Что нужно исправить БЖД до чемпионата мира по хоккею - 2014?

13.07.2012 14:00 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Что нужно исправить БЖД до чемпионата мира по хоккею - 2014?

 

Беларусь усиленно готовится к приезду гостей на чемпионат мира по хоккею 2014 года. Причем гостей ожидается немало – так, игры чемпионата этого года в Хельсинки и Стокгольме посетило более 450 тысяч зрителей. Значительная часть зарубежных болельщиков воспользуется железной дорогой, чтобы и в Минск приехать, и региональные достопримечательности посетить. Однако у иностранцев может возникнуть немало вопросов (а у белорусов они возникли уже давно) по поводу обслуживания и качества предоставляемых услуг. Ниже мы собрали самые заметные недоработки БЖД, которые не мешало бы исправить как можно скорее.
 
 
Нехватка информации на сайтах БЖД
 
В целом с сайтом БЖД работать легко и приятно. Но вот что касается предоставления срочной информации – то тут еще и тепловоз не валялся. Почти каждый день отменяются или следуют с измененным расписанием пригородные поезда, иногда серьезные изменения затрагивают пассажирские составы. Почти каждый день на десятках и сотнях станций по всей стране вывешивают объявления, извещающие, что и как поменялось в расписании.
 




Но ни на сайте БЖД, ни на сайте Минского отделения БЖД, ни на сайте Брестского отделения БЖД - вообще нигде эти очень важные изменения не вывешены. Планировать поездки в таких условиях – дело сомнительного удовольствия: приезжаешь с вещами на вокзал и видишь, что твоего поезда сегодня нет, хотя в электронном расписании на сайте БЖД – есть. Повторим: это касается не только пригородных, но и пассажирских поездов. Даже в этой прошлогодней истории нам пришлось сфотографировать бумажки, потому что на сайте сведений не было, а файл с текстом нам предоставить отказались, ссылаясь на то, что эта информация – для служебного пользования (!). А ведь своевременно вывешивать на видное место сайта эти изменения никак не сложнее, чем рассылать по всем станциям файлики с "вновь утвержденным планом".
 
 
Отвратительная работа билетных касс
 
В билетных кассах на вокзале очереди есть всегда. Раньше, пока еще работали кассы напротив ГУМа, можно было без очереди и суеты обилетиться в здании международных касс – мало кто знал, что там продавали билеты и на внутренние поезда. Но теперь их работу перепрофилировали, и у старого здания с самого утра выстраивается очередь – ждет открытия заведения. Мы изучили работу всех касс и сейчас делимся наблюдениями. Итак, кассы в старом здании (ул. Бобруйская, 4). В наличии 16 касс, из них работают 8, время работы – с 8 до 20 часов, у каждой кассы – 4 перерыва общей продолжительностью 1,5 часа. Кассы на вокзале (пл. Привокзальная, 3). Имеется 12 пассажирских касс, из которых одна продает билеты на "региональные линии", одна обслуживает депутатов и ветеранов войны, еще одна – железнодорожников. Итого остается 9 "общечеловеческих" касс. Работают они круглосуточно, в работе каждой кассы предусмотрено 8-9 перерывов общей продолжительностью от 2 часов 45 минут до 3 часов. Наконец, самые новые кассы, открывшиеся в конце мая по улице Кирова, 2, напротив вокзала. Заведение работает круглосуточно, там имеются всего три кассы, из которых днем, с 8 до 20, открыты две. Правда, купить здесь можно только билеты на поезда в дальнее зарубежье, а также выкупить забронированные через интернет (об этом скажем ниже). У дневных касс – 4 перерыва общей продолжительностью полтора часа.
 
