только определенным товарам, но и торговому предприятию. Информационную функцию товароведы выполняют совместно с маркетологами, продавцами, администраторами (менеджерами) торгового зала, заведующими отделами (секциями). В этом случае товаровед выступает как носитель информации об основополагающих характеристиках товара (и в первую очередь о качестве), доводя эту информацию до потребителя непосредственно или через продавца, продавца-консультанта, кассира-контролера. Информация о выявленных дефектах, в том числе наиболее распространенных и типичных для определенного наименования или торговой марки, доводится до изготовителя или поставщика с целью их устранения или предупреждения в будущем. Такая информация может послужить основанием для снятия товара с производства и разработки новых торговых марок с учетом устранения типовых дефектов. Указанная информация может быть использована маркетологами при позиционировании товаров и прогнозировании продолжительности этапов роста и зрелости в рыночном цикле товара. Управленческая функция обусловлена необходимостью участия товароведа в управлении качеством при приемке, транспортировании, хранении, подготовке к продаже и реализации, а также работы с другими специалистами предприятия и подчиненными. Эту функцию товаровед выполняет самостоятельно. Экономическая функция выполняется товароведами совместно с экономистами при определении материальных потерь товаров, а также затрат на обеспечение товародвижения. Сопоставление товароведами основополагающих характеристик товара, определяющих его потребительскую ценность, с ценами позволяет выявить их обоснованность и осуществлять более рациональную ценовую политику предприятия. Однако в выполнении экономической функции товароведы играют вспомогательную роль. Выпускники БТЭУ знакомятся с новейшими достижениями в области технологии торговых процессов, организационной структурой торговли, передовыми методами организации торговли, оценки качества товаров и их сертификации, внедрения прогрессивных форм оптовой и розничной продажи и стимулирования их сбыта. Они могут разработать и обосновать эффективность рекламной и ценовой политики предприятий и фирм на рынке товаров и услуг. Набор изучаемых дисциплин по новым учебным планам, утвержденным в 2008 году, позволяет товароведу получить глубокие профессиональные знания в области экспертизы качества и конкурентоспособности продукции, потребительских свойств товаров, законодательства по защите прав потребителя, а также умение идентифицировать продукцию по классификационным признакам и ассортиментной принадлежности, в том числе фальсифицированную и контрафактную продукцию. Кафедра товароведения непродовольственных товаров, которая осуществляет подготовку товароведов с 1964 года, имеет опытный кадровый состав. В числе сотрудников кафедры 2 доктора, профессора, 9 кандидатов наук, доцентов. Материальная база кафедры включает научно-исследовательские лаборатории, оснащенные необходимым для проведения товароведных исследований оборудованием. С 1996 года осуществляется подготовка аспирантов по специальности «товароведение промышленных товаров и сырья легкой промышленности», с 2000 года успешно работает единственный в Республике Беларусь совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «товароведение промышленных товаров и сырья легкой промышленности». Полученные результаты по НИР докладываются на университетских, межвузовских, международных научных конференциях. Ежегодно лучшие студенческие работы занимают призовые места на республиканском конкурсе научных работ. Дипломные работы выполняются на практическом материале системы потребительской кооперации. Товаровед проходит фундаментальную подготовку, необходимую для решения профессиональных, социальных и научных задач. Он знает иностранный язык, административное, конституционное, хозяйственное и торговое право нашей республики и зарубежных стран, обладает общей мировоззренческой культурой, владеет передовыми методами управления производством и коллективом. Следует отметить, что с 2007 года не осуществляется подготовка товароведов непродовольственных товаров на дневной форме получения образования системой Белкоопсоюза. На наш взгляд, это стратегическая ошибка. Тем более что доля товарооборота непродовольственных товаров в розничном товарообороте системы Белкоопсоюза составляет только 20—22 %, а в республике — 45—50 %. Ждем заказов от Белкоопсоюза на подготовку товароведов непродовольственных товаров в 2010 году. Будущие товароведы, не упустите свой шанс, получите престижную специальность. Только вы решаете, какой товар принимать и продавать. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Инновационные направления подготовки высококвалифицированных товароведов... |
|