Жесткие выводы Президента о качестве строительных работы подвигли журналистов «СБ» к углубленному изучению проблемы. Она оказалась очень острой. Характерной и для столицы, и для регионов.
Кричащий факт! Практически каждый второй дом сдается в эксплуатацию с дефектами. В прошлом году Госстройнадзор проверил 22.000 строительных объектов. 15.000 из них — жилые дома. Обнаружено 87.000 (!) дефектов. Почти половина — значительные. 46 строек остановлено из–за того, что в будущем конструкции могли просто рухнуть. Строителей заставили все разобрать и начинать заново...
Потребительские качества — и вовсе сущая головная боль. Львиная доля дефектов — из этой категории: трещины, просветы между оконными рамами и стенами, кривые полы, некачественная отделка, сырость, плесень... Мелочи? Представьте себя на месте новосела, потратившего немалые деньги на стройку, и поймете, что испорченное настроение, нервные затраты дорого стоят. Именно поэтому Президент на недавнем совещании жестко предупредил: «Наплевательского отношения к людям я не потерплю». Срок на наведение порядка — до 1 июля.
По маршруту недоделок
Строительные недоделки, осложнившие жизнь людям, долго искать не приходится. Такое впечатление, что, зайдя во двор любой новостройки и поговорив с людьми, обязательно найдешь проблему. Типовой дом по минской улице Панченко, 76. Строился государственной компанией для тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий. Радость обретения своего угла для некоторых жильцов оказалась с горьким привкусом. Они обнаружили, что вентиляция работает в обратном направлении: то есть не вытягивает, а вдувает воздух в квартиры. И чем холоднее на улице — тем сильнее поток. Приходится серьезно утепляться, собираясь посетить собственный, простите, туалет, в котором гуляет ветер, когда на улице минус 20. Жильцы утверждают, что в особенно морозные дни температура в санузлах падала до 3 — 5 градусов тепла. Впрочем, холод — это еще полбеды. А не дай Бог пожар. Без нормальной вытяжки дом в считанные секунды рискует стать резервуаром с угарным газом...
Проблема вентиляции, кстати, далеко не единичная. В Госстройнадзоре говорят, что этой зимой она особенно обострилась. Жалоб огромное количество. Специалисты стали разбираться. Вопрос ушел корнями в начальную стадию — в проектирование. На этом уровне и должны предупреждаться подобные дефекты. Ведь даже если проект типовой, его необходимо привязать к местности, рельефу, учесть массу других факторов, для строителей должны быть разработаны рекомендации. «Впоследствии еще накладывается и несоблюдение технических норм, — уточняет главный государственный строительный инспектор Виктор Петруша. — Может случиться и так, что здание попадает в так называемый воздушный мешок и система сбоит. Нюансов может быть масса. Мы предлагаем строителям устанавливать на крыше турбодефлектор, который усиливает тягу. Хотя могут быть случаи, когда и это не помогает».
Переместимся из «спального» района в центр. Здесь новостройки уже давно не панельные, проекты не типовые. Цена на квадратный метр и в межсезонье, и в кризис держится на уровне: свободная планировка, высокие потолки, два санузла в «трешках», кладовки, окна от пола до потолка — элитное жилье, одним словом. Но жители такого респектабельного дома по улице Воронянского, 1а до сих пор не могут пользоваться лифтом. Взбираться уже почти два года на 11–й этаж даже по элитной лестнице — не велика радость. Недоступен и подземный гараж, за который тоже, кстати, заплачено вполне «фешенебельно». А он был сдан в эксплуатацию еще в сентябре 2009–го. Но уже спустя несколько недель оказалось, что дожди заливают все помещение. Позже обнаружились и недоработки в системе канализации. Когда система забилась, ее содержимое заполнило собой все пространство гаража. А системы откачки проектом не предусмотрено. Жильцы собрали комиссию и обо всех недоделках официально уведомили заказчика. Заказчик по уже сложившейся традиции сослался на подрядчика...
Примеры можно продолжать. По материалам из регионов видно, что проблема остро стоит повсеместно. Поэтому и не уйти от классического вопроса.
Кто виноват?
Сегодня за жилье люди платят немалые деньги, значит, вправе требовать нужный результат. Времена, когда квартиры не продавали, а раздавали, — в безвозвратном прошлом, в котором новоселы были счастливы и «сталинкам», и «хрущевкам», и «панелькам», и «полуторкам», и «малосемейкам». Тихонечко доделывали их сами. Но нынче другие экономические реалии: рынок и частная собственность. А строители, похоже, смогли перестроить только цены. Советский же подход к качеству остался. Вот только к кому идти с претензиями? К заказчику, который собирает с будущих жильцов деньги, или к подрядчику, который, собственно, строит?
