Шлагбаум прогресса. 21.by

Шлагбаум прогресса

21.03.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В  Беларуси  в  2013  году  появятся  платные  магистрали

Платных магистралей в Беларуси нет, за исключением разве что «олимпийской» трассы М-1/Е30, где взимается плата с грузовых перевозчиков и легковых автомобилей с иностранными номерами. Что удивительно, в этом смысле страна не сильно отстает от соседей по Европе. Так, в Швеции, Швейцарии, Италии и Словакии на платные дороги приходится менее 3 % всех магистралей, а во Франции, Греции, Испании, Чехии, Турции, Венгрии, Австрии и Польше этот показатель и вовсе не превышает 1 %. Зато о том, что подобные проекты стоит внедрять поактивнее, сегодня говорится повсеместно. Формула таких ожиданий проста: активно развивая платное обслуживание, можно адекватно рассчитывать на качественное покрытие трасс, более совершенную дорожную инфраструктуру и высокую скорость передвижения. Фактически чаяния автолюбителя можно выразить, перефразировав один известный рекламный слоган: заплатил и лети.

Платных дорог в Беларуси вскоре станет гораздо больше, нежели сейчас. Недавно был подписан инвестиционный договор с австрийской компанией «Kapsch TrafficCom AG», согласно которому подрядчик берется за создание национальной электронной системы взимания сбора за проезд по некоторым дорогам. Как отметили в Министерстве транспорта и коммуникаций, в ближайшем будущем платными станут дороги из белорусской столицы на Могилев, Гомель, Гродно, Витебск. «Все дороги из Минска, которые будут доведены до первой категории, станут платными, — пообещал глава ведомства Иван Щербо. — Вместе с тем систему сбора платы за проезд не будут внедрять на Минской кольцевой дороге, а вот вторая кольцевая дорога, которую планируется построить, будет платной». Транспортники отмечают: внедряемая в Беларуси электронная система уже опробована в Европе, Австралии, США, в странах Латинской Америки и Северной Африки. Общая стоимость контракта на внедрение проекта составит 267 млн., из которых 158 млн. будет освоено в течение двух лет. Соглашение предполагает покрытие сети магистралей протяженностью 2,74 тыс. километров.

Эксплуатация первой фазы системы начнется уже в 2013 году, и, как рассчитывают в «Kapsch TrafficCom», проект будет высокорентабельным: расходы по созданию будут возмещены в течение трех лет с момента начала эксплуатации. Как рассказывает исполнительный директор компании Эрвин Топчак, проект включает подготовку нормативно-правовой базы, проектирование, создание и эксплуатацию в течение 20 лет электронной системы, основанной на микроволновой технологии DSRC и обеспечивающей эффективное взимание платы за проезд по установленным дорогам Беларуси. Взимание платы предусмотрено примерно по такой же схеме, что и на М-1/Е30 (с транспортных средств с допустимой общей массой более 3,5 тонны и легковых автомобилей, за исключением легкового транспорта стран ЕЭП), но намного более технологичной. Система предполагает установку компактных специальных устройств на всех транспортных средствах, с которых взимается плата. При выдаче пользователю в них будут записываться сведения о транспортном средстве, необходимые для расчета платы, — имя владельца, номерной знак, масса, эмиссионный класс двигателя, количество осей, — и взиматься аванс платы за проезд. Система также предполагает создание сети двух видов автоматических станций для начисления платы и контрольных функций. Они разместятся на каждом платном сегменте, но, как говорят в «Kapsch TrafficCom AG», подобная система не потребует введения ограничений по скорости, количеству полос движения и перестроений между ними, а также не создаст иных помех движению транспортных средств.

Как отметил Иван Щербо, в Беларуси давно назрела необходимость введения подобной системы. «Это связано с ежегодно возрастающими транспортными потоками, следующими через нашу страну. Пока в Беларуси одна дорога является платной — М-1/Е30. Однако мы говорим о том, чтобы сделать платными в будущем все реконструированные дороги, доведенные до первой категории», — пояснил министр транспорта и коммуникаций.

Ряд исследователей прочит хорошие перспективы платной дорожной системе. Причины — увеличивающийся темп роста автопарка и постоянная необходимость расширения и реконструкции дорог. Даже Германия, самая богатая страна Евросоюза, подумывает ввести плату за пользование автобанами. В настоящий момент в этой стране сборы не взимаются, а государственных фондов на поддержание трасс в требуемой кондиции уже не хватает. Противников идеи платных дорог в Беларуси также явно немного — большинство экспертов сходится на том, что без них стране не обойтись.

На главной дороге нашей страны Брест — Минск — граница РФ сегодня взимаются сборы в четырех пунктах: ПВДС «Федьковичи», ПВДС «Колосово», ПВДС «Крупки» и ПВДС «Редьки». Впервые владельцы отдельных категорий автотранспорта начали платить за проезд по «олимпийке» еще в 1996 году. Ныне трасса считается главной транспортной артерией страны — именно по ней идет основной транзитный грузовой поток. Что примечательно, цены за пользование М-1/Е30 по мировым меркам невысоки. С января 2012 года владельцы автомобильных транспортных средств иностранных государств, за исключением автомобилей стран Таможенного союза, оставляют в каждом из пересекаемых ПВДС 3, двухосный грузовик — 4, трехосный — 5, а четырехосный и более — 15. С января 2012 года для граждан Беларуси и стран Таможенного союза проезд бесплатный, для жителей других стран оплата производится в евро либо долларах США, российских рублях в эквиваленте. Как отмечают в пресс-службе Департамента «Белавтодор», в минувшем году платная «олимпийка» позволила заработать государству около $ 60 млн. в эквиваленте.

В основе формирования цены за проезд лежит главный принцип: размер платы должен быть меньше стоимости тех выгод, которые получает пользователь платной дороги. В то же время мировой опыт свидетельствует, что плата за проезд должна быть экономически обоснованной, но на практике она может корректироваться в зависимости от спроса пользователей с разными потенциальными возможностями. В среднем по Европе она составляет порядка 0,05—0,1 с легкового автомобиля за 1 км дороги и 0,15—0,25 — с грузового. В Беларуси этот «стандарт» выдерживается.

Платные дороги представляют собой скоростные магистрали повышенного качества, обеспечивающие высокую безопасную скорость и удобство движения. Альтернативный бесплатный проезд, наличие которого обязательно, имеет более низкие качественные характеристики, но не хуже предусмотренных требованиями нормативных документов. Как правило, рядом со скоростными магистралями всегда находятся бесплатные дороги, но без GPS-навигатора в них очень сложно разобраться и скорость движения по бесплатным дорогам ниже.

--------------------------------------

От хайвея до автобана

Всего в мире насчитывается больше 23 млн. километров дорог. 140 тыс. из них — платные. За удовольствие ездить по современным, удобным, в разы более безопасным дорогам со скоростью более 100 км/ч платят в 30 странах мира.

Скоростные автомагистрали (в Германии они называются автобанами, в США — хайвеями, в Италии — автострадами, во Франции — авторутами) строятся всегда рядом с бесплатной, альтернативной дорогой, но обязательно в обход населенных пунктов. По платной трассе проходит межрегиональный, грузовой и пассажирский транзит. Платными часто бывают тоннели, мосты, эстакады, что позволяет сделать более безопасным движение и контролировать экологическую ситуацию. Платные дороги в разных странах постоянно «удлиняются». На сегодняшний день больше всего таких дорог (в процентном соотношении) в Италии — 7 тыс. км. Италия наряду с Францией
(10 тыс. платных км) — наиболее активные участники Европейской ассоциации платных магистралей. Ассоциация объединяет 17 стран Европы и управляет более чем
23 тыс. км платных дорог. Тарифы на проезд различаются в зависимости от массы и типа транспорта. В Европе существует пять тарифных групп. Дороже всего проезд обойдется в Японии, а дешевле — в Южной Корее.

В США скоростных платных дорог около 9 тыс. километров, в Мексике — 6 тыс. От США и государств Европы не отстают и страны Азии. В Китае уже построено более 34 тыс. км платных дорог, в Южной Корее — 28 тыс., в Японии и Малайзии — по 10 тыс. Свобода передвижения сокращает, например, время доставки свежих овощей из деревни в город и дает возможность не снижать цены на них — выигрывают и производитель, и потребитель. Африканский континент тоже не остался в стороне: в ЮАР чуть больше 800 км платных дорог.

Нет платных дорог в Финляндии, Исландии, Эстонии, Андорре и Боснии. Не берут денег за проезд и в «карликовых» государствах — Монако, Ватикане, Лихтенштейне. Это понятно: их можно пройти пешком от границы до границы за несколько часов. В остальных странах платные трассы — в абсолютном меньшинстве по отношению к бесплатным. Но не следует думать, что, путешествуя по Европе, редко когда придется платить за въезд на автобан. Два или три процента платных дорог — это практически все трассы, связывающие крупные города друг с другом, и скоростные магистрали. Но как же эти дороги отличаются от двухполосных «магистралей» у нас! Заправка — каждые 20 км. Гарантия защиты от бокового ветра. Электронные табло, выдающие необходимую информацию и предупреждения.

Цены — самые разные. Около 8 за 10 дней беспрепятственной езды по магистралям в Австрии. В Великобритании один километр платной дороги обходится водителю в 0,13. Трасса от Ходнафьелля до Руллестада в Норвегии — 11,52, а это 430 с лишним километров. Недельная езда по болгарским магистралям обойдется в 7. Средняя стоимость одного километра платных трасс в Польше — 0,05, а в Италии — 0,09.

За более чем 70 лет существования самыми прибыльными платные дороги стали в Испании, где доходы от сбора дорожных платежей составляют 46 % национального дорожного бюджета, и в Норвегии — 32 %.

 
Теги: Брест, Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Внашей странев 2013 году появятся платные магистрали
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика