В европейских городах люди, которые едут на работу на велосипеде, давно уже воспринимаются нормально. Что же мешает белорусам использовать этот вид транспорта для ежедневных поездок на работу и почему за границей велосипед считается полноценным транспортам, а у нас к нему все еще относятся или как к спорту, или как к атрибуту сельской жизни?
Минское велосипедное общество и Центр экологических решений запустили конкурс среди велодружественных компаний. Организаторы уверены, что в Минске двухколесный транспорт может стать отличной заменой более привычному общественному или частным автомобилям.
Как отметил председатель общественной организации «Минское велосипедное общество» Евгений Хоружий, пока в Беларуси велобум по большей части наблюдается лишь в среде любителей активного отдыха.
«За час по дорожке около Свислочи проезжает около четырехсот велосипедистов, а по проспекту Независимости — сто пятьдесят», — отметил эксперт.
По его убеждению, в городе для передвижения на расстояния до пяти километров велосипед — самый быстрый транспорт, по времени себя оправдывает и поездка на десять километров. Большие расстояния — это уже на любителя.
Для начинающих Евгений Хоружий посоветовал в первую очередь определиться с целью поездок и количеством денег, которые можно потратить на велосипед.
«Первый велосипед вам точно чем-то не подойдет, так что надо быть к этому готовым и знать, на что обратить внимание при следующей покупке. А потом уже выбирайте по цвету», — посоветовал эксперт.
В Минске, кстати, принята концепция развития велодвижения. Вот так должна выглядеть белорусская столица к 2015 году. Все эти цветные линии означают, что передвижение для велосипедистов должно быть не просто возможно, но еще комфортно и безопасно.
Работа предстоит большая, так как пока, отметил Евгений Хоружий, для велосипедистов белорусская столица выглядит следующим образом:
«Да, мы видим, что в Минске есть предпосылки, чтобы люди больше пользовались велосипедом. И нам хочется, чтобы улучшился имидж велосипедного транспорта. Поэтому мы и предлагаем работодателям поощрять активных сотрудников», — рассказал Хоружий.
Сотрудник энергетической программы Центра экологических решений Павел Горбунов отметил, что самым лучшим стимулом всегда остается личный пример.
Например, мэр Лондона Борис Джонсон каждый день ездит на работу именно на велосипеде. Он уделяет много внимания развитию инфраструктуры велодвижения в городе и сам является активным велосипедистом. Глава Мингорисполкома мог бы взять себе на заметку.
«Первая выгода для велодружественной организации — это имидж. Если на страничке организации в раздела вакансии отмечено, что есть условия для велосипедистов — это говорит о том, что компания современная, креативная и заботится о своих сотрудниках», — считает Горбунов.
Он отметил, что, по данным европейских исследователей, люди, которые добираются на работу на велосипеде, на треть реже болеют. А это уже ощутимая выгода для работодателя.
«Велосипедист меньше опаздывает, ведь он не стоит в пробках. Замена пробитого колеса занимает 10 минут, но в моей практике это случается не чаще раза в год. Кроме того, велосипедисту не требуется раскачка по утрам. Он приезжает на работу уже бодрым», — рассказал сотрудник ЦЭР.
Создать необходимые условия, по мнению эколога, достаточно просто. Не все пользователи велосипедов нуждаются в душе на работе, им достаточно комнаты для переодевания. Зато без велопарковки не обойтись.
Павел Горбунов отметил, что Минск пока болеет «детскими болезнями» и парковки делают или из неподходящих материалов, или они вообще плохо приспособлены для того, чтобы к ним прикреплять велосипед.
В Беларуси идеи велодружественных компаний только начинают развиваться. Одной из первых компаний, которая всерьез занялась здоровьем своих сотрудников, стала А-100.
Как рассказал руководитель управления маркетинга и продаж группы компаний «А-100 Девелопмент» Игорь Кольченко, один из велосипедов у офиса компании на этой фотографии принадлежит председателю правления.
Самая байкфрэндли компания
Для проведения конкурса велодружественных компаний Центр экологических решений запустил специальный сайт. На нем можно найти не только правила и критерии, по которым будут выбирать победителя, но и много полезных советов как для руководителей организаций, которые решили сделать активный образ жизни частью своей корпоративной политики, так и для тех, кто решил не ждать указаний сверху и самостоятельно заняться собой.
Конкурс охватывает Минск и Гродно (остальные города могут подавать заявки вне конкурса). Чтобы стать участников, необходимо заполнить онлайн-заявку, в которой требуется описать велоусловия организации, которую представляет участник, а если участник не представляет организацию, он может подать заявку на велодружественное заведение сферы обслуживания.
Организаторы будут оценивать заявки по нескольким критериям, среди которых наличие велопарковки, ее конструктивные особенности, размещение. Кроме того, баллы получат организации, у которых есть помещение для переодевания и система поощрения велосипедистов.
По словам организаторов, конкурс проводится для популяризации велодвижения в Беларуси. По результатам конкурса организации, которые развивают внутреннюю велосипедную инфраструктуру и поддерживают пользующихся велосипедом сотрудников, получат призы. Хотя, как отмечают организаторы, победа в конкурсе будет иметь, в первую очередь, статусное значение.
Данные для Дании показывают, что социоэкономический эффект велосипеда приносит прибыль в 0,16 евроцента на километр. Для сравнения, автомобиль приносит убыток в 0,09 евроцента на километр. В целом велосипеды приносят Дании прибыль в размере 440 млн. евро, а автомобили — убытки на 248 млн. евро в год.