Театральный педагог Евгений Радомысленский:. 21.by

Театральный педагог Евгений Радомысленский:

05.04.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

"С Гурченко у меня не было проблем, а вот с Татьяной Васильевой случались"


Евгений Вениаминович Радомысленский - заслуженный деятель искусств, актер, режиссер, но в первую очередь - педагог. Много лет он преподавал в Школе-студии МХАТ, обучал актерской профессии многих звезд кино. Сергей Гармаш, Гоша Куценко и Александр Балуев, Елена Проклова и Татьяна Васильева - все они прошли через талантливые руки Мастера. Правда, кое-кому из нынешних знаменитостей пришлось и настрадаться от его принципиальности - ставил низкие отметки, бывало...


- Гоша Куценко рассказывал в интервью, что был ужасным двоечником и как выбился в люди, сам не понимает. Так и есть?


- Не помню, чтобы он совсем уж плохо учился. Думаю, эту историю - якобы двоечник - сам придумал, может быть, кокетничал. Такая "фишка" (улыбается). Так же везде рассказывает, будто бы страшно картавил, - я такого тоже не припомню. Нормально говорил! Был ли таким же лысым? Нет, волосики были. Шевелюры не припомню, но и не голый череп.


Я не думал, что Гоша (я-то звал его Юра, по паспорту он - Юрий Куценко) станет настолько знаменитым. Нет, он был симпатичный парень, но то, что его ждет такая популярность, не мог предвидеть. Такой стремительный взлет - фильм "Антикиллер", потом как ведущий шоу "выстрелил", много играет. Выпускаясь из Школы-студии, помню, Юра играл Тристана в спектакле "Собака на сене" - замечательно! Не менее ярко играл и его друг Слава Разбегаев, который сейчас постепенно становится популярным артистом. Но была с ними еще девочка, играла главную женскую роль, фамилия студентки - Гольтяпина. Не менее талантливая, но где она сейчас? Такое тоже бывает: студент мало надежд подает - а становится известным. Или наоборот: во время учебы человек подавал большие надежды, а актерская судьба не сложилась. Как говорил один художник: "Мало иметь талант художника, надо иметь еще талант развить в себе этот дар". Но многое зависит и от случая, от фортуны.


- А что можете сказать о Сергее Гармаше, как он учился?


- У них был по-настоящему звездный, сильный курс: Игорь Верник, Сергей Гармаш, Алексей Никульников - на экраны как раз вышел фильм "Цыган", где он сыграл сына Будулая и уже был звездой. С ними же учились Анатолий Котенев, Владимир Большов, Михаил Богдасаров... Александр Балуев тоже из этого выпуска. Я очень высоко ценю Сашу. Но считаю, в профессии он пока не сделал того, что мог бы. Да, много снимается, популярен, достойно играет. Но кинематограф эксплуатирует его в ролях военных: полковников, маршалов. Саша подходит по фактуре, внутренней убедительности. Однако диапазон ролей мог бы быть гораздо больше. У меня он выпускался с "Утиной охотой", играл Зилова - гениальная пьеса, большая работа. Жаль, что Саша не работает в театре, там мог бы раскрыться в полной мере.


...Сергей Гармаш пришел, отучившись уже в театральном училище, он был постарше. Сразу завоевал авторитет, стал верховодить, с ним считались.


- Алексей Никульников рассказывал в интервью, как они - Гармаш, он и Котенев, будучи студентами, напивались и могли на самолете улететь, к примеру, в Ставропольский край, на родину Котенева. За две тысячи километров - просто "к маме на ужин".


- Ну что тут скажешь? Если в молодости не гулять, не пить, жить без приключений - неинтересно же! (Улыбается.)


- Лишь бы, как говорится, учебе не мешало! Не мешало же?


- Честно? Мне помешало, например, когда Гармаш накануне спектакля сломал ногу. Мы ставили мюзикл, у него главная роль. И вдруг - сломанная нога. Ясно, что не просто "упал, очнулся - гипс", видимо, более глубокие причины. Спектакль не состоялся, к сожалению.


- Татьяна Васильева училась не с Сергеем Гармашом и компанией, на другом курсе, но тоже ваша ученица. Она не раз рассказывала, что педагоги в Школе-студии ее не ценили, не давали роли.


