Врачам все чаще достается от пациентов: в ход идут жалобы, оскорбления, оружие

19.04.2012 18:26 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Врачам все чаще достается от пациентов: в ход идут жалобы, оскорбления, оружие

  • Екатерина Синюк, TUT.BY

 

Фото с сайта: news.21.by
Фото с сайта: news.21.by
В ближайшее время Комитет госконтроля "навестит" ряд медицинских учреждений, на которые жалуются пациенты. А врачи тем временем мечтают о другом: кто бы провел "рейды" по самим пациентам. Тяжбы в отношении врачей, избиения и оскорбления часто остаются незамеченными, а проблемы пациентов врачи видят совершенно иначе.

"Выпишите мне немедленно больничный, не то…!"

По словам заместителя председателя Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников здравоохранения (БПРЗ) Вячеслава Гранькова, недовольства пациентов часто связаны с высоким уровнем ожиданий. “Например, пациент, который имеет хронические заболевания, зачастую не понимает, что хроническое заболевание вылечить практически нельзя, но, приходя к врачу, требует, чтобы его непременно вылечили, - говорит он. - Немало случаев, когда выписываешь пациенту курс лечения, а он его игнорирует и потом пишет жалобу на врача”.

Что касается терапевтов, то одна из нередких проблем - требование больничных. “Часто пациенты либо симулируют, либо считают, что если имеют какое-то постоянное заболевание, то больничный им априори положен. Мы же ориентируемся на профессию человека. Например, если бухгалтер имеет легкое поражение гортани, при этом у него отсутствуют другие симптомы, то работать он может, поскольку его работа “с горлом” напрямую не связана. В отличие, например, от диктора на телевидении”, - рассказывает врач-терапевт одной из столичных поликлиник. А вот наплыв “похмельных” симулянтов, говорят врачи, обычно в понедельник – после выходных.

У врачей-гинекологов очень много проблем возникает с беременными, ведь за плод несет ответственность врач. "Увы, часто плод погибает из-за самих женщин. Бывает, на УЗИ выявляется нарушение кровообращения между матерью и ребенком, даешь направлении на срочное наблюдение в стационаре. "Мать" проигнорирует, ребенок погибает, а она пишет жалобу на врача", - говорит гинеколог одной из женских консультаций.
Подробнее о плановом Узи при беременности здесь 

Если беременная не ходит на прием, а срок поздний, то врачи обязаны наблюдать ее раз в неделю. "Мы ее вызываем, вызываем, а она не идет, мол, нет времени. Тогда мы садимся на маршруточку за свои деньги и едем к ней. А она может и дверь не открыть". Часто на оскорбления от уже состоявшихся заботливых мам жалуются и педиатры.

Можно понять и недовольство пациентов. "В моей поликлинике у врача-терапевта всегда был один и тот же метод лечения – назначать антибиотики. Даже если просто насморк. И она всегда уверяла, что никаких побочных эффектов не будет", - рассказал один из наших пользователей. Как же не злиться на такого врача? – не понимает он. Еще один читатель рассказал, что за несколько минут до окончания приема врач не принял его, а на утверждение, что время для осмотра еще есть, врач так и написала в его карточке: "Пациент вел себя неадекватно". Кто же прав, кто виноват?

Терапевты трудились за двоих

Многие врачи с сожалением признают: у нас государство полностью на защите пациентов, и они это знают – раньше столько жалоб не было. "Если талонов нет и острой боли тоже нет, а нужен обычный профосмотр, то это почти всегда скандал у заведующей. Конечно, пациента в ту же секунду примут, ведь он всегда обоснует, что ему плохо".

Согласно нормам Минздрава, врачам-гинекологам на каждую пациентку отводится 10 минут, хотя, например, зимой за это время женщина даже не успевает раздеться, жалуются врачи. "За 6 часов смены по плану у нас 10 беременных и по талонам еще около 20. В план также включены еще небольшие 2-3 операции, - рассказывает TUT.BY врач-гинеколог. - На практике получается всегда больше: если в поликлинике должно быть 6 врачей, а работают только 3, то они принимают и по 50 человек в смену". У терапевтов нормативы другие: есть разделение на первичный прием – 15 минут, повторный – 9. В данной связи врачи тоже не понимают: а как им все успеть?

По итогам прошлого года коэффициент совместительства всех врачей Беларуси равен 1,39. Врачи-терапевты неоднократно отмечали, что у многих эта цифра переваливает далеко за 2, то есть врач трудится за двоих В БПРЗ подтверждают: проблема неукомплектованности врачами по-прежнему актуальна – в первую очередь это касается врачей районных учреждений и городских поликлиник.

Чаще всего избивают врачей - "Айболитов"

Как рассказали TUT.BY в БПРЗ, работники здравоохранения от пациентов и их родственников страдают ежегодно: кто-то отделается парой оскорблений, кто-то – и ножевыми ранениями. Производственный травматизм у медиков по статистике профсоюза чаще всего – из-за ДТП. Стабильно из года в год более 20% всех случаев - это травмы в результате нападения на медицинских работников.

