В июне стартует целая череда аукционов и конкурсов по продаже государственных пакетов акций. 14 июня инвесторам будут предложены девять ОАО. Поскольку список на этот год длинный — 180 предприятий, торги будут проводиться практически каждую неделю. Хороший повод поговорить с председателем Госкомимущества Георгием Кузнецовым на тему приватизации. Причем в широком смысле. Как быть с далеко не самыми успешными заводами? Планирует ли государство расстаться со своими акциями в крупных предприятиях? И станет ли для нас привычным делом изучение биржевых котировок?
Больше — значит, сильнее
В последнее время часто произносится слово «холдинг». И неспроста. Именно укрупнение компании значительно повышает ее капитализацию (читай — стоимость). Более того, единая цепочка — сырье, комплектующие, сборка (переработка), конечный товар — под единым управлением более жизнеспособна. Меньше затраты, выше устойчивость к любым внешним проблемам. И многие наши промышленные лидеры уже идут по этому пути. Георгий Кузнецов подтвердил, что процесс создания крупных корпораций пройдет во всех отраслях: «На своей базе пытается создать холдинг БАТЭ, уже имеет очертания «Атлант Холдинг». В перспективе капитализацию «Амкодора» повысят активы в виде пакета акций ОАО «Белвар», ОАО «Агромаш», завода «Эпос». Прорабатывается создание холдинга в тракторостроении. Рассматриваются варианты укрупнения нефтехимии. Либо на базе концерна «Белнефтехим», либо пойдем по пути создания отдельных холдингов химии и нефтепереработки». Участие зарубежных компаний приветствуется. Например, на слуху сейчас проект холдинга МАЗа и КамАЗа. Переговоры еще идут, их очередной раунд состоялся на прошлой неделе. Сложно пока говорить об итогах. Но если обратиться к мировой практике создания таких структур, то она подразумевает формирование управляющей компании 50 на 50. Возможно, автомобилестроители двух стран захотят объединить научный и конструкторский потенциал в единый центр. Интерес к проекту есть и среди промышленников других стран. Однако есть принципиальный вопрос сохранения самого известного брэнда МАЗ. Но, к слову, сегодня французский концерн «Рено» владеет такими известными именами, как «Дача» и «Самсунг», входит в альянсы с японской компанией «Ниссан» и российским АвтоВАЗом, и никто не потерял при этом своих торговых марок. Приобретения при этом гораздо весомее. Укрупнений в мировой автомобильной отрасли в последние годы было немало. Что, собственно, объясняется просто: оптимизация и повышение эффективности производств. Помню, когда в феврале впервые прозвучала идея обмена акциями с МАЗом, котировки КамАЗа тут же выросли и добавили ему 8% капитализации. Так что уже за счет объединения можно повысить стоимость активов. А это уже шаг в развитии.
Цена бумаг
Котировка акций на международных биржах — это и имидж, и инвестиции. В Беларуси нет полноценного фондового рынка. Внешние — пока для наших предприятий тоже экзотика. Но Георгий Кузнецов считает, что нам эти пробелы надо восполнять: «С «Дойче Банком» мы готовим пилотный проект. Вполне возможно, что акции БелАЗа вскоре появятся на Франкфуртской бирже. В том, что интерес к ним будет значительный, мы не сомневаемся». Крупная китайская инвестиционная компания давно предлагает «Беларуськалию» выйти на Гонконгскую биржу. Почему нет? Азиатский рынок — один из главных экспортных векторов. Нельзя забывать и о собственных миноритариях. Деньги граждан могут и должны работать и на них, и на экономику. И в развитии национального фондового рынка есть большой потенциал. Сейчас законодатели разрабатывают соответствующие предложения. Не исключено, что с их принятием граждане смогут приобретать ценные бумаги, скажем, «Амкодора», «Керамина», «Гродненской табачной фабрики» и других успешных ОАО. Из того пакета акций, который пока принадлежит государству.
Шанс для аутсайдеров
Но инвестор, компания или физическое лицо, купит акции только с одной целью — заработать. А сегодня из более чем 800 ОАО только 512 работают с прибылью и выплачивают дивиденды. Причем из 171 миллиарда рублей, полученных государством в прошлом году, 102 миллиарда — по ценным бумагам «Белтрансгаза». Вопрос: что делать с предприятиями, которые в долгах как в шелках? Ведь это чаще всего довольно значимые объекты для малых городов. Глава Госкомимущества считает, что решения по ним надо принимать твердой рукой: «Ведь даже к таким предприятиям есть интерес инвесторов. Но со стороны министерств и директоров сопротивление: министр боится, что некем будет управлять, а директор, имея хорошую зарплату, служебный автомобиль и бесконечные госдотации, понимает, что новый собственник найдет более эффективного менеджера. Это надо ломать. Иначе предприятия загубят окончательно».
Зачастую ситуация выглядит абсурдной. Бизнесмен арендует площади на заводе, производство на котором сводится к тому, что немолодые женщины опускают вручную на железных крюках кастрюли в котел с эмалью. Частник просит — продайте. Но местная власть предпочитает «распилить» территорию предприятия на куски и реализовать по частям. Ну почему бы не сделать ставку на национальный бизнес? Особенно по приватизации тех предприятий, которые убыточны и технологически безнадежно отсталые? Вот посмотрела прошлогодние данные Госкомимущества — акции пяти ОАО куплены белорусскими бизнесменами. Значит, есть и интерес, и спрос.
Индивидуальный подход
Инвестора найти можно для любого предприятия. Для этого, по мнению Георгия Кузнецова, необходимо просто изменить подход к цене «лота». «Есть прямая, рыночная и индексная, — рассказывает о механизме переоценки основных фондов председатель Госкомимущества. — Бухгалтеру, конечно, проще применять последнюю: взял цену покупки и помножай каждый год на индекс. Вот и получается, что 40–летние развалины стоят дороже нового объекта». Рыночная оценка — дело дорогое. Обходится миллионов в 40 рублей для одного предприятия. Таких в этом году 67. А средств из бюджета на все про все выделено 400 миллионов. Перед продажей неплохо было бы обязать министерства проводить хотя бы прямую переоценку, которая отражает стоимость основных фондов в сегодняшних ценах с учетом «возраста». «Когда мы видим, что есть бизнесмен, который готов вдохнуть новую жизнь в завод, а камнем преткновения остается только цена, мы переходим на прямые переговоры, — рассказывает нюансы работы с инвесторами Георгий Кузнецов. — В прошлом году по такой схеме на завод по ремонту бытовой техники пришел польский инвестор. У него аналогичное предприятие в Варшаве. И он знал, как и что делать».
Гибкость подходов — самое важное. Даже если первые торги оказались нерезультативными, у предприятий есть шанс. К следующему аукциону цену лота снизят на 20%, если опять не получилось — скидка будет достигать 50%. Ну а уж после третьей неудачной попытки объект могут выставить на так называемый голландский аукцион, где торги идут на понижение первоначальной цены. Для тех, которые совсем на ладан дышат, инвесторов ищут через допэмиссию. При этом деньги в бюджет не поступают, а сразу идут на предприятие, которому они очень нужны.
Так что вариантов много. Главное — четкое понимание задачи и правильно поставленные цели. На ближайшие аукционы и конкурсы Георгий Кузнецов смотрит с оптимизмом: «Процентов 50 продадим».