- Как недооценивали?! Она в двух моих спектаклях играла - ярко, достаточно интересно. Марселину в "Фигаро" - после спектакля было очень много рецензий. Потом в "Мизантропе" - полно снимков во всех газетах, а фотографии Ицыкович (это девичья фамилия актрисы до брака с Анатолием Васильевым. - Авт.) напечатала газета "Правда". Попасть в "Правду" в те годы для молодого артиста - это было нечто! И почему Татьяна говорит о якобы недооцененности, для меня загадка. Видимо, это свойство ее характера, он у нее непростой.


Помню, была история - собирались ставить пьесу "Смерть Бесси Смит". Распределяют роли: Ицыкович играет медсестру. Таня, услышав, начинает лить крупные слезы: как это так, спектакль "Смерть Бесси Смит" - а ей не дали главную роль Бесси Смит?! Даже не удосужилась узнать, что в этой пьесе медсестра - единственная женская роль, а Бесси Смит вообще ни разу не появляется, о ней только говорят. В общем, Татьяна своеобразная! Но я не хочу это анализировать.


- А Елена Проклова?


- Она пришла уже звездой - снялась в нескольких фильмах ("Звонят, откройте дверь", "Снежная королева"...), была популярной. Конечно, профессиональный опыт наложил отпечаток на ее поведение. Нет, она была не капризная, а вот более уверенная в себе - да. Леночка хорошо училась. Я с ней делал большую работу, в спектакле "Снегурочка" у нее главная роль. И Света Крючкова в этом спектакле играла, тоже хорошая актриса. Был еще спектакль, где Света играла такую мегеру, хозяйку притона - отлично получалось. Она уже была зрелая, по-женски рано созрела. И Лена, и Света очень талантливые.


- Вообще с женщинами-актрисами сложнее, чем с мужчинами? Ведь слабый пол более капризен.


- Это зависит от человека. Вообще актер так устроен: крайне ревнивый, амбициозный. Я преподаю с 1957 года, очень много артистов перед глазами прошло. Не только в Школе-студии МХАТ, но и на телевидении, и за границей работал. Все было: и рыдания, и хамство, и любовь, и ненависть, и халтура, и пьянство. И обиды. Успокаивать приходилось и мужчин, и женщин. И сейчас приходится. Педагог - он как психотерапевт, тем более что актеры - люди с повышенной эмоциональностью. И женщины-актрисы все совершенно разные. Но проблемы были больше в театре, чем в Школе-студии, вот в театре приходилось снимать актрис с ролей.


- Говорили, будто крайне сложный характер у Людмилы Гурченко, а вы с ней работали.


- Вот с ней как раз не было проблем. С Татьяной Георгиевной Конюховой были сложности, ее приходилось снимать с роли. Да, капризничала, звездила, что-то в этом роде. Но это долгий отдельный разговор, в интервью не расскажешь. А вот с другой Татьяной - Шмыгой - мы дружили, я очень ее любил. Она снялась в моем фильме "Эксперимент" в главной роли, было также много совместных спектаклей. Талантливый, выдающийся, удивительно порядочный человек, я вспоминаю ее с большой любовью и грустью. Уникальное явление в музыкальном театре - по обаянию, таланту. Единственная, по-моему, из наших артистов, чье имя внесено в каталог выдающихся музыкальных актеров мира.


Людмила Гурченко - тоже прекрасная музыкальная актриса. Одно время она работала в театре "Современник". Знаю, что композитор писал ноты и говорит: "Вот здесь - партии Валентина Никулина (тоже исключительной музыкальности был актер!) и Гурченко. Импровизации!" То есть целиком доверял исполнить так, как хотят сами актеры, - это дорогого стоит.


- Евгений Вениаминович, вы и сейчас преподаете - в Институте современного искусства. Ваше мнение: нынешняя театральная молодежь отличается от той, что училась 30-40 лет назад?


- Принципиально - нет, в каждом поколении есть талантливые, есть романтики, есть не очень ответственные, которым нужно побольше работать над собой (улыбается). Но вот то, что молодежь стала меньше читать - факт, все теперь увлечены интернетом. Приходится бороться, заставлять.


Виктория Катаева.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"С Гурченко у меня не было проблем, а вот с Татьяной Васильевой случались"
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика