Белорус поднимет со дна Ладоги корабль Колчака

28.07.2012 07:52 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Белорус поднимет со дна Ладоги корабль Колчака

  • Анна ТОЛКАЧ, Рэспубліка

           

 

Белорусский водолаз Игорь Матюк готовит к подъему со дна Ладоги обломки корабля "Сибирский стрелок", на котором воевал адмирал Колчак.


 
Игорь Матюк живет на Ладоге с осени прошлого года. Нашего соотечественника пригласили российские коллеги, чтобы использовать его опыт в подъеме уникальной техники со дна гигантского озера. И не зря. Искатели сделали сенсационную находку: на дне Ладоги обнаружили нос знаменитого миноносца "Сибирский стрелок", на котором воевал адмирал Колчак! Сведения о месте его гибели сохранились в музее "Дорога жизни", но еще в самом начале поисков они не подтвердились. Видимо, обломки корабля уволокло течением и штормами. Тем не менее поиски не остановились и в конце концов увенчались успехом. Теперь легенду флота готовят к подъему. А Игорь Матюк держит нас в курсе событий.
 
Штурвал. Якорь. Колокол

— Нашел корабль русский исследователь Юрий Кудрявцев, волею судьбы он живет по соседству с нашей базой на Ладоге. После того как место, где затонул нос корабля, определили, работы прекратились, потому что большая часть находки оказалась завалена метровым слоем песка. И вот тут пригодился наш опыт. Наш — это не только мой, но и сотрудников российского Национального аварийно-спасательного агентства, куда меня пригласили на должность вице-управляющего. Теперь уже неделю мы готовим к подъему наиболее ценные фрагменты корабля и останки людей, — рассказал в эксклюзивном интервью "Р" Игорь Матюк. — Главными находками на затонувшем корабле принято считать штурвал, якорь и колокол. Вблизи этого места мы нашли штурвал, но оказалось, что он от другого корабля и, скорее всего, его притащило огромными ледяными торосами по весне. После окончания зимы при северных ветрах, когда лед напирает своей массой на берег, он вылизывает дно, как бульдозер, и перемещает даже огромные валуны. Нашли и два якоря, но они вспомогательные. Так что поиски еще в самом разгаре.
 
Все найденные вещи, детали корабля, которые представляют историческую ценность, поисковики передадут в музей "Дорога жизни" в поселке Осиновец, что в Ленинградской
области.

Мойка Колчака

С первыми же погружениями стало понятно, что это именно "Сибирский стрелок". Нашлись иллюминаторы с бронезадвижкой — они имели полукруглую форму в основании, а чуть позже из воды достали хорошо сохранившиеся части бронзовой паровой лебедки для подъема якорей — такой механизм был именно на этом корабле. Дно вокруг корпуса усеяно противогазами, носовая 20-метровая часть покрыта плотным слоем ржавчины.
 
— Зато отлично сохранилась латунная мойка для офицеров в форме трубы. Под ее краном, возможно, умывался сам Колчак, — предполагает Игорь Матюк.
Белорус живет с коллегами из России прямо на берегу, на лодочной базе, так сказать, рядом с эпицентром событий, неподалеку от знаменитой "Дороги жизни". Информацию о судне Игорь Матюк черпал из воспоминаний очевидцев и сведений историков. А из научного журнала "Общество. Среда. Развитие" он узнал, например, что корабль строился на добровольные пожертвования.
 
— Вскоре после начала Русско-японской войны по указу императора Николая II создается Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования. За два года на собранные народные деньги построили более двух десятков военных кораблей? это были настоящие корабли россии. Моряки называли их "добровольцами". Среди них был и "Сибирский стрелок", — вводит в курс дела водолаз.
 
С началом Первой мировой войны "Сибирский стрелок" использовался для постановки минных заграждений на Балтике. Благодаря умелым действиям капитана 1-го ранга Александра Колчака, командующего полудивизионом, в который входил "Сибирский стрелок", потери германского флота на Балтике, по оценкам историков, превышали наши потери в боевых кораблях. За эти успехи Колчака произвели в чин контр-адмирала, и он стал самым молодым адмиралом России. Тогда "Сибирский стрелок" прославился боевыми подвигами при несении дозоров, отражении налетов немецких миноносцев, а также в Моонзундском сражении. В 1925 году с корабля сняли пушки, и он стал экспериментальным судном по испытанию новых образцов минно-торпедного оружия, получив название "Конструктор"...
 
— Теперь в России очень модно (некрасивое слово применительно к истории, но факт) заниматься героями царской эпохи, такими как Колчак. Он был удивительно тонким человеком, меня особенно поразили его письма. При его суровой должности он оставался романтиком, — рассуждает Игорь Матюк.
 
"На дне нашли покой почти 200 человек"

Сегодня поиски привязаны к погоде. На Ладоге дождь льет уже неделю.
 
