На Брестчине снова открываются комиссионки

12.01.2012 11:58 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На Брестчине снова открываются комиссионки

  • Елена Трибулева, Павел Куницкий, Елена Жук, Антонина Хокимова, Сергей Мощик, Вечерний Брестl

 

Иногда кажется, что мир вещей живет своей собственной жизнью и постепенно подчиняет себе мир людей. На пути к новым благам остановок нет, но есть виражи, и на очередном витке мы обращаем внимание на вещи б/у – свои или чужие, местной фабрики или "мэйд ин забугор", желая продлить молодость своим или укрепить участок на домашнем фронте "малой кровью" семейного бюджета.

Подзабытые было дома для "бэушных" вещей – комиссионки – ныне снова открываются. Что это – ностальгия по 70-м или дань кризису? И сможет ли "хорошо забытое старое" конкурировать с новыми реалиями торговли, именуемыми секонд-хенд? Корреспонденты "Вечерки" проанализировали ситуацию в регионах.

Каменец. Комиссионная торговля ищет "оптимальную точку"

Сколько себя помню, комиссионка в Каменце была всегда. Даже в смутные 90-е, когда комиссионные магазины массово закрывались на всей территории бывшего СССР. Вначале, когда подобный вид продаж пользовался высокой популярностью, отдел комиссионной торговли Каменецкого райпо занимал довольно просторные площади.

Потом торговая квадратура стала таять пропорционально выручке. А около полутора месяцев назад отдел вновь сменил прописку, переехав из универмага в мебельный магазин у городского рынка. Теперь комиссионные и уцененные вещи занимают в этом магазине совсем маленький пятачок, зато избавились от соседства с ритуальными товарами, с которыми делили полки в центральном универмаге.

Скорее всего, и эта территория – временная. В райпо подумывают о возрождении эффективной торговли товарами б/у, а в перспективе - и открытии отдельного комиссионного магазина. Опыт России показывает: они вновь становятся востребованными.

Отдел комиссионной торговли в Каменце специализируется на приеме и продаже продукции легпрома. Жители райцентра сдают сюда поношенные и не очень верхнюю одежду, обувь, иногда – ковровые изделия. Возросший интерес к возможности сдать вещи на комиссию в райпо связывают с резким ростом цен в стране за последний год. И то правда: снижение доходов заставило многих из нас провести основательную ревизию на антресолях и обнаружить там множество почти новых, но невостребованных вещей.

К примеру, элегантный костюм, купленный сыну на школьный выпускной, или дамские "шпильки", не подошедшие по размеру. А вдруг да удастся в комиссионке выручить за них хоть что-нибудь?

Увы, предложение не находит ответного отклика: реализация подержанной продукции идет очень вяло. В декабре прошлого года, к примеру, принятые на комиссию товары вообще не дали ни рубля выручки, а уцененных было продано на 190 тысяч рублей. Даже с учетом того, что продавец в этом отделе работает на полставки, держать столь нерентабельную точку местной торговле невыгодно, но и отказываться от нее нельзя.

К тому же порой случаются и удачи. Не так давно, например, через комиссионный отдел удалось продать фортепиано, и это было сродни празднику, хотя такие случаи – исключение из правил.

Но главное, в райпо понимают: при правильно организованной работе комиссионка может приносить прибыль. Для этого нужна хорошая реклама, просторное помещение, позволяющее выложить товар "лицом", и хороший выбор этого самого товара. "Мы работаем над этим", - заверяют в Каменецком райпо.

Пока же в маленькой секции мебельного магазина, где разместился отдел комиссионной торговли, так тесно, что двум покупателям не развернуться. Попробуй-ка при таком минимализме площадей и плотности вывешенного на плечиках товара отыскать то, что тебе пригодилось бы!

Может быть, комиссионный товар потому и не востребован, что до него не добраться? И бывает, ждет он здесь так долго, что клиент уже и забывает, что его когда-то сдал. А тот висит себе потихоньку, никого не беспокоит и каждый месяц на процент уценивается…

А жаль, между прочим, что комиссионка в Каменце не принимает на комиссию бытовую технику и мебель. Прошлым летом мы с ног сбились в поисках старенького, но исправного холодильника для дачи: не новый же, в конце концов, туда покупать и не из Бреста аж за

40 км везти! Теперь мне втемяшилось, что на ту самую дачу нам нужен комод. Думается, что движение товара в мебельной комиссионке было бы куда оживленнее. В местной потребкооперации над этим обещали подумать, как только найдут оптимальное место для торговли. А вдруг и правда получится?

Пинск. Продать и не продешевить

В советское время в Пинске имелось два комиссионных магазина. Один располагался в центре, второй - на рынке, и оба пользовались большой популярностью у населения, поскольку в эпоху повального дефицита в них, если повезет, можно было купить то, что не продавалось в обычных промтоварных магазинах.

А рынков в нынешнем их виде в городе еще не существовало. И народ не стеснялся одеть шубку с чужого, более везучего плеча и с радостью примерял сданные кем-то джинсы.

Побороть пресловутый дефицит товаров помогли предприниматели. Вслед за малым и средним бизнесом постепенно набрала силу и государственная торговля. Покупатель стал более разборчивым, предпочитая покупать новые товары, а не бывшие в употреблении.

Мода быстро менялась, угнаться за ней комиссионки уже не успевали и вскоре оказались на обочине истории. Здания магазинов власти продали с аукциона, но комиссионную торговлю сохранили в виде скромного отдела при магазине "1000 мелочей" открытого акционерного общества "Товары для женщин".

Среднемесячная выручка в нем сегодня составляет от 700 тысяч до одного миллиона рублей. Отдел даже не зарабатывает на оплату труда единственного продавца, не говоря уже о затратах на отопление помещения, охранную сигнализацию, электричество и т. д. Но закрыть отдел магазину не позволяет исполком. Человек должен иметь возможность продать оказавшуюся ненужной вещь. И эту возможность, как правило, используют люди старшего возраста, предлагая иногда к продаже то, что впору сдать в музей.

Одна женщина, например, недавно принесла мужское пальто с каракулевым воротником, в каких раньше ходила элитная прослойка общества. Как ни убеждала ее продавец в бесперспективности "бизнес-проекта" - никто такое пальто не купит - пинчанка на уговоры не поддалась. В итоге "экспонат" оценили в 40 000 рублей и выделили для него на вешалке лидирующую позицию. До сих пор никто им не заинтересовался.

Висит в отделе мужская дубленка из натуральной кожи за 400 тысяч рублей, почти новая. На рынке, говорит продавец Валентина Пашковец, запросят за такую полтора миллиона. Пуховик стоит 260 тысяч, куртка после первой уценки - 93 000, детский комбинезон после двух уценок – 58 000. Почти даром! И такого товара на вешалках целых пять метров в длину!



Ассортимент хозтоваров скромный, всего два-три десятка вещей: дорожная тележка, кофейный сервиз, столовые приборы, электробритва, овощерезка... Все это терпеливо ждет своего покупателя. И, судя по месячному товарообороту, найдет не скоро.

Причин, почему народ обходит комиссионный отдел стороной, множество. Во-первых, в городе, по информации управления торговли и услуг Пинского горисполкома, имеется 23 точки, где торгуют секонд-хендом из Европы и Америки. Там по доступной цене всегда можно найти что-нибудь модное и совершенно новое, о чем свидетельствует как внешнее состояние вещи, так и наличие фабричной этикетки. К тому же владельцы этих точек периодически объявляют о скидках, которые достигают 80 процентов.

Что касается "бэушных" хозтоваров, то в Пинске на рынке "Солнечном" в специально отведенном месте по выходным их продают полсотни человек. И ассортимент товара как в супермаркете! Сложную бытовую технику и мебель народ покупает по объявлениям в СМИ. Местная периодическая печать еженедельно предлагает читателям сотни наименований сотовых телефонов, десятки телевизоров, компьютеров, стиральных машин, холодильников и т. д. Звони, смотри, договаривайся…

И все же специальный отдел по продаже бывшей в употреблении сложнобытовой техники в Пинске решено создать. Соответствующее указание исполкома получило ОАО "Рембыттехника". Кроме услуг по ремонту, предприятие торгует новыми товарами отечественного производства.

- Решение властей мы выполним, – говорит директор предприятия Олег Лапидус. – Отдел создадим в нашем специализированном магазине. Насколько он будет востребован, покажет время.

Вопрос с продажей бывшей в употреблении сложной бытовой техники сегодня в городе частично решают ломбарды. Один из них создан и работает при "Рембыттехнике". Правда, вещь здесь изначально берут в залог, а через пятнадцать дней, если человек не выкупает ее обратно, пускают в продажу. Будущий комиссионный отдел удовлетворит потребности тех, кто хочет продать свою вещь дороже и при этом не спешит.

