Заплати за следующего

08.11.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

О движении «Заплати за следующего»

Однажды Екатерина, молодая мама из Минска, гуляя в парке со своим четырехлетнем сыном, увидела такую картину: другая мама еле тащит на руках малыша, а он громко кричит, плачет и отчаянно сучит ножками. «Вы б его в коляске возили!» — не сдержалась Катя. «Так ее еще за что–то нужно купить!» — огрызнулась та. Казалось бы, по законам жанра беседа на этом должна была бы завершиться. Но нет: Катя взяла случайную знакомую за руку, отвела к себе домой — благо жила поблизости — и вручила практически новую прогулочную коляску на амортизаторах, с переносной люлькой и ремнями безопасности. «Берите, этот «джип» еще года два отъездит, «пробег» небольшой, ручаюсь. Мой сын уже подрос, а вашему пригодится». Счастливица еще долго не могла опомниться от свалившегося на голову чуда — ее проблему решил совершенно незнакомый человек. Разве так бывает?


Вспомните, часто ли вам приходилось помогать другим, ничего не требуя взамен? Вы фыркнете: да уж, предложи помощь, еще на неприятности нарвешься! Но вот в мире по принципам Pay it Forward (что означает «заплати за следующего») старается жить все больше людей. Так что это за новое движение?


Формула «добром за добро» впервые была выведена в книге американки Кэтрин Райан Хайд в 1999 году. Позже появилась экранизация романа: в фильме 12–летний мальчик предлагает изменить мир к лучшему, руководствуясь простыми правилами: достаточно помочь троим незнакомым людям и попросить, чтобы каждый из них, в свою очередь, тоже помог троим другим. Таким образом и выстраивается пирамида добра. Уже сейчас в интернете люди обмениваются своим опытом «доброделания». Истории поражают: вот некий Грег Йеланд, который спас от самоубийства человека, вот чета из Иллинойса — они покупают плюшевые игрушки и бесплатно раздают детям. Американка Лорин написала: «Мы с мужем покупали шины, на кассе нам сказали, что... за них уже рассчитались. Когда мы подошли к своему авто, увидели записку с просьбой посмотреть фильм. Посмотрели и были поражены. До сих пор не знаем, кто стал нашим «спонсором» в тот раз, но стараемся отплатить добром другим людям».


Движение «Заплати за следующего» потихоньку развивается в России, Украине, Польше. Да и у нас люди участвуют в чем–то подобном. Например, обмениваются услугами: вам совершенно бесплатно сошьют  плед с рукавами  или подушку, научат лицевой гимнастике или лепке из глины при условии, что взамен вы тоже чем–то поделитесь. Не важно, духовным или материальным. Но происходит ли та самая диффузия добра, о которой говорится в фильме? Строится ли пирамида?


Люди, чье призвание — помогать другим, уверяют: не важно, чем ты пожертвовал ради незнакомого человека и сколько раз. Просто помоги, ведь это ни с чем не сравнимое удовольствие. Решила сама попробовать: у кассы одного из минских кинотеатров увидела парня, который выбирал билеты на ближайший сеанс. Когда он приготовился покупать — я протянула деньги кассиру. «Я заплачу, только с одним условием: потом вы тоже заплатите за троих людей». Парень вытаращился на меня в диком изумлении: «Это что, благотворительность? Нет уж, у меня есть деньги, спасибо, сам справлюсь!». Провал! Интересно, почему?


Психологи объясняют: причин несколько — гордость, озлобленность, но главное — недоверие. Большинство из нас все еще живет по принципу «бесплатный сыр только в мышеловке», мол, подопытной мышью быть никто не желает. К тому же на любую новую затею у нас смотрят с опаской — такой уж менталитет. А может, просто информации не хватает? Не нашелся еще человек, который бы подсказал, как американке Лорин, какой фильм посмотреть и по какому принципу возводится в современном мире пирамида добра? Вот один россиянин делает для этого специальные «визитки». Совершает добрый поступок — и сразу отдает карточку, чтобы подолгу не вдаваться в объяснения, что и для чего. Так о «Заплати за следующего» узнает все больше и больше людей. А почему бы и нам не попробовать как–то объединиться, чтобы помогать друг другу? Если есть желание — должно получиться! В любом случае каждый может оказать кому–то помощь — не обязательно первому встречному и по принципу сетевого маркетинга. А например, целевую: пожертвовать, обратившись, скажем, в благотворительный фонд.


Помогите — вам зачтется.

Автор публикации: Инна КАБЫШЕВА

 
 
 

РЕКЛАМА