Как нас учили быть советскими
14.06.2015 16:58
—
Новости Общества
|
"Школа" – один из самых любимых советских символов. Не случайно было так популярно выражение "школа жизни". К чему только оно ни прилагалось – от армии до целины, от БАМа до тюрьмы… Если весь советский опыт представить в виде многотомного романа, то это будет "роман воспитания": из нас пытались вылепить нового, идеального, никогда не существовавшего в истории человека.
В прошлой "Советской Атлантиде"
|
![]() |
Советский учебник математики |
В учебнике упоминается всего несколько профессий, предполагающих высшее образование (врач, геолог). Гуманитариев нет вовсе. Зато не обошлось без коммунистов, комсомольцев, пионервожатых. Если упоминается ребенок – то пионер или ученик. Если имена – то самые простые (Петя, Маша, Сережа). Если герой задачи передвигается, то это велосипедист, турист или пешеход. Машина не встречается вовсе, вероятно, как буржуазная роскошь. И еще: в учебниках тех лет нет отсылок к хваленой "многонациональности" СССР: нет ни нерусских названий городов, ни имен, в которых присутствовал бы какой-то этнический колорит: ни Михася, ни Джамала, ни Гогии, ни, тем более, Абрама. Правда, Абрам и Гогия брали реванш в анекдотах.
В связи со школьной математикой вспоминается история: именитый учитель, к которому все старались устроить детей, на уроке привел задачу "на части": когда в магазине разводили молоко, то сперва в него добавили столько-то воды, потом столько-то. Какой процент молока остался в продукте, готовом к продаже? Учителя немедленно уволили: правды жизни в школе не предполагалось.
Другое средство идеологического воспитания – школьные сочинения. В том числе на вольную тему. Считалось, что они развивают творческие способности. Но что творческого, да и вольного можно изложить на тему "Коммунизм – это молодость мира", или "Родина – колыбель героев"? В 1977 году вольная тема выпускных сочинений звучала так: "Там, где трудности – там впереди всегда коммунисты" (Л.И. Брежнев)". А тема вступительных в тот же год – "Советские люди знают: там, где партия – там успех, там победа" (Л.И. Брежнев)".
![]() |
Сочинение на вольную тему, 1977 год. Фото: sovietdetstvo.livejournal.com |
Другой способ развития творческих способностей в СССР – сочинения по картинкам. Для этого в конце учебника помещались наборы репродукций – размытых со сдвинутыми контурами… На репродукции картины Крымова "Зимний вечер" изумлял снег, он почему-то был зеленым. Были еще бессмертная "Опять двойка" Решетникова и "Утро" Татьяны Яблонской…
![]() |
Татьяна Яблонская. Утро. Изображение с сайта 1001kartina.su |
Они тоже, хоть и менее явно, учили нас быть советскими людьми, давая нам образец правильной девочки и антиобразец неправильного мальчика.
Но почему и в семидесятые, и в восьмидесятые мы писали сочинения по картинкам пятидесятых, сталинских годов? Да потому что в Советском Союзе после недолгого периода послереволюционного модернизма превыше всего ценилось "похожее" и "проверенное". Новое пробивалось к жизни с огромным трудом: как бы чего не случилось? Впрочем, эти опасения были понятны. И потому дети читали старые книжки (даже цена на них стояла прежняя, до реформы 1961 года), смотрели старые черно-белые фильмы, учились по учебникам, где школьники на картинках были одеты в форму, снятую с производства еще до нашего рождения. Так и передавалась последовательность советского мировоззрения. Так создавались традиции в стране, которая в свое время отказалась от традиций.
![]() |
Федор Решетников. Опять двойка. Фото: webstarco.narod.ru |
Разумеется, были и не идеологизированные предметы – физика, химия, астрономия. Хотя в методичках 1977 года строго указывалось: школа должна познакомить с основами ядерной физики и химии, которые дают возможность школьнику, "не прибегать к гипотезе бога… Физика и математика – общественная категория, имеющая прямое отношение к строительству коммунизма".