Кобрин. "Отдам в хорошие руки любимый диван"

Вот вы улыбнулись, а ведь такое объявление – не выдумка журналиста. Собственными глазами видела и даже рискнула позвонить по указанному телефону. Оказалось, диван уже нашел своих новых хозяев, а продавец, не скрывая радости, сообщил:

– Знаете, я почти год давал объявления в разные газеты. Диван хоть и "в возрасте", но в хорошем состоянии. Мы его на перетяжку отдавали, – рассказывает словоохотливый кобринчанин Георгий Владимирович. – Почему решили избавиться от него? Так это просто: мы поменяли свою 3-комнатную квартиру новой планировки на 1-комнатную "хрущевку". Дети выросли, разъехались, большие площади нам с супругой не нужны, вот лишнюю мебель и продавали. Рискнули развесить на подъездах и столбах такой вот необычный текст. Готовы были просто так подарить, выкидывать-то жалко.

Купить диван Киев, купить диван из ткани и кожи. Мягкая мебель в Киеве просто незаменима и очень удобна! Покупатель все же не пожелал забирать бесплатно и оплатил диванчик чисто символической суммой – 200 тысяч белорусских рублей. И все остались довольны друг другом.

Купля-продажа подержанных вещей в Кобрине держится на газетных объявлениях и рыночном торге в выходные дни. Большой популярностью у местных жителей пользуются магазины формата "секонд-хенд". Их, между прочим, в районном центре на сегодняшний день целый десяток. Одежду и обувь из Европы охотно покупают и стар и млад. И все же есть среди горожан такие, что ностальгируют о забытых комиссионках, неслабо выручавших народ в перестроечную эпоху.

– За смешную цену можно было приобрести практически новую, но немодного фасона шубу или симпатичное пальто. Мы когда-то дачный домик полностью обставили "бэушной" мебелью из комиссионного магазина. Уверена, что и сейчас есть потребность в услугах комиссионок, – делится мнением постоянная клиентка одного из кобринских секонд-хендов.

Что и говорить, для большинства из нас наступила жизнь в режиме строгой экономии. Одежду по дешевке еще можно приобрести в секонд-хенде, а вот остальное… Не все ведь могут себе позволить те же детские коляски с заводского конвейера, а цены на телевизоры и бытовую технику вообще зашкаливают… Кроме того, в каждой семье найдется вещь, которой уже никто не пользуется, но которая кому-то может пригодиться.

Кстати, упомянутый режим экономии послужил толчком для возрождения в Беларуси комиссионных магазинов и отделов. Для поддержания малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения.

В Кобрине, например, местное райпо осенью прошлого года открыло такой отдел на базе своего магазина "Хозяюшка", что по ул. Пушкина, 29. Сдавать – сдают: бытовую технику, мобильные телефоны, одежду, обувь… Причем в хорошем состоянии. Только, увы, желающих купить маловато. Поначалу грешили на плохую информированность кобринчан, но и рекламная кампания не принесла желаемых результатов.

Сложно сказать, в чем тут дело. Возможно, виной тому привычка кобринчан покупать, как говорится, из первых хозяйских рук, без посредников. А может быть, предложения не соответствуют спросу. Есть и третий вариант: в комиссионке нуждаются лишь комитенты (те, кто сдает подержанные вещи)… Время рассудит.
Жабинка. Что за "комиссия", создатель?..

В Жабинке отдел комиссионных товаров открылся в ноябре 2011 года в магазине "Мебель", принадлежащем местному райпо. За пару месяцев продали подержанные вещи на сумму 560 тыс. рублей. Торговлей это и назвать сложно.

В добрые старые времена в центре города был не просто отдел, а целый комиссионный магазин, куда не зарастала "народная тропа". Затем он преобразовался в отдел в универмаге, но и тот через непродолжительное время закрылся. Добрый десяток лет о комиссионке не вспоминали.

Но в прошлом году появились рекомендации о развертывании комиссионной торговли – как реакция правительства и Белкоопсоюза на снижение жизненного уровня населения. Если до этого только в трех районах области в системе потребкооперации сохранялись комиссионки, то теперь в райцентрах повсеместно вернулись к этому формату торговли, который, казалось, навсегда сдал свои позиции.

Правда, пока что при мизерной выручке больше хлопот с оформлением документов. Прием товара, уценка, возврат… Существует мнение: народ отвык от комиссионки. Кроме того, место, где расположен специализированный магазин "Мебель", – не самое бойкое в Жабинке, и люди заходят туда с целью совершить более крупные покупки.