— Вчера вернулись на берег в три часа ночи, сегодня штормит, работа остановилась. Вообще, нынче на Ладоге не характерная для июля погода. Днем температура не превышает + 14, ночью падает до + 10. К тому же обычно в июле — затишье. А тут смотришь — штиль, но шторм налетает в течение 20 минут, причем волны огромные — 6—8 метров. Поэтому сидим с утра на берегу, ждем погоды. Чуть затишье — бегом в воду. Когда находим важную деталь корабля, тут же тащим ее на берег, тщательно чистим песком. Сезон штормов начинается в сентябре, поэтому стараемся закончить все работы до его начала, — объясняет Игорь Матюк. — При погружении испытываешь смешанное чувство. Любуюсь красотой и величием судна. Особое впечатление производят огромные иллюминаторы потрясающей красоты. В то же время нырять в этом месте жутковато: на дне много останков людей, вместе с кораблем нашли свой покой здесь почти 200 человек.
 
В начале Великой Отечественной войны на "Конструкторе" установили артиллерийское вооружение, а 5 августа 1941 года подняли военно-морской флаг. Сторожевой корабль "Конструктор" вновь начал боевую жизнь. Он часто досаждал немцам, прикрывая огнем своих стомиллиметровок действия наших обороняющихся войск. По курсировавшим на флотилии слухам, сам командующий немецкой группировкой "Север" генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб приказал провести специальную охоту за надоедливым кораблем и немедленно его утопить, пообещав сразу два креста тому, кто уничтожит "Черный крейсер" — так называли немцы "Конструктор" (корабль ходил на угле, оставляя за собой хорошо заметный издали след черного дыма).
 
— В ноябре 1941-го "Конструктор" возглавил конвои по доставке продовольствия в Осиновец, а обратно вывозил ленинградцев — семьи работников, эвакуировавшихся в тыл оборонных заводов.
 
4 ноября с наступлением темноты, около 19 часов, имея на борту 256 пассажиров, "Конструктор" снялся с якоря и взял курс на Новую Ладогу. По пути его атаковали три фашистских самолета. Одна бомба попала в носовую часть корабля, — рассказывает Игорь Матюк.

Корабль сильно накренился носовой частью. Вокруг него плавали вещи, выброшенные взрывной волной... Плакали дети, стонали раненые и контуженые. По сигналу аварийной сирены на место трагедии прибыла канонерская лодка, которая приняла 106 пассажиров и часть членов команды. Жертвами катастрофы стали 150 пассажиров и 32 члена экипажа… И сейчас остается под водой нагромождение из металлических конструкций.

Корабли на воду возвращали дети

Удивительно, но после трагических событий 4 ноября 1941 года история корабля не закончилась! Почти полностью уничтоженный эсминец восстановили на Ижорском заводе (г. Колпино Ленинградской области). В том же журнале "Общество. Среда. Развитие" Игорь Матюк нашел статью о том, как восстанавливали корабль после взрыва. Автор материала Галина Цветкова рассказывает, что ее отец Петр Михайлович Яковлев, ветеран "Дороги жизни", принимал участие в ремонте корабля "Конструктор". С августа 1941 года до полного освобождения Ленинграда он возвращал на воду корабли Ладожской флотилии. Работать приходилось с подростками, почти детьми. Один из них, Николай Петрович Кондратьев, рассказывал, что ему в то время было 14 лет, а девочкам-сварщицам — по 13! С осени 1942 года "Конструктор" опять вступил в строй, но уже не в качестве сторожевого корабля, а канонерской лодки (из-за снижения его ходовых качеств), и участвовал во всех боевых операциях Ладожской флотилии.
 
В июне 1944 года "Конструктор" участвовал в операции по высадке Тулоксинского десанта, которая внесла достойный вклад в дело освобождения территории вокруг Ладожского озера и Карелии. Командный пункт командира высадки десанта капитана 1-го ранга Н.И. Мещерского находился на этом корабле.

День Победы, 9 мая 1945-го, личный состав корабля встретил в Ленинграде, а затем "Конструктор" перевели на Балтику в состав опытных кораблей. С 1946-го по 1956 год он дислоцируется на Балтике и Ладоге, выполняет плановые задания по испытанию новых образцов минно-торпедного вооружения для новых кораблей флота.

— В 1956 году, после 50-летнего служения флоту, корабль был списан и разрезан на металлолом. Но вопрос, где затонула 20-метровая носовая часть, ставшая подводной могилой десятков пассажиров и части команды, оставался загадкой многие годы, — объясняет Игорь Матюк.

Возможно, со дня на день этот вопрос будет окончательно решен. Нос знаменитого миноносца поднимут публично, в присутствии многочисленных журналистов, поставив наконец в судьбе корабля героического адмирала точку.
 
На снимках: Игорь МАТЮК с находками со дня Ладоги — якорем и штурвалом; "Сибирский стрелок", 1909 год, и адмирал Колчак.
Фото: личный архив Игоря Матюка

 
 
 

РЕКЛАМА