В костюме Адама и Евы . 21.by

В костюме Адама и Евы

20.11.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В костюме Адама и Евы можно остаться, если потерять рабочие руки

Немецкие режиссеры предположили, как будет выглядеть мир, если исчезнут рабочие и ремесленники. Кадр за кадром мы видим, как материальная цивилизация приходит в упадок: рушатся здания, ломаются и исчезают бытовые предметы, по ниткам рассыпается одежда… В конечном итоге остается пустыня, населенная обнаженными, небритыми и лохматыми людьми, еще недавно жителями большого города.

Это не сценарий модного фильма-катастрофы, а сюжетная канва небольшого ролика, как говорят в Беларуси, социальной рекламы. В том числе и изобразительными средствами немецкая Ремесленная палата земли Франкфурт-на-Одере старается повысить имидж рабочих профессий. Ибо кадровый дефицит волной захлестнул практически все европейские страны. Правда, педантичные и прагматичные немцы борются с нехваткой рабочих не только с помощью пропаганды. Идеей максимального восполнения национального кадрового потенциала пронизана деятельность и общественных организаций, и государственных институтов, и предприятий. От крупных до самых мелких, со штатом сотрудников в несколько человек. В Беларуси пока не появилось реальной концептуальной платформы для слаженного взаимодействия системы образования, общественных бизнес-организаций и работодателей. Эта проблема и обсуждалась на очередном заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте.

Умные головы и золотые руки ценились во все времена. А нынче найти грамотного специалиста чуть ли не сложнее, чем откопать золотой самородок на прииске. Если реально прикинуть, то не хватает буквально всех. Особенно на производстве. Рабочих по всему спектру специальностей, мастеров, управленцев… По крайней мере, тех, которые способны решать поставленные задачи. Ситуация выглядит парадоксальной, так как нехватку специалистов достаточно проблематично объяснить. «Высасывание» кадров Россией, а по некоторым специальностям и дальним зарубежьем, конечно, присутствует. Но миграция ли всему виной? Помнится, еще в начале 90-х официальная статистика вместе с Министерством экономики утверждала: 0,9—1 млн. белорусов не имеют никакого официального дохода. Кардинально эти цифры не изменились и сегодня. Почему же дефицит стал чуть ли не краеугольным камнем развития экономики?

Тем более что модернизация и реструктуризация на предприятиях-гигантах освобождает серьезный человеческий ресурс. По словам председателя совета Петра Прокоповича, «списочный состав» на «якорных» производствах только за год уменьшился на 2 %. Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин уверен, что государство высвободит около 170—200 тысяч человек. Но добавляет: в основном расстаются с женщинами в возрасте около 50 лет. По его оценкам, в ближайшие годы стране так или иначе не будет хватать 1 млн. рабочих. Впрочем, это дело несколько отдаленной перспективы. Почему же дефицит людей душит компании уже сейчас?

Выскажу такое мнение: людей в стране хватает, а кадров — нет. Не просто дипломированных специалистов, а людей, умения и навыки которых совпадают с указанной в дипломах и аттестатах специализацией. Председатель Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» Анатолий Харлап заметил, что аналогичная «проблема характерна для всех соседних стран, но Беларусь находится чуть-чуть в лучшем положении». Потому что не развалили систему образования, которая в советские времена была далеко не самой худшей в мире. «Как было 220 ПТУ, столько же и осталось», — похвастался стойкостью своего ведомства первый заместитель министра образования Александр Жук. Но, при всем уважении к былому величию советских рабочих и преподавателей, с тех времен прошло уже без малого четверть века. Не превратилось ли уважение к традициям в косность и архаичность?

В не столь категоричной форме, но косвенно на системное несовершенство подготовки кадров намекали почти все участники заседания Совета по развитию предпринимательства. «Специалисты, которых «выпускают», не всегда соответствуют потребностям», — деликатно оценил проблему заместитель председателя совета, генеральный директор СООО «Хенкель Баутехник» Сергей Новицкий. Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов причину пробелов видит в том числе и в «самодостаточности Министерства образования: оно само разрабатывает учебные программы, учит, оценивает и контролирует этот процесс». Взаимодействие между системой образования и работодателями представитель деловой общественности образно назвал «наинижайшим».

Александр Жук в некоторой степени с критикой согласился. Но парировал: реальный сектор не научился еще анализировать и прогнозировать свои потребности в кадрах. По этой проблеме существует постановление Совмина, но в реальности оно не работает. Представитель Министерства образования привел пример. Сейчас все жалуются на нехватку IT-специалистов. В Парке высоких технологий утверждают: для развития отрасли необходимо около 10 тысяч человек. Но планируют всего 2—3 тысячи, а реально забирают только 200—300 профильных выпускников ежегодно. Правда, Александр Жук признал: резиденты ПВТ принимают деятельное участие в образовательном процессе, создали 25 научно-производственных лабораторий совместно с университетами. Тем не менее специалист уверен: бизнес уже сегодня должен озаботиться кадровой проблемой. Ибо избытка рабочей силы в ближайшие десятилетия не предвидится. «В перспективе количество выпускников средних школ будет только уменьшаться. И ситуация с дефицитом специалистов по некоторым специальностям не улучшится», — отметил Александр Жук.

Представители бизнеса согласились: прогнозирование потребности в кадрах оставляет желать лучшего. Но технологии в этой области, которые сегодня применяют органы госуправления, давно устарели. Некоторые представители деловых кругов согласны: реальный сектор обязан не стоять в сторонке, а активно участвовать и помогать отечественной системе образования: и финансами, и накопленными компетенциями. Так, Сергей Новицкий поделился опытом своей компании, которая производит современные строительные материалы, требующие от рабочих соответствующих знаний и умений. СООО «Хенкель Баутехник» профинансировало создание 5 специализированных классов на базе ПТУ. В этот проект компания вложила уже более Br 2,5 млрд. Обучение и переподготовку прошло более 3 тыс. человек.

Словом, угол понимания проблемы развития кадрового потенциала схож и у Министерства образования, и у предпринимателей. Но проблема подготовки и переподготовки специалистов слишком емкая и многогранная, чтобы ее мгновенно решить. Назревает необходимость создания комплексной государственной программы. Тем более что Россия сегодня заинтересована в привлечении белорусских специалистов и будет их активно переманивать и впредь, усиливая тем самым давление на наш рынок квалифицированного труда. 

-------------------------------------------

Кстати

Квалифицированных работников нынче не хватает буквально во всех государствах. Особенно душит дефицит опытных рабочих. Их не хватает в развитых Германии и Франции, тяжело найти в более-менее благополучных восточноевропейских государствах — Чехии, Венгрии, Польше, днем с огнем уже не найдешь в Прибалтике… И проблему недостатка образованных людей не удается закрыть за счет потоков миграции.

Поэтому в развитых странах фактически действуют национальные стратегии сохранения кадрового потенциала и его улучшения. Причем для решения общей задачи удалось объединить усилия и бизнеса, и различных ведомств. Например, в Германии существует дуальная система образования: договор заключается между абитуриентом, учебным заведением и предприятием. Добрую половину времени студенты проводят на производстве, а теоретические знания получают в профессиональных школах.

Процессы подготовки кадров во многом взял на себя бизнес. В каждом регионе существуют ремесленные ассоциации, в которые в зависимости от профиля входят буквально все предприятия. Даже самые крохотные, где трудится несколько человек. Членство в профессиональном объединении — одно из основных условий при регистрации компании. Взносы зависят от прибыли. Например, на земле Франкфурт-на-Одере существует 55 ремесленных ассоциаций, в них входит 12 тысяч фирм. Общественные объединения занимаются консультированием, разработкой программ для развития конкретных отраслей, пиаром определенных специальностей среди молодежи и вообще рабочих профессий…

К тому же действует правило: открыть собственное предприятие могут люди, получившие квалификацию мастера. Причем их обучают не только техническим нюансам выбранной профессии, но и управленческим дисциплинам, педагогике. Член Совета по развитию предпринимательства при Президенте Беларуси, директор ООО «Хорда-гидравлика» Евгений Борисов уверен: нашей стране необходимо внимательно изучать опыт подготовки технического менеджмента на ведущих зарубежных предприятиях. По словам предпринимателя, укомплектовать штат грамотными инженерами, конструкторами, механиками возможно в белорусских реалиях. А вот с мастерами, начальниками участков и другими руководителями-производственниками просто беда. Они на рынке труда фактически отсутствуют. Да, целенаправленно наши вузы их не готовят. Есть хорошие профильные специалисты, но они плохо умеют работать с людьми, организаторские способности у них слабо развиты. По мнению Евгения Борисова, отечественной системе образования необходимо срочно перенимать западный опыт. Ибо без технических управленцев тяжело создавать конкурентоспобные производства.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Найти грамотного специалиста сегодня бывает сложной задачей
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика