Халиф на час

05.08.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Халиф на час

Об «отставке» Доку Умарова

На фоне летнего информационного затишья российские СМИ вдруг взорвались новостью: «кавказский эмир», а говоря проще, главарь чеченских бандитов Доку Умаров уходит в отставку. Так прямо и сообщалось: «уходит в отставку». Дальше история стала еще диковиннее...


Когда Умаров пояснил, что уходит по состоянию здоровья и назначает преемником более молодого и энергичного Асламбека Вадалова, в голове сама собой возникла яркая аналогия из новейшей российской истории. И вот вскоре появилось новое сообщение: Умаров заявил, что «в связи со сложившейся обстановкой на Кавказе считает невозможным сложить с себя полномочия». Предыдущее заявление, в котором он отрекся от власти, «отменяется», оно было, как выразился Умаров, «сфабриковано».


Также лидер головорезов похвастался, что его здоровье, вопреки многочисленным слухам, хорошее. Это позволит ему и впредь «убивать врагов Аллаха».


Впрочем, большинство российских комментаторов сходится во мнении, что чеченские сепаратисты специально напускают на себя государственной важности, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Главная же угроза сегодняшней России — это усиливающееся противостояние в обществе «русских» и «нерусских». Власти и ТВ, конечно, усердно ретушируют эту проблему, но уже просто не справляются с валом инцидентов.


Доку Умаров — один из немногих руководителей «независимой Ичкерии» 90–х годов, который дожил до наших дней. В «правительстве» Аслана Масхадова он значился «секретарем совета национальной безопасности». Он возглавил Ичкерию в 2006 году после гибели очередного «президента», а уже на следующий год объявил о создании «кавказского эмирата», объединяющего все мусульманские республики этого региона России. Под железной пятой Рамзана Кадырова боевики не могли как следует развернуться в самой Чечне, хотя ее горы по–прежнему служат им укрытием, а вот соседние Дагестан, Ингушетия, Осетия в последние годы все чаще оказывались под огнем. По крайней мере, сообщения о терактах приходили оттуда чаще, чем из Чечни. Может, у этого есть какое–то другое объяснение, но первое, что приходит на ум, — как бы ни жаловались правозащитники, в определенном смысле политика экстравагантного Кадырова выглядит эффективной...


Умаров многое сделал для того, чтобы прослыть в Москве террористом номер один, и даже американцы включили его в свой «черный список». Он взял на себя ответственность практически за все кровавые акции на территории России, произошедшие в последние годы. Преемника Доку Умарова мало знают даже в самой Чечне. Политолог, советник спикера парламента Чечни Абдула Истамулов говорит: «Я не смог найти информацию о том, кто был с ним знаком или как он себя проявил на войне, — о нем никто ничего не слышал». Получается, что молодые люди, которые следуют за экстремистами, выбирают для себя такой путь не из–за харизматичного лидера, заражающего своими убеждениями, а в силу каких–то своих убеждений? «В последнее время наша молодежь стала очень однобоко относиться к понятию справедливости, и ей кажется, что ни общество, ни государство не могут дать им возможность себя реализовать, — отмечает чеченский эксперт. — И к ним приходят эти вот эмиссары и говорят: «Мы дадим ответы на все ваши вопросы». Потому что даже религиозный фактор в последнее время не так сильно влияет на выбор будущих террористов. Все упирается именно в социально–экономические проблемы. Хотя в последнее время на Северном Кавказе делается очень многое в этом направлении, но проблемы все равно остаются. У нас мало земли, мало работы. Молодым людям негде себя реализовать. Дагестанцы, ингуши, чеченцы чувствуют себя чужими в соседних российских регионах, былой толерантности к другим национальностям в стране уже нет».


Российские каналы и газеты в меру своей политкорректности, но, в принципе, особо не церемонясь, говорят о гастарбайтерах из Средней Азии (Почему в Беларуси нет гастарбайтеров?), но до последнего времени существовало табу на «плохие новости» с участием чеченцев, допустим, или дагестанцев. Эти «чужие» уже «свои», иначе России не быть федерацией. Так продолжалось до Кондопоги, наверное. Чуткий кремлевский флюгер Леонид Радзиховский написал в своей последней колонке, что баланс интересов в российском обществе сегодня явно перекошен в сторону «национальных республик». Он анализирует два последних случая: когда чеченцы во время ссоры в Москве зарезали молодого парня Юрия Волкова и побоище в оздоровительном лагере в Туапсе, где стенка на стенку сошлись «русские» и чеченские подростки. «Если будет нарастать чувство, что «в России вперед русских пропускают кавказцев», это рано или поздно может и правда взорвать государство», — предупреждает Радзиховский. И сам по себе факт этого предупреждения от вроде бы либерального политолога звучит симптоматично и даже угрожающе.

Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО

 
 
 

РЕКЛАМА