"Сейчас у покупателей совершенно иные запросы, – считает заведующая магазином "Мебель" Светлана Бондарцова. – Молодежь предпочитает купить одну вещь, но более качественную, а пожилые люди говорят: "Свое бы принести, да никто не купит". Покупают и правда мало. Нашли новых владельцев только несколько пар подростковых брюк да кое-что из детской одежды.

Зато в сравнительно небольшом райцентре разрастается сеть магазинов секонд-хенд. Сейчас их четыре на весь город. Не сказать, чтобы народ шел туда валом, но спрос на товар есть.

В первую очередь заходит молодежь, которая хочет пополнить гардероб перед праздником или к очередному сезону чем-нибудь новеньким. Авось повезет обзавестись "шмоткой", хоть и подержанной, от Escada или Cacharel. И не всегда покупательница уходит разочарованной. Для многодетных семей секонд-хенд – это просто спасение при нынешних ценах в магазинах на детскую одежду и обувь. А здесь вполне себе "носибельные" и даже очень привлекательные вещи "за копейку". Сейчас и в этом сегменте торговли – относительное затишье до наступления нового сезона. Но бизнес все-таки доходный. Иначе не открылся бы недавно новый магазин секонд-хенд на арендованных площадях в районном узле почтовой связи.

Выдержит ли на новом витке конкуренцию с секонд-хенд комиссионная торговля? В облпотребсоюзе высказывают осторожную надежду, что народ начнет вновь привыкать к "хорошо забытому старому". Тем более что расходы на организацию такой торговли минимальные: она открыта в виде отделов на существующих торговых площадях.



Малорита. Дешевое – не всегда плохое?

Самый дорогой товар в малоритском комиссионном отделе – детская коляска за 800 тысяч рублей, самый дешевый – мужские брюки за 16 тысяч. За два месяца работы здесь набралось 740 единиц "бэушных" вещей. Приобретают товар в основном покупатели из так называемых социально незащищенных групп населения.

Некоторое время комиссионка в Малорите отсутствовала, с ноября минувшего года возобновила работу в магазине "Промтовары" № 8 по улице Советской, 59. По словам первого зама председателя Малоритского райпо Татьяны Олесик, для этого не потребовалось никаких дополнительных финансовых вливаний. В торговой точке, где продают хозяйственные товары, "бытовку", конфискат, слегка потеснились и стали принимать товары на комиссию.

– Больше всего несут одежду и обувь, в том числе детскую, – рассказывает завмагазином Жанна Кременевская. – Есть в общем-то добротные вещи. Например, мужчина сдал новую дубленку. К сожалению (или счастью?) высокую цену на нее поставить не можем. Оценили в 600 тысяч рублей.

Как отмечают в местном райпо, открытие комиссионного отдела отнюдь не коммерческий проект, а, скорее, социальный. Для людей с небольшим достатком это благо. Некоторое время такого отдела в городе не было, и люди интересовались, где можно сдать вещи, другие – где их приобрести. Если спрос будет повышаться, руководство райпотребсоюза готово расширить площади под бывший в использовании товар.

Правда, "бэушные" вещи не уходят, как горячие пирожки с рук. По словам собеседницы, дело не в цене (она, как правило, невысокая), а в отношении людей к вещам, которыми кто-то пользовался.

Среди самого дорогого и самого дешевого комиссионного товара за два месяца существования отдела Жанна Кременевская выделяет детскую коляску за 800 тысяч рублей и мужские брюки за 16 тысяч "рэ". Практически новую коляску через 20 дней переоценили до 640 тысяч рублей, и она все еще стоит в магазине. Зимние мужские и женские пальто стоят примерно одинаково – 150-200 тысяч рублей. Но быстрее все-таки разбирают более мелкие вещи – блузы, юбки, обувь.

…Признаться, и мне пару лет назад хотелось сдать на комиссию нутриевую шапку. Да все как-то не получалось. Честно говоря, она и сейчас где-то пылится, а ведь могла кому-то сослужить добрую службу. Думаю, у каждого найдутся подобные примеры. Как известно, за границей большая категория людей постоянно обновляет вещи, а вторая не гнушается ими пользоваться.

Что касается магазинов "секонд-хенд", то их в Малорите два. Не сказать, что пользуются бешеной популярностью, но свой покупатель у них есть. Особенно в последнее время. Как рассказала ИП Елена Литвиненко, которая продает товар в "Одежде из Европы" по улице Ленина, определяющую роль при покупке играет цена. Даже если видно, что, к примеру, женщине блузка сейчас не нужна, она все равно ее берет – на будущее или для… подарка. От вещи за 40-50 тысяч рублей сейчас отказаться очень трудно.  

 
 
 

РЕКЛАМА