Когда возникают проблемы, две эти стороны традиционно кивают друг на друга. Частенько обе сетуют на третью — проектировщика. Новоселы попадают в замкнутый круг, в котором зачастую и остаются со всеми своими проблемами. Случается, что, махнув рукой на поиски виновного, снова «скидываются» и сами устраняют недоделки.
Строители ситуацию комментируют только приватно. Сетуют на недостаток финансирования, минимальную рентабельность, отсутствие оборотного капитала. Получается, как платят — так и работают? Однако уж на что, а на финансирование и зарплаты строителям кивать грешно. Сегодня, по данным Федерации профсоюзов, эта отрасль находится на втором месте после банковской системы по уровню оплаты труда. Да и любой человек знает, сколько стоят нынче услуги строителей.
Еще одна причина, на мой взгляд, — отсутствие здоровой конкуренции. Сегодня на рынке сложилась такая ситуация, что заказчик бегает за подрядчиком и буквально уговаривает его взять заказ. Чувство постоянной востребованности расслабляет...
Что делать?
На совещании у Президента руководитель Нацбанка Петр Прокопович предложил не оплачивать строительные работы до тех пор, пока не будут устранены все недостатки и обеспечено требуемое качество. Такая возможность есть, но почему ею мало пользуются? Вероятно, потому, что требуют перемен отношения заказчика и подрядчика. Должно быть четкое понимание, кто за что отвечает и с кого требовать конечный результат. Заказчик как организатор стройки обязан контролировать и соблюдение технических норм, и качество работ на каждом этапе процесса. И если обнаружен брак, должен заставить подрядчика переделывать за свой счет. Дополнительные затраты не должны перекладываться на будущих хозяев квартир. «Самым принципиальным контролем должен быть технический контроль заказчика, — считает Виктор Петруша. — Если работы выполнены некачественно — нет оплаты. Но для этого нужна принципиальная позиция заказчика. Ее нет. И еще необходимы более жесткие персональные санкции. Что такое для прораба максимальный штраф в 250.000 рублей при зарплате не меньше 2,5 миллиона?» А заказчик, как правило, лоялен. Почему? Он озабочен прибылью. Ему бы поскорее сдать объект. Он не боится, что пойдет нехорошая слава и собрать новых желающих построить дом не получится. Пока альтернатив мало, он и дольщиков соберет, и будет жить безбедно.
Нужна конкуренция. Только при ней на рынке остаются компании, для которых ответственность перед клиентом — главнейшая ценность. Перемены возможны. С 1 января введены европейские строительные стандарты. Пока это чисто технический момент. Но, по сути, он означает, что теперь любая зарубежная компания может строить у нас свои объекты. Уже работают и китайцы, и турки. Хочется надеяться, что со временем здесь будет становиться все теснее и нашим строителям придется выдерживать сильнейшую конкуренцию. Причем, раз мы говорим о европейских подходах, председатель Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Галина Полянская предлагает перенимать опыт не только по нормам. «Я была на многих стройках в Германии. Там процесс проектирования идет параллельно с процессом подготовки строительства. Заказчик заранее запасает стройматериалы. И когда начинается работа, они подвозятся на объект по четкому графику. В итоге нет срыва графика, простоя строителей, потерь в качестве. А у нас можно наблюдать, как при минус 27 красят фасады или в проливной дождь заливают фундамент». Кроме того, в Германии гарантийный срок объекта автоматически продлевается, пока строители не устранят последнее замечание. У нас же достаточно поводить за нос жалобщика два года и успешно умыть руки.
Сроки обозначены
До 1 июля Президентом поручено навести порядок повсеместно. Определены ответственные. Изучать проблему и предлагать варианты решения будут руководители облисполкомов и Мингорисполкома, а также уполномоченные и инспектора по областям и Минску. Они возьмут под личный контроль устранение недостатков в строительстве.
«Проблема есть, — подтвердил нам помощник Президента, инспектор по Минску Анатолий Калинин. — По фактам, которые прозвучали на совещании у Президента, есть подтверждение. В основном проблема касается качества и сроков ввода объектов. Сейчас основной акцент будет сделан на изучении итогов прошлого года по качественному вводу жилья и на итогах I квартала 2010–го. В ближайшее время будет опубликован номер «горячей линии», определим дни, когда она будет открыта. Надеемся получить как можно больше достоверной и правдивой информации. Все обращения будут проработаны, после чего будут даны ответы...»
Сказано
Виктор Буря — заместитель Премьер–министра:
— Совещание у Президента — это разгром! За последние годы работа отрасли сведена на нет вопиющим бардаком, который творится на стройках. Хуже всего, что этот беспорядок и безобразие видят люди, которые получают ключи. Год назад была поставлена задача по введению европейских норм. Формально отчитались. Но евронормы — это европорядок и еврокачество!
(Из выступления на совещании строительного комплекса 9 апреля 2010 г.)