Игра — дело серьезное

11.06.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Игра — дело серьезное

Друзья пригласили на день рождения ребенка, а вы не представляете, чем интересуются двухлетние дети. Знакомо? Уверена, что в подобной ситуации оказывались многие. У одних собственные отпрыски выросли, и вспомнить, в каком возрасте те пеленали кукол, а когда строили домики из кубиков, уже сложно -  Развивающий кубик своими руками. Другие и вовсе еще не узнали, что значит быть родителями. Третьи надеются, что попав в магазин игрушек, смогут сориентироваться на месте, но теряются в красочном многообразии. Можно, конечно, пойти простым путем — вручить родителям конверт и пусть они сами решают, что подарить своему малышу. Но дети такой презент не оценят. Так что попробуйте все же сделать самостоятельный выбор.


Начните с того, что у каждого возраста свои предпочтения. Правда, на прилавках магазинов на большинстве игрушек значится «с 3 лет», реже — «с 6 месяцев». Но эти надписи, скорее, теоретические, на практике же многое из того, что предназначено для трехлеток, ребятишкам к этому возрасту уже неинтересно.


От нуля до года


Игрушки для самых маленьких должны быть яркими и приятными на ощупь, нежных цветов и небольших размеров. Хорошо, если игрушка будет озвученной, — это обязательно понравится малышу. Только помните, что звук не должен быть громким и резким.


Варианты: легкие разноцветные пластмассовые звучащие погремушки, музыкальная каруселька для кроватки с движущимися под спокойную мелодию веселыми и разноцветными персонажами. Книжки–игрушки (желательно не бумажные, а хотя бы картонные), резиновые пищащие игрушки — это могут быть разные звери, куклы. Для детей от полугода — развивающие центры, части которых можно покрутить, потеребить, слушая при этом разные заманчивые звуки.


Не рекомендуется: с мягкими и металлическими игрушками стоит подождать.


От 1,5 до 3 лет


В этом возрасте интересы ребенка меняются: он с удовольствием собирает пирамидки, строит домики из кубиков, возится с коробками, закрывая их крышками, играет с любыми вещами, которые разбираются и собираются. Причем, если до года игрушки должны быть ровными и гладкими, то после к ним обязательно нужно добавлять шершавые и мохнатые, которые помогут развитию мелкой моторики.


В это время ребенок начинает творить карандашами, мелками, красками. Кроме того, он интересуется игрушечными животными, куклами, любит качать их, возить в коляске, укладывать спать и кормить.


Варианты: пирамидки, матрешки, кубики, конструкторы и мозаики с большими деталями, вкладыши, шнуровки, паззлы. Игрушечная посуда, совочки–лопатки, карандаши. Куклы, коляски, машинки.


Не рекомендуется: интерактивные игрушки, например, младенцы, у которых шевелится лицо (обычно они делают сосательные движения и даже срыгивают), радиоуправляемые машины, выполняющие по команде определенное количество действий. Не стоит едва ли с года мальчикам покупать машины и ружья. Лет до трех и мальчикам, и девочкам нужны куклы, кубики, пирамидки, машинки. Не покупайте кукольную коляску с поворотными колесами: они застревают, а малыши очень нервничают.


3 — 4 года


Малыш начинает играть в ролевые игры: ему нужны звери и куклы. По–прежнему актуальны игры–вкладыши, когда нужно в дощечку с контурами вложить подходящие фигурки, паззлы. Понравятся детям и мячи, кольца, набрасываемые на штырек, простые конструкторы.


Варианты: подойдут игрушки из предыдущего списка, но более сложные.


Не рекомендуется: специалисты считают, что конструкторы типа «Лего», в которых детали прочно скрепляются между собой, не стоит давать детям до тех пор, пока они не научились обращаться с простыми кубиками. Когда малыш строит из деревянных кубиков, у него развиваются моторные навыки и планирование (чтобы конструкция не развалилась). В случае с «Лего» ребенок не приобретет навыков соотношения частей и удержания равновесия.


4 — 5 лет


Самое время для разнообразных конструкторов, мозаик, которые способствуют развитию фантазии и творческого потенциала ребенка. Он все еще интересуется играми со зверюшками и человечками — играет с ними в школу, зоопарк, город.


Варианты: наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская, зоопарк). Сюда же относятся наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и так далее, с деталями костюмов и вспомогательными атрибутами (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка). Животные, куклы, всевозможные фигурки. Конструкторы и мозаики с мелкими деталями.


Не рекомендуется: сложно играть с лошадкой, застывшей в беге, — такие игрушки имеют свой собственный сценарий и ограничивают возможности игры. Поэтому постарайтесь выбирать универсальные фигурки.


После 6 лет


Когда ребенок перестает быть дошкольником, у него появляются новые интересы, а игрушки и игры становятся очень реалистичными. Мальчиков интересуют копии моделей автомобилей, сложные конструкции. Девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним.


Варианты: мальчики оценят сложные мелкие конструкторы, игрушки на батарейках, радиоуправляемые машины, копии автомобилей. Девочкам придутся по вкусу всевозможные аксессуары к куклам (одежда, обувь, украшения).


Не рекомендуется: не стоит преподносить девочке что–то из кукольных аксессуаров, не зная точно, есть ли у нее именно этот тип куклы (Братц, Барби, Мокси и так далее). У каждого брэнда свой размер и соответственно свои аксессуары.


Советы специалистов


Ученые, психологи и педагоги убеждены, что неправильно выбранная игрушка может нанести здоровью ребенка непоправимый вред. Плохими считаются черные и красные цвета — они отрицательно воздействуют на психику детей, особенно наиболее чувствительных.


Вопреки нынешней моде маленьким детям дарить огромные мягкие игрушки психологи тоже не советуют. Детей, особенно маленьких, надо окружать мелкими игрушками: пирамидками, машинками, куклами, фигурками животных.


Пока ребенок не получит достаточное представление об окружающем его мире, ему лучше не покупать «мутантов» (фиолетовые слоны, малиновые жирафы). Иначе у ребенка разрушается стереотип нормального восприятия мира и потом придется объяснять ему в зоопарке, почему медведь — коричневый, а не зеленый, как у него.


Полезно иметь игрушки противоположных полов, чтобы мальчики и девочки имели представление о различии между ними. Мальчикам не помешает представление о куклах и, наоборот, девочкам — о машинках.


Игрушка должна быть в меру функциональной. Слишком простая быстро надоест, а сложная — утомит, и, в конце концов, ребенок потеряет к ней всякий интерес.


Кукол выбирайте со спокойным выражением лица, на котором все органы (глаза, нос, рот) нормального, пропорционального размера. Хорошо, если игрушка сделана из моющегося материала.


Если вы стоите перед выбором между, скажем, просто уточкой и пирамидкой, — выберите последнюю. Развивающие игры и игрушки всегда предпочтительны.

Автор публикации: Ксения ЛАЗАРЕНКОВА

Фото: Виталий ГИЛЬ

 
 
 

РЕКЛАМА