Были и предметы с идеологией менее внятной, хотя строились в полном согласии с запросами государства. Например, труды. Именно так, во множественном числе: труд всегда ставился по два урока подряд. Этот предмет был призван решить две проблемы – гендерную и производственную. Вот здесь, кстати, проявлялись отголоски уже не царской гимназии, а царского же реального училища. Так советское образование стремилось свести воедино полюса школы "двух коридоров", т.е. растить одновременно и элиту, и массу. Увы, чаще получалось по принципу: "Рак пятится, а щука тянет в реку"...
Итак, труд в советской школе. "Труды" были единственными уроками, где мальчики и девочки расходились по разным классам. Вернее, девочки в класс, а мальчики в пристройку-мастерскую. Таким образом, девочки оставались в гимназическом кругу, а мальчики уходили в сферу "реального" обучения. Судя по тому, что около школьной мастерской мальчишки курили открыто, то нравы там были достаточно вольными… Сохранились воспоминания очевидцев: так, в начале 80-х в пристройках активно изготавливались заборы и гробы. Вероятно, в те годы они были наиболее востребованными изделиями. Но чаще школьники занимались вещами более абстрактными: например, усердно стачивали напильником по два сантиметра со стальной болванки… Или с помощью зубила и клещей производили из обрезков железа совок для мусора. Или распрямляли гнутые гвозди.
Вспоминает Евгений Свидунович:
– В далеком 1986-м большая часть мальчишек нашего класса обучались профессии "слесарь". Обучение состояло из двух частей: теоретической, на которой давались азы работы по-специальности и правила техники безопасности, и практической, на которой мы, в основном, обтачивали напильниками литые болванки от заусенец и остатков литья.
![]() |
Урок труда у мальчиков. Фото: 20th.su |
А вот и "девчачье" воспоминание Киры Полевой:
– На уроках труда мы учились готовить. Помню разную выпечку и салаты. Распределяли, кто что принесёт. Кто-то – яйцо, кто-то – муку, кто-то – сахар и т.д. Однажды мне довелось нести именно яйцо. Ребята его забрали, тягали-тягали и таки разбили. Но, видимо, не захотели меня подводить, сбегали к кому-то из них домой и принесли новое яйцо. На переменке мальчики обычно к нам прибегали в надежде поживиться, и мы их угощали.
На "трудах" учили не только готовить, но и шить – фартуки, ночные сорочки и юбки солнце-клеш. Это уже высший пилотаж, и до них мы доходили только в старших классах – тогда, когда юбки "солнце-клеш" окончательно вышли из моды.
Таким образом подспудно задавались гендерные образцы: девочка обязана быть хозяйкой, мальчик – мастером на все руки. Никаких отклонений от единственно верного пути будущих мужчины и женщины не предполагалось.
![]() |
Урок труда у девочек. Фото: muzey.kurskinternat1i2vida.edusite.ru |
Чем взрослее мы становились, тем более полноправно входило в нашу жизнь профессионально-техническое образование. Само собой разумелось, что в вузы должны поступать не все. Высшее образование понималось именно как высшее, то есть как более или менее элитарное. Платного обучения, открывающего пути в вуз всем желающим, в те годы не было. Потому в старших классах число школьников сокращалось: троечники уходили в ГПТУ. В просторечии аббревиатура расшифровывалась "Господи, помоги тупому устроиться". Однако шли туда отнюдь не только "тупые": после училища было проще поступить в какой-нибудь технический вуз. Пожалуй, это было единственное разумное следствие хрущевской реформы 1958 года. Те же, кто остались в школе в старших классах, день в неделю были обязаны обучаться в учебно-производственных комбинатах (УПК). Исключением были ученики специальных школ: им просто увеличивали число профильных предметов. На УПК юных советских граждан учили разному – от шитья до вождения, от секретарской работы до черчения, от парикмахерского дела – и до навыков обращения с тракторами.
Вот что вспоминает Игорь Скрипка:
– Сябра (які цяпер гітарыст) апавядаў, што ён навучыўся ў карэліцкай школе на трактарыста. І пра сам працэс апавядаў прыблізна так: "Рассякаю я па двары на трактары, а хайр развяваецца...".