 
Режим труда и отдыха нарушать нельзя, однако нельзя и держать пассажиров перед закрытыми на 15-45 минут кассами. Неужто так сложно организовать подмену кассиров? Ведь в одних только вокзальных кассах перерывы в общей сложности составляют более тридцати часов в сутки! И все это время люди продолжают томиться в очереди, которая никуда не движется. Тридцать часов, помноженные на десятки человек, - вот вам и одна из причин бесконечных очередей и толкучки. Впрочем, начальник минского железнодорожного вокзала Владимир Григорович считает, что очереди возникают лишь из-за того, что пассажиры хотят купить билет в день отправления. Конечно, можно отправить пассажиров на другие станции – Минск-Восточный, Озерище, Степянка и прочие Колядичи, - но ведь проблему нужно решать в корне, а не перекидывать на другие станции. "До кучи" позволим себе процитировать нашего читателя ktarochka, которая с целью избежать толкучки отправилась на окраинную станцию:
 
- Начитавшись о том, что в дополнительных пунктах продажи билеты можно купить без проблем, отправилась на ст. Колядичи. Доехала после работы на электричке до Колядичей в 18.57 - оказалось, что у кассы с 19.00 до 19.10 технический перерыв… Пришлось ждать. В 19.10, подойдя к кассе и высказав просьбу о продаже билета, услышала от кассирши, что она уже деньги посчитала, из компьютерной программы вышла, т.к. в 19.27 у нее пересменка… Пришлось ждать. Сменщица пришла не в 19.27, а минут на 5 позже. Еще минут 5 она собиралась с мыслями и перебирала бумажки (принимала смену). В это время за моей спиной собралась очередь из желающих купить билет на приближающуюся электричку - граждане еле-еле сохраняли спокойствие. Приблизительно в 19.40 кассирша, как будто бы впервые занимавшаяся этим (очень долго искала что-то по компьютеру, НЕИМОВЕРНО долго распечатывала билет), все-таки оформила мне проездной документ. Вывод: конечно, времени потрачено не полтора часа, как на ЖД вокзале, но тоже немало, нервов, наверное, столько же. Лучше бы на вокзале купила.
 
 
Очень плохо организованный сервис бронирования билетов
 
Чтобы забронировать билет через интернет, надо выполнить несколько простых операций: собственно, выбрать поезд и станции назначения - здесь вопросов нет. Но вот дальше начинается полная куролесица. Начнем с того, что рассмотрение электронных заявок происходит только с 12 до 18 часов (раньше было с 8 до 20) - в другое время система вас не пустит на нужную страницу. Продолжаем. На странице заказа четко сказано: "Внимание! Оформление проездных документов, забронированных с использованием сети Интернет, осуществляется в любом пункте продажи, оборудованном терминалами АСУ "Экспресс"."Но когда ты приходишь на вокзал забирать заказанные билеты, то мало того что нужно отстоять общую очередь (?!), так еще и с большой долей вероятности выяснится, что стоял-то ты не в ту кассу, потому что забрать забронированные через интернет билеты можно далеко не во всех окошках, наши читатели нам об этом не раз писали. Кстати, с этого месяца срок хранения брони заказа сократился с 2 до 1 суток, и выкупить билет нужно в день бронирования до 22.40. Вопросик: в котором часу для этого нужно прийти на вокзал, чтобы все успеть? Почему в авиации, где все устроено намного сложнее, можно распечатать электронный билет и идти с ним на регистрацию, а БЖД не может если не выделить отдельную кассу для выкупа брони, так хотя бы поставить терминал, который бы сам это делал?

И это еще не вся дискриминация. Если вы закажете билет с доставкой на дом (это стоит 23 000 рублей), то на странице заказа вам нужно будет непременно указать городской (!) номер телефона. "Железка", похоже, в век тотальной мобилизации экономит на связи. Хорошо, хоть, не сбрасывает SMS "Перезвони мне". Наконец, курьер может прийти только с 10 до 16 часов и только в будние дни.
 
И чтобы уж совсем стало понятно, какие передовые технологии используются при заказе билетов через интернет, приведем такую цитату со страницы системы продажи проездных документов: "При навигации по страницам нашего сайта пользуйтесь только кнопками, расположенными в окне системы продажи. Использование кнопок WEB-браузера запрещено".
 
Впрочем, что касается электронных билетов, то у нас еще есть надежда. В апреле начальник БЖД Анатолий Сивак говорил: "Предполагается внедрение во втором полугодии 2012 года электронной регистрации пассажиров на поезда с оплатой проездных документов через интернет по банковским пластиковым карточкам. После оплаты билета через интернет пассажиру, воспользовавшемуся услугой электронной регистрации, при посадке в поезд будет достаточно предъявить документ, удостоверяющий личность". Ждем-с.
 
