Источник материала:
Ум за разум
Интеллект можно натренировать точно так же, как и мышцы |
Как порой несправедлива судьба: вчерашний двоечник Вася Пупкин сегодня — директор прибыльной фирмы, а отличник Иванов получает копейки в непрестижной конторе. Куда же делись способности мальчика, подававшего «большие надежды»? А Пупкин, выходит, наоборот, поумнел? Вполне возможно, утверждают ученые. Ведь интеллект можно натренировать точно так же, как и мышцы. К такому выводу все чаще приходят медики.
Наследство по прямой
— Данные последних исследований показали, что уровень интеллекта только на 50 процентов определяется генетическими факторами, — приводит данные заведующая лабораторией генетики человека Института генетики и цитологии НАН, доктор биологических наук, профессор Ирма Моссэ. — Остальные 50 процентов зависят от социального окружения, честолюбия и трудолюбия. Поэтому если человек со средними способностями постоянно работает над собой, то может достичь даже больших результатов, чем настоящий гений, который ничего не делает. Также необходимо учитывать, что интеллект зависит не от одного гена, а от их обширного комплекса, разбросанного в разных хромосомах. Например, чтобы стать великим скрипачом, нужно получить «в наследство» слух, музыкальную память, длинные гибкие пальцы, одухотворенность, упорство... Проведя генетическое тестирование, можно узнать, какие умственные возможности заложены в ребенке. Но вот разовьет он их или нет, неизвестно.
Определить фактический уровень интеллекта взрослого человека можно с помощью IQ (Intelligence quotient — коэффициента интеллектуальности), который имеет значения от 0 до 140 (см. таблицу). Достаточно потратить 30 минут на тест Айзенка на уровень IQ, «скачанный» в интернете, — и вы узнаете глубину своего ума. Стоит ли верить таким быстрым результатам?
— Любые тесты рассчитаны на средние показатели, — уверен заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН, доктор медицинских наук, профессор Владимир Кульчицкий. — Гениальность, высочайший интеллект часто такими тестами не выявляются. А вот еще парадокс. Существует множество примеров, когда у эффективно работающего и оригинально мыслящего человека IQ низкий. Потому что во всех тестах, компьютерных задачах нет индивидуального подхода, это обезличивание и акцент на «середняка».
Владимир Адамович предостерег еще от одного распространенного заблуждения: мол, чем больше серого вещества, тем человек умнее.
— Действительно, кора мозга и ее лобные отделы в первую очередь имеют отношение к формированию интеллекта. Однако зависимости ума от их размеров нет, — отмечает профессор. — Например, масса головного мозга Ивана Сергеевича Тургенева была почти в два раза больше, чем у Анатоля Франса. Ну и что? Разве можно сказать, что один талантлив, а другой нет?
Думай, голова, думай
О том, как можно натренировать интеллект, я решила поинтересоваться у профессионалов этого дела — игроков «Что? Где? Когда?». Оказалось, что, кроме стандартных способов — вдумчиво читать побольше книг, интересоваться мировыми событиями, — у них есть собственные приемчики.
— Во время подготовки к турнирам тренер порой заставлял нас играть с закрытыми глазами или включал громкую музыку, — рассказывает выпускница Минского государственного лингвистического университета, капитан команды «Лавсановые волокна» Мария Кленницкая. — Так мы привыкали думать в любых условиях, не отвлекаясь на посторонний шум. Когда были помладше, начинали тренировки с разминочных игр в слова, города, «назови 10 картин, задуманных художником».
Что же, это было не напрасно. Недавно «Лавсановые волокна» вернулись из Петербурга с «бронзой» в престижном среди студентов Кубке Европы по интеллектуальным играм. А один из игроков команды, пятикурсник филфака БГУ Влад Порицкий, стал победителем в «Своей игре».
— Для того чтобы стать умнее, по вечерам дома нужно не сидеть, уставившись в телевизор, а играть в, так сказать, развивающие игры, — убежден Павел Свердлов, преподаватель Белгосуниверситета, чемпион Беларуси по «Что? Где? Когда?». — Вот, например, чем мы занимаемся на тренировках. «Шляпа»: все участники пишут по 5 слов на бумажках, которые потом опускают в емкость. Делятся на пары. Один вытаскивает из «шляпы» листик и за 20 секунд, избегая однокоренных слов, должен объяснить напарнику, что там написано. Выигрывают те, кто отгадает больше слов. Заметьте, не нужно ничего, кроме ручки, бумаги и целлофанового пакета в роли шляпы.
Что доктор прописал
Если вы решили повысить уровень интеллекта, то вот вам несколько советов специалистов:
Ешьте больше изюма, кураги, тертой моркови со сметаной, грецких орехов с медом, свежей капусты (говорят, особенно хорошо перед сессией), молочных продуктов и морской рыбы.
Придерживайтесь заведенного распорядка дня: работайте и ложитесь спать постоянно в одно и то же время.
Избегайте хронических стрессов. А вот кратковременных, таких, как экзамен, не бойтесь: они, наоборот, стимулируют работу головного мозга.
Выполняйте специальные упражнения. Например, «путаницу»: одной рукой хлопайте себя по голове, второй — гладьте по животу по часовой стрелке. Меняйте руки. Это, казалось бы, детское упражнение синхронизирует работу полушарий, а следовательно, улучшает мышление. Еще можете разгадывать головоломки, например, друдлы (droodle) — рисунки–загадки. Что на них изображено, сказать с уверенностью нельзя. Суть в том, чтобы предложить как можно больше версий. Один друдл, к примеру, может изображать одновременно человека в костюме с галстуком–бабочкой, защемленным дверью лифта; треугольник, целующий свое отражение в зеркале; флюгер на крыше дома; два громкоговорителя на столбе; песочные часы, стоящие на столе; бабочку, взбирающуюся по веревке вверх (см. рисунок)...
— Главное — развивать ту область интеллекта, в которой заложены самые лучшие гены, — уверена Ирма Моссэ. — Тогда человек почувствует себя счастливым, ведь он будет заниматься тем, что легко дается, к чему есть склонность.
Так что подкорректировать свои интеллектуальные способности всегда можно. Причем для этого не нужны деньги. Только ваше желание. IQ, как говорится, слишком большим никогда не бывает.
Цифра «СБ»
Каждый дополнительный год, потраченный на учебу, снижает вероятность потери памяти и ухудшения мыслительных способностей в старости на 11 процентов.
Автор публикации: Полина ШУМИЦКАЯ