Сделает ли новая автотрасса Беловежскую пущу более привлекательной для туристов?
17.06.2011
—
Новости Общества
|
Вокруг Беловежской пущи сегодня строится объездная автодорога. Она будет проходить непосредственно по периметру Национального парка. Когда планируется ввод магистрали в эксплуатацию? Возможно ли будет увидеть стадо пасущихся зубров из окна автомобиля? Станет ли проще добираться в древнейший лес Европы? Досье “НГ” Общая протяженность автодорожного обхода составит почти 200 км (160 км — по Брестской области и 39 км — по Гродненской). Ширина асфальтобетонного покрытия — 9 метров. На всем протяжении обхода будет построено 8 мостов. На строительство трассы предусматривается около 365 млрд белорусских рублей. Дорога начинается на белорусско-польской границе у пункта пропуска “Песчатка” и окружает пущу по периметру границ белорусской части заповедника, расположенного на территории Каменецкого, Пружанского, Свислочского районов. Конечным пунктом беловежского маршрута является райцентр Гродненщины Свислочь. Автотрасса исключительно важна по нескольким причинам: это и снижение экологической нагрузки на Беловежскую пущу, и экономическое развитие региона за счет создания индустрии агротуризма. Кроме того, трасса позволит по кратчайшему пути связать Брестскую и Гродненскую области, что также важно для международных перевозчиков. В ноябре завершится один из крупнейших для Брестчины инвестиционных проектов — строительство автомобильного обхода территории Национального парка “Беловежская пуща”, среди главных заказчиков которого — республиканское унитарное предприятие “Бреставтодор”. От замысла к действию — рукой подать
С заботой о братьях меньших. И не только Предварительно был подготовлен экологический проект обхода. Прошло его широкое обсуждение с учетом мнения населения, экологов, всех заинтересованных служб, ученых НАН Беларуси, специалистов национального парка, районных властей. Ко всем рекомендациям дорожники отнеслись очень внимательно, и в проекте появились специальные отметки на путях миграции животных.В заботе о братьях наших меньших дорожники пошли на дополнительные затраты столь дефицитного времени и средств, и сегодня в нескольких местах под полотном проложены трубы для передвижения земноводных, обустроены проходы для зубров.Да и сама трасса вырисовалась не скучно-прямолинейной, а с поворотами, за которыми открываются новые и новые ласкающие взор пейзажи. Чтобы никоим образом не нарушить экологическое равновесие, пришлось аккуратно обходить озерца, в которых водятся редкие виды живности. Регулярно к строителям наведываются представители Академии наук, осуществляющие авторский надзор. И результатом остаются довольны.Понимая значимость объекта, стараются все. А вот задают тон в работе, отмечает Михаил Иванович, Гродненский ДСТ № 6 (генеральный директор Сергей Иванович Гасперович) и его непосредственный представитель Слонимское ДСУ-65 во главе с Иваном Петровичем Германом.Где новый обход совпадает с сетью действующих дорог, они, конечно, используются и ускоряют дело. Где же необходимо было строить по новым направлениям (а это треть пути), определяя маршрут будущей трассы, многие километры дорожники проходили пешком, проезжали на автомобиле и действовали при этом крайне бережно и аккуратно. Стараясь максимально приблизить дорогу к пуще, немалую ее часть строители проложили через леса, поля, низины и даже болотистые места. Чтобы экскаватор не проваливался в болото, для него сооружали специальные деревянные щиты, по которым машина и передвигалась. Эти самые сложные участки, требующие особых подходов, уже, как теперь кажется, в далеком прошлом.Одновременно совместно с заинтересованными службами и представителями местной власти планируется строительство будущих автозаправок, стоянок, кемпингов с тем, чтобы в ближайшей перспективе здесь появился полный комплекс придорожного сервиса: кафе, душевые, теплые туалеты...Все это разместится на внешней стороне обходного кольца. На 90 километрах Брест-автодора таких пятачков будет три: на погранпереходе “Песчатка”, который после начатой реконструкции сможет пропускать до двух тысяч автомобилей в сутки, у деревни Вежное и в Лысково.Не обходят вниманием дорожники и те деревни, что остаются чуть в стороне, к ним протянутся асфальтированные подъезды. А это большой шаг к развитию здесь агротуризма.К слову, прилегающими участками потенциальные инвесторы интересуются активно, а многие пустующие постройки — даже сельхозназначения, приобретены в собственность. Заметно подросли в цене и дома сельчан. Даже, казалось бы, в отживающих свой век селениях.Яркий пример придаваемого трассой импульса — близлежащая деревушка Клетное. Известный российский бизнесмен из этой пущанской деревни Николай Бурнос, который на родине построил прекрасный туристический комплекс, пожалуй, не имеющий аналогов во всей стране, со знанием дела прогнозирует: по этой дороге в год будет проезжать не один миллион иностранных туристов. И планирует создать еще несколько подобных точек.