Случаи нападения на работников здравоохранения не имеют какой-то тенденции – они просто есть всегда. В 2005–м это 13 случаев по стране, в 2006-м – 11, в 2007-м – 12, в 2008-м -21, в 2009 – 12, в 2010-10, в 2011 – 11. Нападения в единичных случаях имеют тяжелый исход, несколько лет назад напали на водителя скорой помощи, после чего он умер. Стоит отметить: в статистику попадают лишь самые тяжелые случаи, по которым ведется расследование. К примеру, недавно санитарка одного из медучреждений получила от пьяного пациента ножевые ранения, правда, экспертиза показала, что уже через 4 дня она может выходить на работу. В статистику "тяжелых" случаев это даже не попало.

Большая же часть "нападок" пациентов и вовсе остается незамеченной. "Медицинские работники, и прежде всего врачи, относятся к той категории специалистов, которые очень редко идут на защиту своей чести и достоинства”, - печально констатирует Вячеслав Граньков.

Наиболее “рискованные” специалисты в здравоохранении – это работники скорой помощи (около 50% всех случаев), приемных отделений и работники участковой службы поликлиник, особенно те, кто ходит по вызовам на дом. “Большая ответственность, а соответственно, и больший риск также у медсестер, которые по назначению врача ходят на дом, например, к онкологическим больным и колют им наркотик (морфий). Все наркотики - на строгом учете, и медсестра должна вернуть на работу ампулы. Медсестры ходят на такие вызовы, как правило, в одиночку”, - рассказывает участковая медсестра поликлиники.

Как сообщил TUT.BY врач скорой помощи из Бобруйска Константин Толстоногов, чаще всего нападают либо пьяные пациенты, либо их родственники, тоже далеко не всегда трезвые. "Недавно был случай: врач приехал на вызов “моему мужу плохо, завезите его в больницу”. Врач, осмотрев пациента, сказал, что он находится в состоянии алкогольного опьянения и госпитализация не требуется. После перепалки пьяная жена несколько раз ударила врача по лицу, - рассказывает Толстоногов. - Оскорблений же словесных вообще не счесть, это уже как норма. Бывает, и на 103 звонят, угрожают: “Сейчас приедем, вас всех порежем”. Аналогичные угрозы бывают и уже по приезде на вызов”.

“У нас много пустых вызовов. Мы, например, не должны заниматься хроническими больными, а часто люди вызывают скорую в тех случаях, когда могли бы справиться сами либо обратиться к другим специалистам: например, порезали палец”. Бывает, идут и на прямой обман: вызывают скорую якобы человеку, а по приезде несут доктору умирающую кошку! Или: выпил, тошнит – скорую… Меж тем скорая помощь, подчеркивают врачи, нужна лишь тогда, когда существует опасность для жизни.

У скорой нет дифференциации, на какой вызов выезжать, а на какой – нет. “Едем везде. И если в сельской местности расстояние подлиннее, а на 30 тысяч населения оказывается 2 машины скорой помощи, то получается, что кому-то еду спасать кошку, а реальный больной может ждать по 1,5 -2 часа”, - рассказывают медработник.

За ложный вызов привлечь у нас почти невозможно. “Даже если в заключении мы напишем, что заявленное состояние человеком не соответствует действительности, то ничего пациенту не будет, - сетует Толстоногов. – Лучше всего в Израиле придумали: при вызове скорой практически всех везут в приемное отделение в больницу и автоматически снимают 350 долларов. Далее врач осматривает пациента, и если он болен, то деньги ему возвращаются. Если вызов ложный, то нет”.

Что важно: если врач видит, что пациенту, пусть и пьяному, нужна медпомощь, он ее окажет, но в заключении, в графе “особые отметки”, напишет, что на момент оказания помощи пациент был в “особом состоянии”: когда есть такая отметка, то на работе оплачивается лишь 50% больничного.

Но, несмотря на то, что скорая медпомощь входит в минимальные социальные стандарты, в должностной инструкции врачей скорой помощи есть даже не право, а обязанность: перед оказанием помощи убедиться в личной безопасности. "Если я прихожу, а там собака во дворе спущенная бегает, я могу развернуться и уйти - независимо от того, в каком состоянии человек", - говорит Толстоногов. Остальным врачам отказывать в помощи нельзя независимо от состояния пациента.

Корень проблемы нападений и оскорблений, считают врачи, - в законодательстве. Точнее – в юридическом статусе врача: если в Кодексе об административных правонарушениях есть статья за за воспрепятствование исполнению служебных обязанностей, то у врачей такого нет. "Мы по закону идем как обычные граждане", - говорит Толстоногов.

От общественных организаций неоднократно поступали предложения депутатам ввести такую статью, однако депутаты суровы: мировая практика, дескать, показывает, что выплата по страховкам, в случае чего, является более эффективным инструментом.

Кстати, с прошлого года в соглашении между Минздравом и БПРЗ появился обязательный пункт: выплата из средств нанимателя в случае смерти сотрудника единовременной материальной помощи в размере 10 годовых заработков погибшего. А работнику, утратившему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве, - единовременной материальной помощи в размере 1-го среднемесячного заработка за каждый процент утраты трудоспособности. Предыдущие годы эти пункты носили рекомендательный характер.

 
 
 

РЕКЛАМА