В последние годы ОАО «Ковры Бреста» оказывается солидная государственная поддержка. Почему же тогда предприятие никак не встанет с колен?..
Стена в комнате, закрытая ковром, у человека, разбирающегося в дизайне интерьеров, вызовет по меньшей мере усмешку. Немодно! Прошли те времена, когда за этим «предметом роскоши» нужно было стоять в очереди. Позади, увы, и былая слава ОАО «Ковры Бреста». За воротами отдела сбыта уже нет большегрузных автомобилей, когда–то сутками дежуривших в ожидании нужного ассортимента. На складах — семимесячный запас продукции. Зарплата — почти вдвое ниже средней по Брестской области. При этом в последние годы ковровому комбинату оказывается солидная государственная поддержка. Почему же тогда предприятие никак не встанет с колен? В этом непростом вопросе на днях разбирались участники коллегии Комитета госконтроля Брестской области.
Перезагрузка
К 2002 году акционерное общество «Ковры Бреста» оказалось в сложнейшей ситуации: убытки, устаревшее оборудование, дефицит оборотных средств, просроченная кредиторская задолженность. В долговую яму его бросил заем — кредитная линия «Гермес» на техническое перевооружение в начале 90–х. Кредиты взяли, а модернизацию до конца так и не довели...
Государство не осталось в стороне от бед ковровщиков, предложив им вернуться под его опеку при условии безвозмездной передачи акционерами своих ценных бумаг. Альтернативы не было, и 99,81 процента акций оказались в государственной собственности. С 2006 по 2009 год ковровый комбинат получил из бюджета более 100 миллиардов рублей...
Нелегкая промышленность
Казалось, солидная сумма должна была решить многие проблемы предприятия. Но что же специалисты Комитета госконтроля увидели во время недавней проверки?
Объемы производства за минувший год по сравнению с 2006–м упали почти на 40 процентов и оказались практически в 5,5 раза меньше, чем предусмотрено бизнес–планом развития. Рентабельность скатилась без малого до минус 50 процентов...
По инвестиционному проекту технического перевооружения прядильного и ковроткацкого производства комбинату предоставили бюджетную ссуду для закупки сырья. Брестские ковровщики отдали за пряжу Оршанского льнокомбината 1,2 миллиарда рублей. Но оказалось, что это сырье пригодно для использования только на старом оборудовании, и то — при условии его дополнительной переработки. Специалисты КГК недоумевают: зачем комбинат запасался такой пряжей, да еще минимум на четыре года вперед. И это — при острой нехватке оборотных средств!
«Где распродажи, где акции?» — задавались вопросом участники коллегии. Действительно, трудно вспомнить яркую рекламную кампанию по распродаже ковров. Разве что в начале года через местную газету председатель Брестского горисполкома Александр Палышенков призвал всех... купить по ковру. Местные организации и учреждения активно включились в процесс разгрузки складов. Старые ковры меняют на новые.
Но на внешнем рынке подобные призывы не работают. Ни добровольно, ни принудительно платить за тот или иной товар покупателя не заставишь. Отдельные торговые дома, вызвавшиеся продавать брестские ковры в России, работают по криминальным схемам. Сейчас недостача ковров и ковровых изделий, переданных комбинатом для хранения и реализации ООО «Торговый дом «Ковры Бреста» в Москве, составляет 3,8 миллиона российских рублей. Задолженность за отгруженные по договорам купли–продажи в адрес торгового дома изделия — миллион российских рублей.
Подсчитано, что по результатам последней проверки КГК акционерное общество «Ковры Бреста» можно наказать на 4 миллиарда рублей. Из такой ямы, считают ковровщики, предприятию не выбраться...
Цветная перспектива
За последние три года численность работающих на ковровом комбинате сократилась более чем вдвое. Средняя заработная плата за 2009 год — около 468 тысяч рублей. Многие работники покидают предприятие в поисках лучшей доли.
— А вы почему не увольняетесь? — интересуюсь у ткача 6–го разряда Галины Псыщаницы.
— Ничего больше не умею делать... — смущается Галина Николаевна. — Почти год у меня новый станок, из–под которого выходят восьмицветные ковры. Работать теперь значительно легче. Автоматика, компьютер, у меня даже две помощницы есть. Кроме того, с ковровым комбинатом связана вся моя жизнь. Думаю, все наладится...
Верит, что родное предприятие выйдет из кризиса и старший мастер Петр Колчук. Он здесь 39 лет.
— Мы выпускаем достойную продукцию, поэтому способны вернуться на рынок, — не теряет оптимизма ветеран производства.
Но когда? Ответ на этот вопрос ищет новый директор акционерного общества. Алексей Баук. Его переманили на ковровый с расположенного по соседству чулочного комбината. Молодой амбициозный руководитель столкнулся с проблемами, о которых даже не догадывался:
— Нужно упрощать процедуру согласования закупок. С августа прошлого года по март нынешнего у нас длилась эпопея с тендером по закупке нового оборудования. Это нормально? Откуда столько недоверия?
Чтобы расчистить склады коврового комбината, надо искать новые рынки сбыта — в России, Казахстане... Но пока не закончится техническое перевооружение и не появится достойная коллекция, вряд ли стоит рассчитывать на покупательский интерес. Такой вывод прозвучал на коллегии КГК.
Алексей Баук заверяет: до конца года новое оборудование будет установлено. Надежная команда у директора есть. Но важна еще и поддержка со стороны. Может, брестским властям и «Беллегпрому» стоит обратить больше внимания на ковровый комбинат? Его продукция при условии обновления ассортимента способна найти покупателя. Ведь ковры по–прежнему пользуются спросом. Иначе не завозили бы их в торговые центры из Турции, Индии, Бельгии...
Компетентно
Валентин Абрамчук, председатель КГК Брестской области:
— На предприятиях легкой промышленности Брестчины занято более 8 тысяч человек. Главные проблемы — невысокие зарплаты, складские запасы, не задействованные помещения и производственные мощности. Производство все еще остается материалоемким, энергозатратным. А ведь брестский ковровый комбинат, кобринскую фабрику «Ручайка», пинское «Полесье» и Барановичское хлопчатобумажное объединение за последние четыре года государство поддержало солидной суммой — свыше 280 миллиардов рублей. Облисполком и концерн «Беллегпром» должны разобраться вместе, где допускаются просчеты и ошибки, чтобы найти выход из тяжелой ситуации.
Анатолий Гуров, заместитель председателя концерна «Беллегпром» (из выступления на коллегии КГК Брестской области):
— Ситуация на ковровом комбинате несколько хуже, чем на других предприятиях концерна. Нужно распродавать старый ассортимент. Есть сложности по имуществу. Документы на продажу производственного корпуса подготовлены. Но покупатели не приобрели его из–за кризиса.