А в некоторые деревеньки, что расположились вдоль трассы, сегодня пришла новая жизнь в лице крепких загорелых дорожников; здесь выросли строительные городки с современными комфортабельными бытовками (новые бытовки - аренда), комнатами приема пищи, душевыми, туалетами. Здесь ночует техника, складируются материалы. На территории — порядок. К жемчужинкам Беловежья — с ветерком С дороги республиканского значения Брест—Каменец—Беловежская пуща сворачиваем направо. За спиной остается Песчатка, где полным ходом идут работы, через пару-тройку километров въезжаем на мост через речку Лесная около деревни Голый Борок. Он самый большой на участке Бреставтодора — длиной 128 метров и шириной 10.Своими масштабами и стремительностью темпов стройка впечатляет. Подумать только, еще год назад здесь была болотистая пойма реки, покрытая сплошным буреломом. И вот от берега к берегу специалистами мостостроительного треста перекинута прочная элегантная конструкция.На подъезде к мосту уже укладывается асфальтобетонное покрытие. Неторопливо, основательно уплотняя слой, движутся катки, снует другая высокопроизводительная техника. Песок для подсыпки строители черпают в отведенном неподалеку карьере (для удешевления строительства на протяжении всей трассы карьеры находятся на расстоянии не более пяти километров от стройки). “На этот счет не волнуйтесь — после себя мы оставим здесь ровную площадку, на которой будет посажен молодой лес”, — заверяет Михаил Иванович, — наша задача сделать лучше, чем было до нас.Дорога не предусматривает высокоскоростного режима и рассчитана на 90 км в час — чтобы проезжающие могли из окна авто любоваться живописными окрестностями. И тем не менее характеристики здесь соответствуют третьей технической категории. Большое внимание уделяется подготовке нижнего слоя асфальтобетона на всех участках. Европейский стандарт выдерживает и ровность покрытия. Более того, с учетом ландшафтного проектирования используются каждый пригорок, каждая низинка — чтобы для автомобилиста обеспечить не только комфорт в передвижении, но и эстетическое удовольствие.Следующая остановка у деревни Вежное. Здесь не задерживается редкий путник, каждый хочет зачерпнуть живительной водицы из местного источника, заботливо обустроенного энтузиастами и освященного настоятелем здешнего прихода 300-летней Свято-Николаевской церкви. Среди густой травы протоптана народная тропа. А к осени рядом появится благоустроенная стоянка для автотранспорта и протянется прекрасная асфальтированная дорога.В направлении деревни Лысково — она уже на Пружанщине — с ветерком мчимся по идеально ровному асфальту, абсолютно не чувствуя скорости. Навстречу следуют груженные сенажом “МАЗы”, водители уже ощутили всю прелесть новой дороги, особенно по сравнению с прежней разбитой гравийкой.Жителям Лысково повезло как никому — объездная трасса проходит прямо по главной улице, на которой расположен не утративший утонченного величия костел ХVIII века. Изначально Лысково с его 500-летней историей предполагалось обойти стороной. Но уважаемая комиссия, уточнявшая детали проекта, равнодушно мимо его исторических достопримечательностей пройти не смогла и включила селение в план. Это, надо сказать, настоящий музей под открытым небом. Здесь сохранились синагога (XIX в.), остатки костела и монастыря миссионеров (1763—1785 гг.), остатки замка (XV—XVI вв.), могила поэта и драматурга Франтишка Карпинского, а недалеко от Лысково — курганы XII века. Сегодня на центральной улице — благо, она оказалась достаточно широкой — кипит работа. Уже вырисовываются новые черты: обустроены тротуары, получила освещение и задышала простором деревенская площадь, отреставрирована часть кирпичной стены у костела Святой Троицы. Который, нет сомнений, в ближайшей перспективе, как и другие жемчужинки, дождется своего мецената. С заботой о будущем — Решение Президента страны о строительстве объездной дороги вокруг Беловежской пущи я считаю очень верным и своевременным, значение ее для развития региона трудно пере-оценить, — подытоживает Михаил Непочелович. — Жизнь показывает, что уже сегодня трасса востребована в плане развития придорожного сервиса, туризма. Есть интерес инвесторов. Ведь это дорога в мир первозданной природы, куда генетически тянется человек, уголок, каких мало на планете. Что еще крайне важно — она несет новую жизнь в те небольшие деревеньки, рядом с которыми проходит. Да и в древнейший лес Европы из глубинки попасть теперь будет намного проще.Важно и такое понятие, как самоокупаемость, экономическая целесообразность. Так вот, по специальным методикам просчитано, что беловежская трасса окупится за семь лет. Не в том смысле, что напрямую финансово. Здесь учитывается полный социально-экономический комплекс: перевозка грузов, людей, туризм, использование земель.Сегодня за день на трассе укладывается до шести километров асфальтобетона. В сентябре эти работы будут завершены. И начнется отделка — обустройство откосов, посев трав, разметка проезжей части, установка дорожных знаков.Дорожники обещают: попав сюда, иностранный гость не почувствует разницы с Европой.— Дорога вокруг Беловежской пущи будет нести не только транспортную нагрузку. Самое главное — это развитие туристического направления с созданием новых рабочих мест, привлечением капитала в нашу страну, — подчеркнул председатель Брестского облисполкома Константин Сумар во время торжественного открытия туристического комплекса в деревне Клетное. — Этот проект ценен еще тем, что станет связующим звеном между Европой и странами Прибалтики. Считаю, что он высокоокупаемый. Уже сейчас мы имеем множество заявок на размещение здесь объектов инфраструктуры. |
|