Юридический практикум
21.01.2011
—
Новости Общества
|
На ваши вопросы отвечает заместитель начальника юридического отдела Белкоопсоюза Наталья ШНИГИР ----------------------------------- Машиноместо как объект недвижимости Имею парковочное место на автостоянке. Могу ли данное место продать? Что для этого нужно? Чернов Б.В., г. Миоры С 1 января 2011 года Указом № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» от 14 октября 2010 года в гражданский оборот введен новый объект недвижимого имущества — машиноместо, которое стало полноценным объектом недвижимого имущества, с ним можно совершать сделки купли-продажи. При этом машиноместом признаются места, предназначенные для размещения транспортного средства и являющиеся частью не только капитального строения (здания, сооружения), но и автомобильной стоянки, принадлежащие юридическому или физическому лицу. Их отчуждение будет происходить в таком же порядке, как иного недвижимого имущества. При этом отказ от преимущественного права покупки остальных собственников машиномест не потребуется. Указом закреплена норма о том, что машиноместа подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, для нежилых изолированных помещений. Объектом купли-продажи машиноместо может стать после осуществления в установленном порядке регистрации права собственности на него. ----------------------------------- Дела необходимо передать по акту В связи с увольнением с должности директора частного унитарного предприятия нанимателем создана комиссия для приема-передачи дел. Должен ли руководитель при увольнении сдавать дела по акту? Обосновано ли такое требование при увольнении других работников? Черкун Т.И., д. Корени Согласно пункту 7 Инструкции по делопроизводству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, которая устанавливает общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в организациях Республики Беларусь, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в организации, их сохранность возлагаются на руководителя организации. В связи с чем при смене руководителя организации собственник имущества или уполномоченный им орган должен назначить комиссию и произвести передачу документов и дел. По результатам работы комиссии составляется акт приема-передачи документов и дел от одного руководителя к другому. Кроме того, приказом (распоряжением) руководителя в организациях потребкооперации должны назначаться работники, ответственные за ведение делопроизводства в структурных подразделениях, осуществляющие в подразделении учет и контроль прохождения документов, обеспечивающие соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в структурных подразделениях организации, их сохранность. При переводе, перемещении или увольнении такого работника имеющиеся у него документы и дела также передаются по решению руководителя организации или соответствующего структурного подразделения другому работнику по акту приема-передачи документов и дел. Приемосдаточные акты, составляемые при смене руководителей организаций, подлежат постоянному хранению. ----------------------------------- Об уплате алиментов можно договориться После расторжения брака на воспитании моей бывшей супруги остался несовершеннолетний сын. Могу ли я договориться с ней о способе и порядке уплаты алиментов? Зинченко И.И., д. Антоново С 20 мая 2009 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь № 446-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам взыскания алиментов на детей», которым в законодательство внесены существенные изменения и дополнения, касающиеся возможностей выполнения родителями своих обязанностей по содержанию детей, в том числе предусмотрена возможность заключения соглашения об уплате алиментов (размере, способах и порядке их уплаты), минуя судебный порядок и брачный договор. Данное соглашение заключается между родителем, обязанным уплачивать алименты, и лицом, получающим алименты. Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Уплата алиментов по соглашению об уплате алиментов может осуществляться как традиционными способами: в процентном отношении к заработку и (или) иному доходу родителя, обязанного уплачивать алименты, или в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически, так и новыми способами: в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно либо путем передачи имущества в собственность ребенка. Наряду со способами уплаты алиментов на детей стороны соглашения об уплате алиментов должны определить порядок исполнения алиментных обязанностей. Установление порядка уплаты алиментов предполагает согласование срока (периода) платежа (еженедельно, ежемесячно, поквартально, раз в год и т.д.), места платежа (место жительства получателя или плательщика алиментов), способа платежа (почтовый перевод, банковский перевод, зачисление на банковский счет получателя алиментов и т.д.), формы платежа (наличные средства, безналичный платеж и т.д.), порядка отчетности плательщика перед получателем и иных процедурных аспектов, по которым, по мнению участников соглашения, необходимо достичь согласия. Соглашение об уплате алиментов, предусматривающее передачу недвижимого имущества в собственность ребенка, подлежит государственной регистрации и является основанием для государственной регистрации перехода права собственности на это недвижимое имущество. Таким образом, при достижении с бывшей супругой соглашения о размере, способах и порядке уплаты алиментов вы, оформив данное соглашение в письменном виде, должны обратиться к нотариусу за его нотариальным удостоверением. Соглашение об уплате алиментов является актом, который может быть исполнен на основании выдаваемого судом исполнительного листа. Для этого районный (городской) суд обязан проверить его законность и вынести мотивированное определение о выдаче исполнительного листа. Если алименты в соответствии с условиями заключенного соглашения не уплачиваются плательщиком добровольно, то этот документ может быть представлен в суд и исполнен принудительно. ----------------------------------- Минимум гарантирован законодательством Каким образом следует устанавливать размер средств на содержание ребенка при заключении соглашения об уплате алиментов? СИДОРОВ И.П., д. Замосточье Размер средств на содержание ребенка является важнейшим из условий соглашения об уплате алиментов. При его определении сторонами должны быть соблюдены требования статьи 92 Кодекса о браке и семье, которой предусмотрен минимально возможный размер алиментов. Этот размер не может быть уменьшен сторонами по соглашению между собой, однако может быть ими увеличен. В соответствии с частью первой указанной статьи алименты взыскиваются в следующих размерах: на одного ребенка — 25 процентов, на двух детей — 33 процента, на трех и более детей — 50 процентов заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. Однако независимо от суммы заработной платы родителя размер алиментов не может быть меньше 50 процентов бюджета прожиточного минимума на одного ребенка, меньше 75 процентов — на двух детей, меньше 100 процентов — на трех и более детей. На период с 1 ноября 2010 г. по 31 января 2011 г. утвержден размер бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в сумме 283 050 рублей. ----------------------------------- Работник должен распорядиться о получении расчета и трудовой книжки Работник организации содержится под стражей в следственном изоляторе. Что должен сделать отдел кадров, получивший от адвоката работника заявление об увольнении по соглашению сторон? Кому выдать окончательный расчет и трудовую книжку? Веремейко И.А., г. Орша Стороны трудового договора могут договориться о его расторжении до истечения указанного в нем срока и произвести увольнение работника по пункту 1 статьи 35 Трудового кодекса. В последний день работы наниматель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет. В законодательстве о труде отсутствуют ограничения, препятствующие работнику подать заявление об увольнении по соглашению сторон во время содержания под стражей в следственном изоляторе. Отделу кадров в рассматриваемой ситуации необходимо убедиться, что заявление написано и действительно подписано самим работником. При возникновении сомнений в подлинности заявления желательно, чтобы заявление об увольнении было удостоверено начальником следственного изолятора. Целесообразно также составить акт о принятии заявления, который подписывается адвокатом, передавшим заявление, специалистом и руководителем отдела кадров. При наличии согласия нанимателя издается приказ об увольнении, производится окончательный расчет и соответствующая запись вносится в трудовую книжку работника. Для получения причитающейся работнику суммы при увольнении (окончательного расчета) необходимо от адвоката или члена семьи работника истребовать доверенность, выданную работником, которая может быть удостоверена нотариусом или начальником следственного изолятора. В связи с тем, что трудовая книжка должна выдаваться работнику в день увольнения, а работник отсутствует на работе, наниматель в этот же день должен направить сообщение о необходимости получения трудовой книжки. Пересылка трудовой книжки почтой допускается только с письменного согласия работника. В указанной ситуации сообщение целесообразно направить на имя начальника следственного изолятора с просьбой дать согласие работника на отправление трудовой книжки в следственный изолятор, где она будет храниться в установленном порядке, или по его домашнему адресу на имя члена его семьи. Исходя из ответа бывшего работника, трудовую книжку следует направить указанному им адресату. ----------------------------------- Согласование зависит от вида работ В ходе ремонта квартиры в Минске собираюсь разобрать существующие и создать новые перегородки, демонтировать антресоли и ванну. Могу ли я выполнить данную работу самостоятельно либо данный вопрос мне необходимо согласовать с какими-либо органами? Козыро Н.Н., г. Речица Вопросы переустройства и перепланировки регулируются соответствующим положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2006 № 1805. В связи со сложностью работ по переустройству и перепланировке, а также возможными последствиями их выполнения государство контролирует данную сферу. В зависимости от вида выполняемых работ необходимо получать разрешение местного исполнительного и распорядительного органа, разрабатывать проектную документацию либо достаточно только согласования с организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, и специализированными организациями (органами), обслуживающими жилой дом. Так, для выполнения таких работ, как установка (замена) межкомнатных дверей в пределах существующего дверного проема; устройство подвесных (натяжных) потолков; устройство и демонтаж стационарных шкафов и антресолей; замена электротехнических изделий (розетки, выключатели, светильники) и напольных покрытий на имеющие аналогичные технические характеристики; замена электрических плит и санитарно-технического оборудования; демонтаж ванны и установка душевой кабины, не требуется получать разрешение местного исполнительного и распорядительного органа и разрабатывать проектную документацию. А вот для выполнения работы по разборке существующих и устройству новых перегородок согласно вышеуказанному положению необходимо получать разрешение местного исполнительного и распорядительного органа, при этом разрабатывать проектную документацию необходимости нет. При этом изменения в помещении в результате производства указанных работ требуют государственной регистрации в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Во избежание нарушения требований законодательства при осуществлении ремонта квартиры в Минске, полагаю, не лишним будет обратиться к вышеназванному положению. В связи с тем, что самовольное переустройство и перепланировка помещений запрещены, лицо, осуществившее их самовольно, может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, а также обязано за свой счет провести восстановительные работы по приведению этого помещения в прежнее состояние. ----------------------------------- Доверенность — основание полной материальной ответственности У товароведа по полученным по доверенности товарам установлена недостача. Договор о полной материальной ответственности с ней не заключен. В каком размере ее можно привлечь к материальной ответственности? Дорошевич П.Т., д. Дубрава Статья 404 Трудового кодекса предусматривает исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых материальная ответственность работника будет только полной и не может быть заменена на ограниченную. Одним из таких случаев является ответственность работника за ущерб, возникший в результате необеспечения сохранности имущества и других ценностей, полученных им под отчет по разовой доверенности и по другим разовым документам (например, по накладным). Перечень категорий работников, которым могут выдаваться разовые документы на получение имущества и других ценностей, законодательно не определен. По общему правилу наниматель должен заключать письменные договоры о полной материальной ответственности работниками, в обязанности которых входит получение материальных ценностей. Данные работники должны знать правила приема, хранения, транспортировки товара. Вместе с тем наниматель имеет право поручать получение ценностей и работникам, с которыми не заключены письменные договоры о полной материальной ответственности. Работник, которому выдана разовая доверенность, обязан не позднее следующего дня после получения ценностей по доверенности (полностью или частями) представить в бухгалтерию организации документы о выполнении поручения и о сдаче на склад или соответствующему лицу полученных им ценностей. В случае обнаружения недостачи указанных ценностей работник обязан возместить причиненный ущерб в полном объеме. Несмотря на то что в трудовом законодательстве, как правило, обязанность доказать факт причинения вреда, а также наличие других условий материальной ответственности (иными словами, вину работника) возложена на нанимателя, в данном случае вина работника предполагается, и он сам, при наличии на то оснований, должен доказывать свою невиновность в причинении вреда. ----------------------------------- Ущерб могут взыскать и с пенсии Может ли погашение ущерба производиться путем удержания задолженности из пенсии должника? Микульчик И.Р., д. Турец Обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника производится в случае отсутствия у должника денежных средств и иного имущества или недостаточности их для полного взыскания задолженности. Пенсии относятся к доходам должника, приравненным к заработной плате, поэтому пенсия может являться источником для погашения ущерба. Размер удержаний из пенсии исчисляется из суммы, причитающейся пенсионеру к выплате. Ежемесячно может быть удержано не свыше двадцати процентов пенсии. При этом, если в отношении пенсионера производится исполнение в отношении нескольких должников, при обращении взысканий на пенсию за пенсионером сохраняется не менее пятидесяти процентов причитающейся пенсии. |
|