Не сыпь мне соль на грани
11.02.2012
—
Новости Общества
|
Средство против льда и… обуви Этой снежной зимой улицы и дороги опять посыпают губительной для обуви смесью. И хоть она считается антикоррозионной, не только кожаные сапоги от нее плачут солеными слезами. И в столице, и в провинции. Хотя в областях и отдаленных регионах ситуация может быть еще более плачевной. Но здесь, кроме чисто технической, есть еще правовая сторона потребителя. Для пользы дела рассмотрим не только доводы всех сторон, но и мнения экспертов и специалистов. Действительно, последние несколько лет на центральных улицах Минска применяют противогололедный материал — натрий хлористый с антикоррозионным эффектом (та же соль, только с добавками). Он разработан по заказу ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» специалистами Института общей неорганической химии НАН Беларуси. Дорожники смесью довольны. Но после прогулки не только горожане со вздохом разглядывают разводы на своих ботинках и брюках. От песчано-соляных смесей, которыми посыпаны дороги и тротуары, страдают обувь и одежда, шины и корпуса автомобилей. Горожане в полной мере «наэкспериментировались» еще прошлой зимой. Многие заметили, что с соляными разводами на ботинках становится все сложнее бороться. Почему у старых материалов, которые используют в столице для борьбы со льдом на дорогах и тротуарах из года в год, пока нет альтернативы? По мнению заместителя генерального директора по текущему содержанию и ремонту ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома» Анатолия Жамоздика, данная смесь — оптимальный вариант цены и качества: дешевле импортных аналогов, кузов автомобиля от нее не портится и экология меньше страдает. Однако на мой вопрос, проводились ли испытания этой смеси на обуви, один из руководителей предприятия затруднился ответить. В «Горремавтодоре» уточнили: на каждый квадратный метр дороги высыпают от 5 до 40 граммов реагентов, в зависимости от того, насколько она скользкая. Претензиям экологов удивлены. Главное — обеспечить безопасность дорожного движения. Мол, с песчано-соляными смесями не перебарщиваем. Есть определенные нормы, согласно им и работаем. Но можно ли говорить о том, что использование поваренной соли на пешеходных переходах помогает сохранить здоровье горожан, не говоря уже об обуви? Ведь в непосредственной близости от тротуаров находится проезжая часть, которую по-прежнему посыпают солью технической… — Действительно, полностью проблему это не решит. Было бы лучше перейти на чистый натрий хлористый для обработки дорог в гололед, но это дорого, — прокомментировал профессор кафедры экологической медицины и радиобиологии Международного государственного экологического университета имени А. Сахарова Анатолий Батян. — Пока техническая соль окончательно не покинула улицы города, необходимы постоянный контроль ее концентрации и строго дозированное разбрасывание антиобледенителя на дороги. С дозировками проще: на самих машинах, которые разбрасывают смесь, есть дозаторы. А вот количество вредных примесей контролировать сложнее: нужно проводить анализ состава антигололедной смеси, а это требует времени, сил и специального оборудования. Таким контролем занимаются предприятия, которые производят противогололедные материалы. Разумеется, проблемы автомобилистов и пешеходов на засоленных дорогах беспокоят и самих дорожников. Несколько лет назад они обратились к ученым кафедры строительства и эксплуатации дорог БНТУ с предложением разработать более безопасную альтернативу соли. — Наш антигололедный материал сделан на основе доломитовой муки, он экологически безопасен и в то же время более эффективен, чем соль, — рассказывает доцент кафедры строительства и эксплуатации дорог БНТУ Анатолий Куприянчик. — Альтернативная антигололедная смесь эффективна при температуре до -24 °С, в то время как соль только до -10 °С. И защитный эффект против коррозии у нашего антиобледенителя составляет 98 процентов. Недавно специалисты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды провели мониторинг и взяли на анализ пробы снега, чернеющего вдоль дорог. Результаты ошеломили: содержание солей было превышено в десять раз. Существуют специальные средства против этой напасти, но в некоторых случаях даже они бессильны. Как отмечают эксперты потребительских обществ, раньше такого не было. Что может доказать покупатель? Можно ли возместить в денежном выражении буквально развал обуви от этих смесей? — Вопрос не только сложный, но и неоднозначный в правовом отношении, — комментирует ситуацию конкретно с обувью начальник Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова. — У нас тоже нет обращений конкретно по порче обуви от песчано-соляных и других смесей. Но это пока — зима еще не закончилась. Все возможно и позже. Трудно доказать без экспертизы, что ваша обувь пострадала именно от грязной или «химической» дороги. Но можно. У нас были прецеденты, хотя их немного. Помню, одна минчанка в марте в суде не только выиграла иск к коммунальщикам с возвратом стоимости женских сапог, но и получила небольшую денежную компенсацию за моральный вред. Более подробно «расшифровала» этот комментарий эксперт-консультант Светлана Войтеховская. По ее мнению, если разрушения кожи и подошвы и произошли в результате попадания химикатов или солевых добавок, то это надо доказывать через исследования и, возможно, в суде. Может быть, это проявился заводской брак или дефект появился в результате неправильной эксплуатации обуви самим покупателем. Эксперт без детального разбора не даст авторитетного заключения, что ваши сапоги пришли в негодность в результате воздействия агрессивной среды, характер которой трудно определить. Это правовой нонсенс. Ответчики, а это дорожные или жилищно-коммунальные службы, будут отстаивать свою точку зрения: все в норме и по составу, и по количеству. Да и экспертиза будет стоить очень дорого. Может, поэтому потребители не столь активны сейчас, пока обувь еще не развалилась. Посмотрим, что будет ближе к весне. купить шиномонтажное оборудование |
|