Право на рамки. Всегда ли коммунальные наказания адекватны преступлениям и в силах ли простой жилец призвать свой ЖЭС к ответу за ошибку?
13.10.2010
—
Новости Общества
|
Коммунальные “войны” между жильцами и службами ЖКХ — притча во языцех. И сколько бы законов о защите прав потребителей ни появлялось, выяснениям отношений на почве бытовых конфликтов конца не будет. К сожалению жильцов, в большинстве споров последнее слово остается за коммунальниками. Они наказывают рублем за просрочку жировки, вывешивают “позорные” списки должников на обозрение всем соседям и в силах доказать, что потоп у соседей — это целиком и полностью ваша вина. Юристы же уверены, что вина жильцов в другом — в незнании своих собственных прав и неумении их отстаивать. “НГ” выяснила, к чему могут привести “непопулярные” карательные меры со стороны работников ЖКХ и в силах ли простой жилец привлечь коммунальников к ответственности за доставленные ему неудобства. Ответная реакция Пожалуй, самыми обсуждаемыми и осуждаемыми можно назвать так называемые непопулярные меры, которые работники ЖКХ применяют к жильцам за просрочку платежей по жировкам. Коммунальников понять можно: сумма в 33 млрд рублей (именно столько белорусы задолжали службам ЖКХ за предоставленные услуги) на дороге не валяется и истребовать ее с несознательных потребителей как-то нужно. Пригрозить выселением жильцам коммунальники часто не могут из-за наличия в квартире маленьких детей, поэтому приходится отключать жилье от всевозможных коммунальных благ. Последней “новинкой” стала возможность перекрыть в отдельно взятой квартире должника канализацию. Однако эта, уже нашумевшая, мера на практике оказалась не просто “непопулярной”, а скандальной. — Отключить квартиру от канализации или холодной воды — это нарушение прав человека, — считает заместитель председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамара Бельская. — При этом страдает не только сам неплательщик, но и его соседи. Именно последние, кстати, чаще всего и обращаются в таком случае за помощью к юристам. Соседями-должниками нередко являются асоциальные люди, для которых отключение канализации становится не стимулом погасить долг, а поводом... выставить ведро с отходами своей жизнедеятельности прямо в подъезде. Но если такой “форс-мажор” еще можно оправдать недоработкой карательной меры, то в случае с еще одной распространенной жалобой жильцов — на отключение от домофонной системы — все намного запутаннее. — Пока домофон находится на гарантийном обслуживании после установки, вопросов не возникает, — приводит распространенный пример из практики Тамара Бельская. — Но после окончания этого срока жильцам начинают навязывать обслуживание входной двери. И если человек не соглашается на предлагаемые условия, его домофон просто отключают от общей системы. В результате жилец дома элементарно не может попасть в свою собственную квартиру. Оказавшись в безвыходной ситуации, многие сдаются и принимают все условия обслуживающей организации. А ведь можно отстоять свои права. А ларчик просто открывался... В своей практике белорусские юристы нередко сталкиваются и с совершенно не поддающимися логике коммунальными спорами, в которых жильцы оказываются потерпевшими вообще безо всякой на то причины. Речь, в частности, о капремонтах и возникающих во время них проблемах с отделкой квартир в Минске. Да, коммунальники заранее предоставляют жильцам полный список будущих работ как по дому в целом, так и по каждой квартире. А еще обещают восстановить случайно испорченную во время ремонта отделку. Но... не предупреждают, как именно будет проходить такое возмещение. Типичная ситуация: при повреждении кафельной плитки во время капремонта коммунальники предлагают жильцам поменять только тот ее участок, который был испорчен, а не всю плитку в санузле или кухне. Логично? Только если не учитывать тот момент, что последний ремонт в квартире у людей мог быть не один десяток лет назад и когда-то уложенной плитки больше нет ни в продаже, ни в производстве. И коммунальники предлагают взамен “похожий” кафель — подумаешь, немного другого размера или цвета! “Такие моменты важно учитывать еще на этапе подготовки дома к капремонту”, — советует Тамара Бельская. Здоровье стоимостью в 150 тысяч В приведенных выше ситуациях при знании своих прав и определенной сноровке еще можно быстро и практически безболезненно разрешить спор в свою пользу, но бывают практически безвыходные ситуации. В частности, юристы разводят руками, когда речь заходит о возмещении морального вреда. Недавно “НГ” рассказывала о пожилом минчанине, который больше полугода ходил по различным инстанциям, пытаясь вернуть переплаченные по недосмотру коммунальников деньги за установленные счетчики воды (“Долгий перерасчет”, “НГ” заг.). В результате пенсионер добился справедливости и компенсации за моральный ущерб в... 150 тысяч рублей. Во столько оценил суд время и здоровье, потраченные пожилым человеком для доказательства изначально очевидной ошибки работников ЖЭСа. — Компенсации за моральный ущерб несопоставимы ни со сроками судебных разбирательств, ни с мучениями, которые людям нередко приходится терпеть, порой не один год, — Тамара Бельская подтверждает, что подобных случаев в практике в обществе защиты потребителей немало. Взять типичный пример с постоянно протекающей в доме крышей. Пока жильцы верхних этажей пытаются доказать вину ЖЭСа и добиться ликвидации прорехи, в квартирах постепенно ухудшаются условия проживания, повышается влажность, может появиться плесень. В результате человек может заработать легочное или сердечное заболевание. Крышу-то в итоге заделают, но восстановить здоровье, увы, не получится. И единственный способ справиться с такими крупными коммунальными “издержками” — научиться не пускать на самотек даже самые мелкие проблемы. А это уже зависит от нас самих. |
|