Источник материала:
На днях всей семьей разгадывали ребус. Дочка обнаружила на коробке с импортной зубной пастой изображение то ли колодца, то ли шляпной коробки с загадочной маркировкой — 6 м. «Это означает, что после использования ее нельзя захоранивать ближе 6 метров от колодца?» — с таким вопросом подошла ко мне дочь, будущий фармацевт.
— Может, это совсем о другом! — предположил сын–студент. — Размер тюбика, например. Ведь на импортных майках пишут же XXL.
— В таком случае «м» — это метры, что ли? 6 метров? Тюбик? — засомневалась дочь.
— Тогда, похоже, это... месяцы. Понял! Пасту нужно использовать в течение 6 месяцев после вскрытия упаковки, — догадался студент.
Хорошо пахнет
«Такой значок может быть на баночках с парфюмерно–косметической продукцией, за исключением аэрозолей, срок годности которой больше 2,5 лет, — дополняет Татьяна Королькова, начальник сектора сертификации парфюмерно–косметической продукции и товаров бытовой химии Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ). — Встречается также изображение контура лица, глаза. Тем самым производитель подчеркивает назначение своего товара».
Символ с изображением руки на открытой книге предупреждает покупателя о наличии дополнительной информации на ярлыке, ленте, в аннотации. Кстати, с 1 июля следующего года на кремах, скрабах, шампунях мы увидим еще один принципиально новый знак — ЕАС, который означает, что продукция отвечает техрегламенту Таможенного союза для парфюмерно–косметической продукции.
По стандартам
Очень часто на этикетке, упаковке размещен вот такой символ:
Гарантирует безопасность и подтверждает: продукция сертифицирована. Им, как правило, маркируют бытовые электроприборы, радиоэлектронику, компьютеры, игрушки, товары для детей, продукты. Цифры внизу — код органа, оценившего соответствие стандартам. Такой же знак, но в рамке:
Изготовитель или поставщик провел сертификацию по своей инициативе, чтобы продемонстрировать покупателю дополнительные конкурентные преимущества.
Такую аббревиатуру мы чаще всего видим на импортной технике. Это своего рода паспорт доступа на европейский рынок. 3.800 видов изделий белорусских предприятий–экспортеров имеют право нанесения СЕ–маркировки.
Этот европейский значок встречается на импортном электрическом и электронном оборудовании. И успокаивает покупателя: количество вредных тяжелых металлов (хром, свинец, кадмий, ртуть) не превышает норму. У нас тоже разработан проект такого государственного стандарта. Есть аккредитованные лаборатории, которые могут небезопасные для здоровья элементы протестировать.
Питайтесь правильно!
Такую картинку можно встретить на 560 продуктах (молоко, мясо, рыба, минералка, хлеб, детские консервы) 80 отечественных предприятий. Право наносить значок появилось в июне 2008 года. Его наличие подчеркивает натуральность сырья, отсутствие искусственных пищевых добавок и генетически модифицированных организмов. Первый шаг к появлению очень популярных в Европе «органических» пищевых продуктов.
Основанием для нанесения этого знака служит наличие документов, содержащих результаты лабораторных исследований по анализу пищевых продуктов на отсутствие генетически модифицированных организмов.
Кто ворует киловатты?
Пример этикетки энергоэффективности на бытовых лампах:
Класс А (наиболее энергоэффективный) — G (наименее). Наши холодильники уже имеют класс энергоэффективности «А+», «А++», европейские могут быть и «А+++». А теперь вопрос на засыпку: всегда ли вы выключаете телевизор, печь СВЧ и тем более электроплиту из розетки? Для тех, кто не обращает внимания на горящую красную лампочку, пренеприятнейшее известие. В так называемом режиме ожидания бытовая техника продолжает потреблять электроэнергию, увеличивая ее расход в домашнем хозяйстве до 15%. Скоро появится возможность эту цифру уточнить, полагает Виктор Чаусов, начальник отдела технического нормирования и стандартизации в электротехнике и радиоэлектронике БелГИСС: «Разработаны стандарты, устанавливающие показатели и методы измерения энергопотребления бытового, офисного оборудования (стиральные машины, печи СВЧ, радио– и видеоаппаратура, электрические игрушки, компьютеры), телевизоров в режимах ожидания и выключения. Предусматривается поэтапный переход к снижению потребляемой мощности не менее чем в 2 раза без ухудшения технических функций изделий. Это побудит промышленность выпускать более экономичную технику».
Стоит сказать и о таком символе:
Он означает отдельный сбор отходов электрического и электронного оборудования. Перечеркнутый мусорный контейнер можно встретить на упаковке энергосберегающих лампочек, которые содержат ртуть и, следовательно, не должны попадать в мусоропровод.
А если поиграть?
На игрушках, не предназначенных для детей в возрасте до 3 лет, вы увидите:
Также на игрушках могут и должны быть различные предупредительные надписи. Например: «Внимание! Использовать только под непосредственным наблюдением взрослых». Или «Содержит игрушку». Такая надпись обязательна, скажем, на киндер–сюрпризе, чтобы ребенок, не дай бог, сюрприз не проглотил. «Внимание! Рекомендуется надевать средства защиты!» — если речь идет о роликовых коньках и скейтбордах. «Осторожно! Огнеопасно!» — для маскарадных костюмов. И знайте: если производитель не позаботился о безопасности своего маленького потребителя и с малышом что–то приключилось во время игры, можно предъявить претензии.
Выбираем обувь
Даже опытный обувщик на внешний вид не определит, кожаный ли ботинок? Новейшие технологии творят чудеса. Помогают разобраться, из чего же «нахимичили» товар, простые пиктограммы, которые наносятся на подошву, подкладку или вкладную стельку. Например, в этой таблице зашифровано: верх обуви из натуральной кожи, подкладка — текстиль, подошва — синтетика.
Чистим, парим, гладим
Вот где специалисты рекомендуют быть особенно внимательными, так это с текстильными изделиями. Главное для покупателя — не только чтобы «костюмчик сидел». Не менее важен вопрос: а также хорош ли он будет через год носки? Представление о том, как же будет вести себя изделие, дают символы по уходу за одеждой. Однако есть нюансы. У мелких швейных и трикатажных предприятий нет оборудования по тестированию сырья и материалов. О последствиях знает Вера Лаврович, директор УП «Центр испытаний и сертификации ТООТ»:
— Мы занимаемся проверкой символов по уходу за одеждой. К сожалению, нередко сталкиваемся с тем, что, к примеру, в итальянской ткани, из которой сшито импортное постельное белье, нет ни грамма хлопка, заявленного на этикетке. Вместо него — вискоза. Недокладывают производители и шерсти в ткани. Для здоровья вреда нет, но потребитель введен в заблуждение. Есть моменты и посерьезнее. Очень часто, когда видим пуховики встречаем на маркировке пуховиков знак допустимости ручной стирки. Ни в коем случае не делайте этого! При стирке пух сбивается, и на изделии, особенно светлом, проявятся его ореолы. Внешний вид испорчен! Тут подойдет только химчистка, где такое изделие сушат с помощью теннисных мячиков.
Минувшей зимой на экспертизу в центр ТООТ поступила дорогая импортная куртка из бутика, которая при первом же морозе съежилась. «Ткань была изготовлена по новым технологиям с металлической нитью. Нити на нашем морозе полопались и, как иглы ежика, вылезли наружу», — рассказывает удивительный случай Вера Николаевна.
Если изготовитель неправильно указывает рекомендации по стирке, глажке и химчистке, то у вас будет аргумент для защиты своих прав и повод потребовать у предприятия, недобросовестного или сэкономившего на тестировании потребительских свойств изделия, компенсации причиненного вреда. По закону производитель несет полную ответственность за качество изделия, как, кстати, и продавец или оптовый поставщик.
Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА