ИРАН КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ. 21.by

ИРАН КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

24.03.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

(Окончание. Начало в №№ 10,11)
Современная иранская женщина сильно отличается от женских образов из известного советского фильма «Белое солнце пустыни», по которому, что скрывать, многие белорусы до сих пор судят о мусульманках. Сегодняшние иранки — это отнюдь не покорное «приложение» к мужу, прикованное к домашнему очагу. Большинство из них работает и вносит свой вклад в семейный бюджет. Женщины в Иране — полноправные члены семьи, и зачастую именно они управляют своими мужчинами, а не наоборот.
Более 60 процентов студентов иранских вузов составляют девушки. А женщин за рулем в процентном соотношении уж точно не меньше, чем у нас в Беларуси. До приезда в Иран я была уверена, что представительницам прекрасного пола здесь нельзя водить машину, так же, как в Саудовской Аравии. А оказалось, они водят не только собственные авто, но и наравне с мужчинами работают водителями такси — правда, возят только женщин. Нет, мужчинам-таксистам не запрещено «принимать на борт» пассажирок. Просто, набирая номер службы такси, иранские женщины могут сделать выбор, водитель какого пола должен быть за рулем.
Еще один миф об Иране — железная уверенность в том, что в этой стране нет разводов. Мол, каким бы «хорошим» человеком ни был муж — живи и не жалуйся. Так вот на самом деле разводы здесь разрешены. И, как рассказала мне моя иранская коллега Антония Шурако, в последнее время их число растет — естественное следствие того, что женщины становятся все более самостоятельными. Но, конечно, с ситуацией в Беларуси, где чуть ли не каждый второй брак заканчивается разводом, Иран не сравнить. Брачные союзы здесь очень крепкие, институт семьи — ценность номер один, и если развод происходит, то по очень веским причинам.
Никак нельзя обойти вниманием и такую волнующую многих тему, как многоженство. Разрешено ли оно в Иране? Надо признать, что если бы меня попросили составить топ-10 вопросов, которые мне задавали по возвращении из Ирана, этот точно занял бы одну из верхних строчек.
Так вот, многоженство в Иране разрешено. Но на практике — это большая редкость. Дело в том, что, задумав вступить в брак, иранский мужчина должен предложить женщине не только руку и сердце, но и весомую сумму в придачу, так называемый махр. Размер махра прописывается в брачном договоре, и женщина в любое время может потребовать у супруга выплатить ей эти деньги. Теоретически можно оговорить и пять долларов, но на деле речь идет, как правило, о сумме не менее десяти тысяч долларов (какая же женщина добровольно оценит себя в пять долларов?..) И это не говоря уже о расходах на свадьбу, сыграть которую как следует считается делом принципа.
Конечно, в том, что многоженство в этой стране изжило себя, «повинен» не только денежный вопрос. Изменилась сама психология мужчин, они соориентированы на общепринятую в мире модель брака и на вопросы о второй жене искренне удивляются: «А зачем?». Кроме того, у современных женщин Ирана, как я уже писала выше, сегодня совсем другие права. Если жена не согласна, чтобы муж взял вторую, — вопрос закрыт. А если учесть, что имущество супруга делится между законными женами поровну, хотела бы я посмотреть на жену, которая с энтузиазмом воспримет такую идею.
Принято считать, что традиционная иранская семья — это семья многодетная. На сегодняшний день, просветила меня Антония, это уже не так. В среднестатистической городской семье — двое детей, в сельской, правда, побольше, но ненамного. Современная жизнь диктует свои правила, и Иран — не исключение.
А вот то, что при разводе супругов приоритет в воспитании детей отдается мужчинам, — это, как выяснилось, правда. По иранским законам, в случае развода родителей мальчики после 2-х лет и девочки после 7-ми должны оставаться с отцом. Правда, на деле у этого правила есть много исключений. Если отец не возражает, дети могут воспитываться мамой. И даже если возражает, когда девочке исполняется 9 лет, а мальчику 14, они получают право выбирать, с кем из разведенных родителей хотят жить. Суд принимает во внимание все мнения и обстоятельства, после чего и принимает свое решение.