 
Плохая реализация безналичной оплаты
 
Еще несколько месяцев назад оплатить билет на сайте можно было с помощью карточки очень небольшого числа банков. В апреле список банков расширился, и теперь услуга доступна держателем карточек почти двух десятков банков, работающих через систему интернет-банкинга. Достижение, конечно, немалое, но неужто БЖД полагает, что иностранцы станут заводить карточку белорусских банков, чтобы купить билет через интернет? Неужели за оставшиеся два года так и не сумеет "прикрутить" оплату через популярные во всем мире платежные системы по карточке любого в мире банка? Небольшие интернет-магазины с двумя-тремя сотрудниками и то предлагают с полдюжины вариантов безналичной оплаты, а огромной компании (в одном только Минском отделении работает более 19 тысяч человек) такие простые вещи не под силу.
 
Кстати, совсем недавно и как-то тихо отменили однопроцентную скидку при покупке внутриреспубликанских билетов по банковской карточке. Видать, решили, что эта услуга в дополнительной популяризации больше не нуждается – мол, "охвачено столько-то процентов пассажиров", и ладно. С помощью карточки можно купить билет на пассажирские поезда в любой кассе. А вот что касается пригородных поездов, то это можно сделать почему-то не во всех окошках.
 
 
Не доведенный до ума "новый формат пассажирских перевозок"
 
Новый формат пассажирских перевозок работает уже год и за это время зарекомендовал себя как с положительной, так и с отрицательной стороны. Комфорт и скорость – это, безусловно, нравится всем. Но вопросов все же остается немало. По вокзалу развешаны плакаты, объясняющие сущность этого самого "нового формата". Логотипами с цветами обозначены разные типы линий – городские, региональные, межрегиональные, которые между собой еще подразделяются на классы. Сейчас у нас запущены так называемые городские линии, а также региональные линии бизнес-класса и эконом-класса. Межрегиональные, международные и коммерческие линии нового формата пока никак не представлены и не брендированы. Получат ли развитие все эти планы?
 
 
Про сущность "городских электричек" мы уже подробно рассказывали. Европейцы, давно привыкшие к своим по-настоящему городским линиям типа S-Bahn, не смогут понять, что же городского в наших обычных пригородных "штадлерах". Даже сосед киевлянин – и тот засмеется, когда узнает, что у наших "городских электричек" всего три остановки в городе и никакого сквозного (раз уж нельзя организовать кольцевое) движения. С 11 июля этого года повысились тарифы на пассажирские ж/д перевозки (хотя всего за месяц до этого утверждалось, что тарифы повышать не будут). Так вот, в новом ценнике есть "тарифы на перевозки пассажиров пригородными электропоездами, сформированными из вагонов улучшенных характеристик" (как раз сюда относятся и "городские электрички"), среди которых мы видим новые направления: Минск – Городище – Смолевичи и Минск – Фаниполь - Койданово. Но сквозных, по-настоящему городских маршрутов нету.
 
Во всем мире стремятся городские электрички интегрировать в остальной городской транспорт и, более того, сделать их равными по стоимости билета (а кое-где вводят и единый или комбинированный билет). У нас же проезд на "штадлере" в пределах города стоит вдвое дороже городского автобуса и втрое дороже обычной электрички. Но более того: по непонятным никому из пассажиров причинам билет на "городскую электричку" недействителен в обычной. О таких невыполненных обещаниях, как автоматы по продаже билетов на каждой станции, можно и не упоминать.
 
Что касается региональных линий, то тут почти сплошные плюсы: едут далеко, быстро и с комфортом. Правда, если в случае с "городскими электричками" цена билета неоправданно завышена, то здесь, наоборот, цена занижена и совпадает с ценой общего вагона (13 тысяч рублей за 200 км до Орши). Так одно дело – когда в обычный плацкартный вагон на 54 места набивают 81 человека, и другое – когда у тебя отдельное мягкое кресло. По причине этакой дешивизны и скорости движения на этот поезд билетов почти не достать, покупать надо сильно заблаговременно. Получается какой-то, как у нас любят говорить, "илитный" вид транспорта.
 
Очевидно, нужно перестраивать организацию как городских, так и пригородных линий. Некоторые пассажиры говорят, что лучше и вовсе убрать так называемые городские электрички и пустить их по региональным линиям, тем более что в декабре должна быть завершена электрификация участка Осиповичи – Жлобин.
 
 
Некоторые услуги не соответствуют современным стандартам
 
Европейцы намного чаще, чем белорусы, используют велосипеды для поездок по городу и на селе - инфраструктура и ПДД у них под это лучше "заточены". Можно полагать, что и у нас они захотят покататься на "велах" и выехать с ними за город – в том числе и на поездах. И вот тут могут возникнуть споры с проводницами. Как мы понимаем, поезда "городских линий" относятся к пригородным поездам, а региональных линий – к пассажирским, это и из расписания следует. Так вот, в пунктах 68 и 78 "Правил перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в Республике Беларусь" сказано: "В счет установленной нормы провоза ручной клади пассажир имеет право провозить бесплатно один велосипед в разобранном и упакованном виде… […] Указанная ручная кладь должна размещаться на местах, отведенных для перевозки ручной клади. […] Провоз за плату велосипедов в пригородных поездах в неразобранном виде разрешается не более одного в тамбуре вагона…" Это значит, что если вы свой велосипед разберете (снимете переднее колесо) и завернете в рогожу, то тогда это будет ручная кладь, и ее провоз бесплатен. Если же хотите перевозить в неразобранном виде – добро пожаловать в тамбур электрички или дизель-поезда. Но тогда сразу вопрос: сколько велолюбителей смогут одновременно разместиться в тамбуре? Ну да ладно, вагонов в обычной "Эрке" (электричка ЭР9) аж 10 штук - можно на добрый отряд места найти. Но что касается "городской электрички" – так ведь в них нет тамбура как такового! Зато есть специальные места для велосипедов, ввиду этого противоречия велосипедистов не заставляют разбирать свои машины. В пассажирских поездах перевозить вещи в тамбуре не разрешается, так что выход один: разобрать велосипед, завернуть в тряпку и поместить на места для ручной клади. Но вот что поделать, если в составах региональных линий, которые относятся к пассажирским поездам, тоже "выделена просторная многофункциональная зона для пассажиров в инвалидных креслах, с детскими колясками - Как выбрать детскую коляску, велосипедами и громоздким багажом"? А ничего не поделать: пассажиров с "велами" все равно заставляют разбирать и зачехлять их. Хотели как лучше, а получилось, как сами знаете что.
 
Как известно, в наших поездах туалетами нельзя пользоваться на станциях и в границах санитарных зон: мол, нечего в городской черте воздух отравлять. Это тема для отдельной статьи, и мы ею обязательно займемся. Ладно, возьмем для примера поезд № 612 Барановичи – Витебск. Прицепной вагон до Полоцка отправляется из Минска в 23.53 и прибывает в Полоцк в 08.30, стало быть, в пути 8 часов 37 минут. Так вот, "благодаря" санитарным зонам и длительной переприцепке вагонов в Витебске туалет ОТКРЫТ в общей сложности 3 часа 03 минуты, а ЗАКРЫТ – 5 часов 34 минуты! Не стоит бояться, что иностранцы придут в ужас от вида наших туалетов - у них у самих точно такие же были не так давно (а много где и остались до сих пор). Но вот того, что уборная закрыта почти вдвое дольше, чем открыта, - этого утонченной зарубежной душе не понять. Да, кое-где у нас уже появились биотуалеты в вагонах, которыми можно пользоваться на всем протяжении пути. Но таких еще очень и очень мало.
 
 
И в заключение. Все вышеперечисленные и многие другие недостатки "железки" следует исправлять не только ради иностранных хоккейных болельщиков - это нужно делать и ради наших же обычных соотечественников. Хотя бы для того, чтобы, как говорил классик, "людзьмi звацца".
 

 
 
 

РЕКЛАМА