«Заведутся» ли старые авто?

21.05.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Специалисты рекомендуют пересмотреть в стране систему подходов к торговле бывшими в употреблении автомобилями

«Серая» зона на рынке запчастей для автомобилей давно раскрасила его в безрадостные тона. В минувшем году налоговые органы снизили свою активность в отношении проверок в 3 раза, но даже такая тактика не дает повода для оптимизма. По результатам проведения 518 комплексных, тематических и рейдовых проверок нарушения были установлены в 379 случаях. И дело тут вовсе не в том, что контролеры стали более щепетильными и придирчивыми в отношении проверяемых. Просто большинство недостатков рынка автозапчастей — как наспех прихваченный белыми нитками тулуп: как ни старайся, а из-под плохо пришитой основы торчат все огрехи, мимо которых контролеру пройти сложно. В МНС подчеркивают: в стране давно назрела необходимость введения законодательных норм, направленных на развитие официального рынка транспортных средств и минимизацию теневой составляющей в автобизнесе.

«По итогам контрольных мероприятий прошлого года, проведенных в сфере ввоза и реализации автомобильных запчастей, дополнительно предъявлено к уплате в бюджет Br 5150,2 млн. Из теневого оборота изъято Br 1123,9 млн., из которых по решениям судов обращено в доход государства Br 1103,8 млн.», — констатируют в Главном управлении организации контрольной деятельности МНС. При этом анализ налоговиков дает понять: даже при снижении активности посещений их результативность увеличилась на 12 %. При этом если ранее в среднем на одну проверку начисляли Br 1,7 млн. рублей, то в минувшем году в 6 раз больше – порядка Br 9,9 млн. Специалисты ведомства отмечают, что одной из причин довольно высокой степени теневого оборота в этой сфере является тот факт, что большинство автомобилей приобретаются и реализуются гражданами самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, зачастую осуществляющих незаконную деятельность. Иными словами, проходи продажи под контролем – сложностей не возникало бы...

Возможным решением проблемы могло бы стать введение в стране механизма продаж «trade-in», за легализацию которого, кстати, уже не первый год сражаются дилеры западных автомобильных концернов. За этим понятием скрывается достаточно эффективно зарекомендовавшая себя на рынках Западной Европы и США операция «обратного выкупа» авто. С начала апреля в России вступил в силу новый порядок уплаты НДС при операциях с автомобилями по схеме «trade-in». Схема проста: покупатель приехал в салон на машине с пробегом, оформил документы, оставил авто продавцу, доплатил разницу и уехал домой на новенькой машине. Еще до начала экономического кризиса считалось, что в случае принятия соответствующего законодательства в стране наконец-то появится настоящий рынок подержанных авто и все автобазары (автобазар івано-франківськ), где, как известно, не проблема купить кота в мешке, тихо почиют в бозе. В странах ЕС, по статистике, еще недавно более 80 % покупок новых авто осуществлялось по схеме обратного выкупа. Однако в нынешних условиях, похоже, этот механизм может положительно повлиять и на рынок бывших в употреблении автозапчастей. Ведь немало старых авто идет на разборку, а старые детали попадают на прилавки.

«Одна из главных проблем, мешающая развитию рынка подержанных авто в Беларуси, — отсутствие механизмов защиты покупателя. На автобазаре могут продать все, что угодно, и запросить при этом отнюдь не малую сумму. Чтобы перестраховаться и не приобрести металлолом, покупателю нужно вести с собой на такой базар сразу нескольких специалистов. За отдельную плату они проверят, не нарушена ли геометрия кузова (битое авто могут выдать за целое), каков ресурс выработки двигателя (цифры на спидометре могут и скрутить) и не перебивались ли серийные номера. Еще при покупке авто б/у неплохо бы обзавестись «товарищем» с быстрым доступом к базе угона, чтобы проверить, не находится ли облюбованный вами автомобиль в розыске», – рассказывает генеральный директор Автомобильной ассоциации «БАА» Людмила Шабанова. Сейчас система налогообложения на рынке авто с пробегом несовершенна: в соответствии с действующим законодательством, в случае передачи автомобиля автодилеру в зачет приобретаемого нового авто, автодилер при реализации приобретенного у физлица подержанного автомобиля обязан исчислить и уплатить НДС от полной стоимости автомобиля. То есть к цене приобретения прибавляем, как минимум, 20 % НДС, и выясняется, что автодилер оказывается в явно проигрышной ситуации. Перепродать машину с пробегом по ее рыночной цене он уже не может, а альтернативный путь решения вопроса – предложить физлицу продать машину на 20 % дешевле — вряд ли устроит последнего.

Практика проверок МНС показала, что, как правило, всеми автодилерами применяются различные способы снижения НДС по операциям «trade-in». Желая привлечь клиента дополнительными услугами и сделать процесс приобретения нового автомобиля максимально комфортным, автодилеры заключают договоры комиссии хранения подержанных автомобилей, получаемых в зачет, официально выступая лишь посредниками. Фактически поиск потенциального покупателя автомобиля и оформление услуг осуществляются работниками автодилера. Расходы по этим операциям учитываются при налогообложении, а размер комиссионного вознаграждения носит чисто символический характер. В конечном итоге сделка оформляется между двумя физическими лицами, при которой НДС не взимается. Тем не менее в министерстве придерживаются мнения, что в стране необходимо создать правовое поле для возможности официальной деятельности автодилеров, предусмотрев для него в качестве налоговой базы по НДС при реализации автомобиля, полученного в зачет, разницу между ценой его приобретения и ценой реализации.

В МНС подсчитали: в начале нынешнего года в стране торговлей запчастями для автомобилей занимались 3207 индивидуальных предпринимателей и 1886 компаний. Это, кстати, почти на 13 % больше, чем в 2008 году. Впрочем, количественный рост продавцов налоговики связывают отнюдь не с тепличными условиями работы в этом сегменте рынка, а с желанием бизнеса понемногу выходить из «тени». К примеру, если анализировать число автосервисов в стране, то оно также за прошлый год приросло на 7,6 %. Вместе с тем, как говорят в МНС, результаты контрольных проверок компаний, торгующих автомобильными «прибамбасами», все еще далеки от идеальных. Налоговые инспекторы в данном случае ставят жесткий «диагноз»: после либерализации национального законодательства без дополнительных мер порядка на этом рынке добиться будет нелегко. Если в стране будет законодательство о «trade-in», в Беларуси не только появятся автосалоны, специализирующиеся на продаже б/у автомобилей, но и создадутся дополнительные стимулы для легализации сопутствующих услуг (техническое обслуживание, ремонт, замена запасных частей и др.). Автодилер при реализации залогового автомобиля должен будет обеспечить его техническое и предпродажное обслуживание, что избавит покупателя автомобиля от необходимости делать это самостоятельно, как правило, с привлечением лиц, вовлеченных в «теневой» бизнес. Кроме того, высока вероятность того, что и в дальнейшем при необходимости техобслуживания либо ремонта автомобиля, замены запасных частей покупатель будет прибегать именно к услугам продавца-автодилера. Этому также будет способствовать наличие официальных гарантийных обязательств, которые несет перед покупателем легальный продавец.

-----------------------------------

В лавке старьевщика

Пока белорусы колесят по дорогам страны на подержанных автомобилях, в России стимулируют население к покупке новых. В марте в РФ стартовала госпрограмма по утилизации старых машин. Владельцы могут сдать свои авто, которые эксплуатируются более 10 лет, в утиль и получить скидку — RUR 50 тыс. (приблизительно $ 1,7 тыс.) для покупки нового автомобиля, если он произведен или собран на территории России. Только за первый месяц действия этой программы было реализовано 15 688 машин и выписано 55 тыс. свидетельств об утилизации.

«Trade-in» был введен законодательно в этой стране еще в 2007 году, правда, как отмечают автодилеры, несколько однобоко – поменять старое на новое могли только физические лица. А вот коммерческие компании и государственный сектор, которые с удовольствием попробовали бы все прелести программы, остались не у дел. Между тем, как показывает практика, в странах ЕС более 60 % автомобилей с пробегом имеют в числе своих предыдущих владельцев именно корпоративный сектор.

А вот в Украине попытки поддержать своих автопроизводителей успехом не увенчались. В конце прошлого года был разработан законопроект о новом 10-процентном налоговом сборе, который должен был взиматься с продажи иностранных авто (и новых, и б/у). Деньги, полученные от уплаты такого сбора, авторы проекта собирались направлять в виде субсидий на поддержку отечественных автопроизводителей. Те в свою очередь должны создавать новые рабочие места, повышать зарплаты и увеличивать объемы производства. Однако законопроект так и не был принят. Тем не менее сегодня в украинской раде находится на рассмотрении законопроект о внедрении в стране механизма «trade-in». Бытует мнение, что буквально со дня на день нашим соседям разрешат менять старое на новое без потери на налогах.

 
 
 

РЕКЛАМА