Правдой оказалось и то, что Иран — это страна «сухого закона». Спиртное здесь не продается вообще. Единственное, что можно увидеть на полках магазинов или заказать в кафе, — это безалкогольное пиво. За появление в общественном месте в нетрезвом состоянии полагается приличный штраф, а если человек при этом нарушал общественное спокойствие — могут и посадить. В принципе, выпить стопку-другую дома на кухне не возбраняется, пояснили мне. Но на вопрос, где взять эту самую стопку, если спиртного нет в продаже, ответа я так и не получила. Видимо, там же, где брали мы во времена горбачевского «сухого закона».
Под запретом в Иране и наркотики — наказание за их распространение предусмотрено вплоть до смертной казни. Та же ситуация с сексуальными меньшинствами. До сих пор действуют законы, наказывающие за супружескую измену, — правда, в реальной жизни «сор из избы» выносится крайне редко. Правильно все это или неправильно — не нам судить, в чужой монастырь, как говорится, со своим уставом не ходят. Но, надо думать, впереди у такой нации большое будущее. Чего стоит одна только победа над «зеленым змием», губящим ныне многие народы!..
Сегодня в Иране — более 70 миллионов жителей. Это большое, динамично развивающееся государство, одно из крупнейших в азиатском регионе. Столица Тегеран — настоящий мегаполис, где живет порядка 14 миллионов человек — больше, чем в Москве. Город, который никогда не спит, — так называют Тегеран, и это чистая правда. Движение на его бесчисленных дорогах не прекращается ни поздней ночью, ни ранним утром. Ну а в дневное время проблема с пробками стоит настолько остро, что городские власти вынуждены были прибегнуть к крайней мере — в центральную часть города автовладельцы имеют право ездить на своих авто только через день.
Надо сказать, автомобили на тегеранских улицах в большинстве своем иранского производства. «Саманды», «Праги», «Пейканы», плюс некоторые мировые бренды иранской сборки — «Пежо», «Ниссан». Когда видишь автомобиль заграничного производства, можно не сомневаться, что принадлежит он человеку достаточно состоятельному. Ведь при растаможке такого «гостя издалека» автовладелец должен выложить сумму, практически равную стоимости купленного им автомобиля — то есть фактически платит двойную цену. Таким образом страна защищает интересы отечественных производителей авто.
Рассказывая об Иране, нельзя обойти вниманием такой известный символ этой страны, как персидские ковры. Вопрос, прикупила ли я себе по случаю персидский коврик, так же смело можно включить в топ-10 вопросов, которые чаще всего задавали мне по возвращении из Ирана. Настоящие персидские ковры, пояснил мне владелец магазина ковров из Тебриза Али Агбар Бабаи, делаются вручную и только из натуральных волокон — шерсти барана, шелка. Цвета и орнаменты на них уникальны, у каждого известного иранского города-производителя есть свои, фирменные. При правильном уходе персидские ковры служат десятилетиями, передаются по наследству и при этом выглядят, как новые. Но и цена на них соответствующая качеству. Очаровательный коврик размером 2 на 3 метра, продемонстрированный мне господином Бабаи, стоил 6400 долларов, поменьше, 1 на 1,5 метра, — 1200 доларов. Словом, мой ответ на вопрос о покупке персидского ковра, как вы уже, наверное, догадались, был отрицательным. Хотя, конечно, очень жаль...
Иран называют «страной четырех сезонов»: в любую пору года здесь есть места, где «правят бал» зима, весна, лето и осень. Очень разнообразна она и в географическом отношении. Я была в иранской пустыне, любовалась пейзажами в иранских горах, гуляла по берегу Каспийского моря... Здесь есть современные морские курорты, замечательные горнолыжные комплексы, бесчисленное множество уникальных памятников истории и просто красивых мест. Иранцы используют все предоставляемые для отдыха условия по максимуму — внутренний туризм очень популярен. А вот иностранцев здесь отдыхает немного — делают свое дело многочисленные мифы об этой стране. И, тем не менее, я встречала в Иране туристов как из арабских стран, так и из Европы и даже Южной Кореи.
«Мир – это книга. И кто не путешествовал — прочитал в ней только одну страницу», — справедливо отмечал богослов и философ Аврелий Августин. Бесспорно, Исламская Республика Иран стоит того, чтобы прочитать ее страницу в книге мира. И увидеть эту страну такой, какая она есть, — без мифов и предрассудков.

Оксана МЫТЬКО
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
(Окончание. Начало в №№ 10,11) Современная иранская женщина сильно отличается от женских образов из известного советского фильма «Белое солнце пустыни», по...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика