Прогресс делает нашу жизнь безопаснее и комфортнее. Колесо породило карету и автомобиль. Недавно в наших машинах появились навигаторы — порождение электро–, космических и IT–технологий. Красота! Новичку за рулем прибор человеческим голосом подскажет, когда и куда повернуть. Пассажир такси на экране видит маршрут и километраж: водитель никак его не обсчитает. А представим, что навигатор подсказывает кратчайший путь реанимобилю, который спешит к пострадавшему в ДТП... Жить человеку или нет — решают минуты, иногда секунды. Или, соответственно, километры (сотни метров!), которые бригаде скорой помощи нужно проехать.
В Минске лишь часть машин «скорой» оснащена GPS-навигаторами. А вот в Лиде их установили год назад на все. И вскоре водители машин... дружно восстали против прогрессивной новации. В чем дело?..
Кто у кого «украл»
Город Лида очень похорошел после проведенных в 2010–м «Дажынак». Дело не обошлось авральной покраской фасадов. Город подвергся массовой реконструкции, сделавшей его по–европейски ухоженным, респектабельным. Через год после праздника этот лоск не сошел, чем местные жители явно гордятся. Хорошо сработано!
Под стать обновленному райцентру и здание станции скорой медицинской помощи. Практически центр: рядом милиция и банк. 2–этажный особняк красив снаружи и комфортен внутри. Но водителей, с которыми я здесь пообщался, волнует другое.
«Нас фактически представили ворами, — в один голос говорят мне Роман Носаль и Алейзы Тарасевич. — Если из нашей зарплаты высчитывают деньги, то получается, что мы что–то у государства украли?..» Беседуем в подсобке, где водители ожидают вызова. Подходит третий водитель: слушает, кивает, подтверждает. Получается, что водители регулярно «крадут»... бензин. Причем не у государства вообще, а конкретно у Центральной районной больницы, в состав которой входит станция.
В подсобку я пришел неспроста. В письме, которое поступило в редакцию, указаны фамилии более 30 водителей, возмущенных действиями администрации. Имен и телефонов нет. Так бывает, когда люди опасаются административного давления. Но бывает, что и аноним прикрывается вымышленными именами. Правда ли в письме?
«Правда, — подтверждают собеседники. — Мы вместе писали». Суть конфликта такова. Прежде бензин списывали по показаниям спидометра. Пройденный километраж водитель указывал после каждого рейса в путевом листе. Врач или фельдшер своей подписью цифры подтверждал.
В сущности, так происходит и сейчас. Но бухгалтерия ЦРБ вдруг перестала доверять показаниям спидометров. С 3 февраля прошлого года, когда автопарк скорой помощи был оснащен системой GPS–навигации, для расчета бензина стали учитывать километраж, который показывает компьютер диспетчера. Это всегда меньше, чем на спидометрах. Выходит, что водители «пережигают» топливо. Его стоимость начали удерживать из заработков водителей поквартально. Чем больше километров водитель намотал, тем больше пострадал. Если рейс на Гродно, то разница достигает 30 км, если на Минск — все 50. С моего собеседника Тарасевича удержали 251 тысячу рублей, с его однофамильца — 241 тыс. Носаль пострадал на 171 тысячу, его однофамилец — на 238...
Проверка на дорогах
Водители предполагают, что навигацию им установили якобы «левую», из Литвы, но и там не сертифицированную. Мне предлагают поехать с любой бригадой по вызову и убедиться в расхождениях. Соблюдая порядок, прошу дозволения у Елены Дапиро, и.о. заведующей станции скорой помощи. Она куда–то звонит и... вскоре приезжает и.о. главного врача ЦРБ Григорий Граховский, чуть позже — заместитель председателя райисполкома Антон Главницкий.
Первый явно не в восторге от моего намерения. Но аргумент журналиста — в этом и подобных случаях — отразить трудно: коллективное обращение в редакцию требует разбирательства на месте. Антон Главницкий мало того что поддержал идею — предложил и.о. главврача меня сопровождать.
Побеседовал с диспетчером, которая на мониторе отслеживала движение машин, сказал: «Мне кажется, что навигатор поставлен для того, чтобы знать, где в данный момент находится автомобиль. Чтобы водитель не злоупотреблял, так? Если он невиновен, то и страдать не должен. Вы (обращаясь к и.о. главврача) привлекали фирму, которая установила навигаторы, разбирались? Надо разбираться!»
Едва ли в конфликте повинен лично Григорий Граховский, педиатр по основной специальности, исполняющий обязанности главврача лишь вторую неделю. Приказы (об оснащении машин навигаторами, об удержаниях из заработков) издавал предшественник, ныне в больнице не работающий.
На вызов выезжаем в потемках. За рулем «буханки–уазика» — водитель Владимир, позывной «Край–23». По дороге Григорий Леонидович посвящает в детали. Станция располагает 10 машинами: УАЗы, «Соболи» и «Газели», самый оснащенный — реанимобиль «Мерседес». Бригады (врач, фельдшер, водитель) работают по 12 часов. Если случай тяжелый, пациента доставляют прямо в ЦРБ. Больница крупная, сопоставимая с областной: 1.160 коек. Нам выпали случаи рядовые. У одного пациента подскочило давление. Оказав помощь, бригада по рации была направлена к другому, которому просто было плохо. Иногда с человеком достаточно душевно поговорить. Лиду мы дважды пересекли из конца в конец. На станции Владимир подсчитал пробег: 19 км.
Сверить его с данными GPS–навигации удалось только утром: компьютер показал на 2,6 км меньше. За смену водитель может совершить 10 — 15 рейсов: суммарный «перепробег» составит 30 — 50 км. Утром же состоялся второй «тестовый» выезд — уже в сопровождении заместителя главного бухгалтера ЦРБ Регины Коробач. Водитель «Газели» Марьян Гришель ехал на дальний вызов, под Желудок. В итоге спидометр показал 141 км, компьютер — 136. Разница уже 5 км на одном рейсе, и снова не в пользу водителя! Гришелю проще считать в литрах: за 2 — 3 смены машина спалит «лишних» 10 литров.
Но разве есть в том его вина? Можно бы понять логику бухгалтерии, если бы в машине стоял навигационный монитор. Если бы он указывал маршрут, а водитель выбирал другой. Но в кабине — лишь датчик, коробочка. Шофер выбирает дорогу только по опыту. Делюсь сомнениями с бухгалтером. Водители всю смену на колесах. Лишь по нескольку минут они либо ожидают бригаду возле дома больного, либо бдят на станции в ожидании вызова. Им, бывает, некогда в туалет сходить, не то что левый рейс совершить. Откуда же перепробег, за что вы их наказываете? Ответ: начальство распорядилось.
Лидская межрайонная инспекция труда, куда водители обратились с жалобой, запросила из ЦРБ документы и констатировала, что «...нанимателем нарушен порядок возмещения ущерба, чем нарушена ст. 408 Трудового кодекса».
Зачем машине навигатор?
Едва завершился второй «тест», как из Гродно примчались Дмитрий Кукушкин и Андрей Рапей, руководитель и сотрудник фирмы, оснастившей машины навигаторами. Они настояли на еще одном заезде. Он состоялся: дальний вызов выпал опять же Гришелю. Впереди шла его «Газель» с врачебной бригадой и механиком (уже третьим представителем ЦРБ). Я ехал сзади в служебном «Рено», оснащенном контрольным навигатором.
В дороге убедился, что говорить про «левую» навигацию едва ли уместно: специалисты знают свое дело. Знают настолько, что разрабатывают и к лету намерены производить свои навигаторы. Они будут использовать все имеющиеся системы: американскую GPS, российский «Глонасс», европейский «Галилео» (пожалуй, достойная тема для отдельной статьи). Верю на слово, что техникой этой фирмы оснащены дорожные и коммунальные службы, что месячная экономия топлива на грузовой «Газели» достигает 200 у.е. — благодаря исключению левых рейсов и оптимизации логистики, то есть маршрутов.
Но применительно к машине скорой помощи тест не добавил ничего. Марьян Гришель намотал, согласно спидометру, 43 км. И опять допустил «перерасход»! Контрольный навигатор «Рено», его спидометр и компьютер диспетчера показали другие цифры: 39 — 40 км. Кукушкин и Рапей настаивают, что это и есть точные показания. Что спидометры на «Газелях» скорой помощи, мягко говоря, неточны. «Вы хотите сказать, что мы должны их ремонтировать?» — язвительно вопрошал механик.
Осмелюсь утверждать, что Марьян Гришель в любом случае неповинен. За точность электронного — опломбированного! — спидометра он, как и другие водители, не отвечает. Он переживает за свою машину и даже за свой счет покупает для нее запчасти. Болеет и за пациентов: вчера я видел, как он усаживал на каталку престарелого больного, хотя формально делать это не обязан. А сегодня он ехал точно по контрольному маршруту, что подтвердят, помимо меня, четверо: механик, фельдшер и два специалиста по навигации. Но все равно, получается, будет бухгалтерией «уличен» и наказан рублем?
Первоначально с него удержали 635 тысяч рублей. После жалобы водителей в инспекцию по труду эту сумму бухгалтерия вернула, зато сейчас намерена взыскать более 800 тысяч. С других водителей «причитается» даже больше, за миллион. Справедливо?
Принципиальны, полагаю, два вопроса. Первый: используют ли другие корпоративные клиенты навигационную систему для учета расхода топлива? Кукушкин и Рапей отвечают: нет! Они подчеркивают ее официальное название: «модуль контроля местонахождения и состояния автотранспорта». Задача навигатора — позиционирование. Второй вопрос: может ли он в принципе использоваться для расчета реального расхода топлива? «Нет!» — отвечает юрист Анатолий Мирюков и ссылается на официальное разъяснение Госстандарта: «...На сегодняшний день GPS–системы слежения за транспортом в Государственный реестр средств измерения не вносятся». Иначе говоря, спидометр является измерительным прибором, а навигатор — нет, не является. Его показания не могут учитываться в строгой бухгалтерской отчетности.
...Бригады неотложки первыми прибывают к тем, кто в экстренной помощи нуждается. Они бывают разными: БИТ (бригада интенсивной терапии), ФБ (фельдшерская), ПБ (педиатрическая, то есть детская). Они работают по 12 часов в сутки, причем водитель — равноправный член каждой из них. Помогая и спасая, они должны работать очень слаженно. Досадно, что новация — исключительно полезная именно для скорой медицинской помощи — фактически внесла в эти коллективы разлад.
Конечно, водители наказаны не прогрессом как таковым, но лишь непродуманным его применением. GPS–навигация («Галилео» ли, «Глонасс» ли), несомненно, со временем распространится на всю сеть станций скорой медицинской помощи, которых в стране сотни. Допущенных в Лиде ошибок важно не повторить. Кто именно и что не продумал (или перемудрил), знать очень важно. Разбирательство продолжается. О его результатах газета сообщит.
Уверен, что честь «фирмы» под названием Лидская станция скорой медицинской помощи от этого не пострадает. Данные за последние сутки были таковы: поступил 151 вызов, из которых экстренных было 18, к детям — 19, в стационар доставлены 32 пациента.