Театральные премьеры на 20-м "Славянском базаре в Витебске" презентовали труппы из многих стран - от России до Израиля. Однако самый большой интерес вызвал спектакль Николая Пинигина, худрука Купаловского театра, "Пинская шляхта". Зрители особо отмечали работу Виктора Манаева, сыгравшего царского чиновника-взяточника Крючкова, разбирающего споры полесского дворянства. Публика реагировала аплодисментами на каждую реплику! Пинигину же пришлось выдержать настоящий экзамен. Он очень самокритичен и чрезвычайно трепетно относится к игре "своих" актеров. Промах не пережил бы. Но который раз подряд убеждаюсь: Николай Николаевич попадает в цель. О том, как делать настоящий высокохудожественный театр и не скатиться к дешевым антрепризам, мы побеседовали с Пинигиным на берегу Двины, у стен витебского Коласовского театра.
- Театр вас привлекал с детства?
- В детстве я хотел стать пожарным. А потом мечтал "лабать" на гитаре в ресторане. Завидовал музыкантам в кабаках: в 60-е годы эта профессия считалась такой же крутой, как космонавт.
- Но вы все-таки стали режиссером и поработали даже в Питере. На "Славянском базаре в Витебске" много говорят о диалоге культур. А как вам кажется, чем отличается белорусский театр от российского?
- Во времена СССР - ничем. Люди приходили в театр, чтобы тихо ненавидеть советскую власть. А теперь мы разные. Что и говорить, если Михаил Ульянов с трудом собирал молодых артистов на репетицию: с палочкой, больной ходил за ними, умолял. Потому что в Москве в первую очередь зарабатывают деньги. В Беларуси все иначе. У нас нет московских денег, поэтому настоящее искусство еще стоит выше сиюминутной выгоды. С другой стороны, конечно, театру как серьезному механизму трудно существовать без финансовой поддержки. Поэтому, мне кажется, скоро только в провинции останется настоящий театр - потому что там нет никаких соблазнов.
- Вам приходится чувствовать сопротивление труппы вашим идеям? Я знаю, что не все актеры их охотно реализуют.
- На добрый толк с артистом нужно говорить лаконично: не пришел на репетицию - уволен. Потому что заставить людей работать - не только актеров, но и цеха, администрацию - на это нужно иметь волю. Мне не нравится кого-то подавлять своим авторитетом. Но в основе любого коллектива стоит альфа-самец, который должен вести за собой. Мне пришлось взять на себя эти функции. Иначе без этих качеств ничего не получится сделать.
- То есть вы на самом деле не хотели руководить?
- Жизнь салонного художника веселее. А руководить - тяжелая работа. Здесь всегда много насилия. Но это неизбежно. Иначе ты свою художественную волю никак не проявишь. Либо ты зависим, либо берешь всю полноту ответственности на себя и проводишь самостоятельную политику.
- Вы даете свободу артистам, возможность реализоваться, заработать на стороне?
- Я люблю, когда артисты разными проектами занимаются: у кого-то музыкальные группы (как у Анны Хитрик), кто-то в кино снимается. И в ущерб театру я их отпускаю по "своим делам". Не хочу, чтобы они сидели в одном углу и душились. Пусть во всю грудь дышат.
- Я дважды был на вашем новом спектакле "Похищение Европы" по Франтишке Уршуле Радзивилл. И оба раза вы приходили в зал, садились на заднем ряду и что-то высматривали. Что?
- Я наблюдал за актерами. Так как спектакль премьерный, то мне все время приходится что-то корректировать. Не могу допустить, чтобы актеры играли так, как им вздумается. Вот и приходится сидеть, следить. Как бы это ни было отвратительно делать. Но надо, чтобы потом не было противно смотреть свою работу. Да и зрителя надо воспитывать хорошим искусством. К слову, весь современный литовский театр создал Юозас Мильтинис, прошедший до войны хорошую школу во Франции. Он сделал мировой театр - один человек!
- А как вам удается делать одновременно кассовые и высокохудожественные спектакли?
- Развлекая - просвещай, - это не я придумал. Да и кто сказал, что театр - не забава? Писатель может и в стол писать. А режиссер лишен выбора: если у тебя нет зрителя здесь и сейчас, то критика тебя размажет. При этом понимаешь, что ради привлечения зрителя нельзя опускаться до вкуса толпы. Хотя рецепт популярности прост: играй идиотскую комедию - и у тебя будет полный зал. Ведь привлечь публику на что-то серьезное, заинтересовать очень трудно: потому что театр посещает 7 процентов населения, из них только 1 - думающих.
- Вы проработали 13 лет в петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова, в ваших спектаклях играли Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили. Имея такой опыт, можете предсказать будущее белорусского и российского театров?
- В 30 - 50-е годы в СССР построили более полутысячи гостеатров. Это был прецедент для всего мира. Ведь во Франции существовал парижский "Комеди Франсез", в дореволюционной России - несколько императорских сцен и на этом все. В советские годы театр стал всеобщим явлением. Но теперь многочисленным труппам, оставшимся с прошлых времен, нужна серьезная реформа. Мы стоим на пороге глобальных изменений человеческого сознания. И режиссерам сейчас трудно угадать, чего хочет публика. Что сработает - никто точно не знает. Очевидно одно: рынок не может не отражаться на театре. В советское время экономисты говорили: культура может подождать. Сейчас, по сути, тоже приходится часто ждать.
- В последнее время труппа Купаловского театра часто выезжает за рубеж - со "Свадьбой", "Пинской шляхтой". Проблемы, которые поднимают эти спектакли, понятны в других странах?
- Когда едешь за границу с премьерой, не всегда хорошо представляешь контекст, в котором живет общество. То, что нам здесь важно, там может не иметь никакого значения. Грусть, смех, простейшие человеческие эмоции - только это понятно в любой стране без перевода, всех трогает. В ноябре прошлого года мы два месяца подряд из Европы не вылезали - Барселона, Париж... Куда только ни ездили. Но лучше всего "Пинскую шляхту" приняли и поняли в Польше - потому что нас объединяет общая культурная традиция времен Речи Посполитой.
- Как относитесь к театральным премиям?
- Премии-то люди дают. Или корпорации людей. Понятно, что по субъективным критериям. Еще есть связанные с премиями политические игры - завтра нужно поддержать какого-то товарища, послезавтра регион подтянуть, дружественную страну не обидеть. Хотя не скрою: приятно получать профессиональные премии. А вообще, пусть люди просто ходят в театр - остальное не важно.
- Сейчас Купаловский театр на реконструкции. Какие планы строите по возвращении в свое здание?
- У меня есть видение национального театра: он должен ментально соответствовать нации. Поэтому в планах - постановки знаковых для Беларуси произведений: "Пана Тадеуша", "Дзядов" по Мицкевичу, переосмыслим на сцене и произведения Короткевича.
- Почему тогда не идут на сцене Купаловского "Тутэйшыя" - лучшее произведение Янки Купалы?!
- Эта пьесочка - будь здоров: "Тутэйшыя" - на все времена, пока будут существовать Запад и Восток. Ее актуальность неоспорима. Но признаюсь: я ее сам снял с репертуара. Потому что Виктору Манаеву, исполнявшему главную роль Микиты Зносака, уже за 50, а он должен играть парня. И остальные артисты постарели, а я не знаю, кем их заменить.
Николай Пинигин:"Настоящее искусство выше сиюминутной выгоды"Театральные премьеры на 20-м "Славянском базаре в Витебске" презентовали труппы из многих стран - от...