Бывали и уникальные специализации. Вспоминает Александр Очеретний:
– У нас был профильный предмет – НВП. Я в ГДР учился. Каждую пятницу на протяжении шести уроков подряд мы постигали теорию военного дела. А каждую среду еженедельно, ходили на полигон стрелять. В случае войны старшеклассники должны были привлекаться для охраны эшелонов, которые эвакуировали семьи военных в Союз. Мы были подготовленными солдатами. Наши девочки очень любили среды, так как им разрешалось приходить в джинсах.
Однако эта специализация была редкой. Обычное профтехобразование строилось в более практическом ключе – и, как правило, о нем вспоминают тепло – хоть и по разным причинам.
Зміцер Бейнарт-Саладуха:
– Чарцёжнік. Міжшкольны УПК быў непадалёк ад рэстарана "Каменный цветок". Гэта было класна! Нарукаўнічкі, аловачкі, сцёрачкі, кульманчыкі. Машэраў з генеральскай хеўрай раз заехаў, у чарцёж чарговага шруба з гайкай пазырыў з разуменнем, па плячы мяне паляпаў. Памятаю, што калі выбіралі сабе спецыяльнасці, на чарцёжнікаў нават нейкі конкурс быў - народ у ВНУ ўжо збірацца пачынаў.
Андрей Сытько:
– Гоняли всех на завод-шеф постигать мастерство изготовления гандбольных мячей и держателей для сеток к теннисным столам. Но массовый вынос мячей за пределы предприятия вынудил руководство отказаться от передачи опыта школьникам. Тогда УПК разделили на потоки: одним предлагали освоить профессию огранщика алмазов (никому потом не пригодилось), других ориентировали, кажется, на поваров, но самое мудрое направление - вождение. Учил нас гуру и дока. За два года этого УПК ему мучос человеческое грасиас.
Юрий Воронежцев:
– В 9-10 классе у нас было автодело. Теория и вождение. Мальчики водили ГАЗ-51, девочки - Москвич-412. Потом сдавали на права перед окончанием школы. Соответственно, мальчики получали В-С, девочки В. Занятия теорией были в сетке расписания. Вождение - после уроков. Смотрю на свою дочку (10 класс гимназии), у которой каждый день 7 уроков + какие-то специальные факультативы, а знаний дают поменьше, чем давали мне. И никаких прав на вождение!
Светлана Пискун:
– Нас заставляли шить какие-то рукавицы, у меня все время криво получалось, меня ругали, я плакала, порола, шила заново. Но была у нас девочка. которая шила просто потрясающе, она потом и пошла в эту отрасль, работает технологом на Милавице, поэтому не всем это было во зло.
Ольга Шестакова:
– У меня было УПК, и училась я на парикмахера в принципе, пригодилось: иногда кого-то потом стригла, красила, ну и в случае крайней нужды еще смогу. А вообще, я шла на медаль, и мне поставили "5" с одним условием: никогда, ни за что, не становиться парикмахером.
Наталья Кисель:
– Мы с подругам записались в УХК (учебно-художественный комбинат). Я умею вырезать по дереву, маме все разделочные доски до сих пор ажуром украшаю. Карандашницы, лешие, русалки до сих пор на главных местах на даче у родителей
Алла Левина:
– А я – радиомонтажник 2-го разряда. А потом в институте еще и медсестра гражданской обороны. Как будто бы и далекие от моих интересов и способностей вещи, а вот все же... Наш когдатошний телевизор "Неман" ремонтировала, заглядывая в технический паспорт, а паять и теперь могу. И рецепты в своё время выписывала, и банки, и таблетки, и пр.
Александр Каганов:
– Я работал на школьном заводе (1 день в неделю). Даже сделал там карьеру - от слесаря до начальника отдела сбыта. 5 дней я учился как обычный школьник, а один день в неделю ездил по магазинам и отдавал на реализацию пробиркодержатели и еще кое-что (не помню, что именно). С печатью и договорами – все как полагается!
Инна Кубицкая:
– Машинопись и делопроизводство. Вещь полезная, а преподавала прелестная молодая дама, такая Верочка из "Служебного романа". Нерадивых учениц отчитывала с искренним возмущением: "Я не понимаю, как можно своими руками выбрасывать будущий кусок хлеба в мусорную корзину!"...
Словом, советская школа – при всех своих казарменных замашках – в чем-то была куда более органична, чем современная: многие из нас оказались вполне приспособлены к жизни – хоть и не к этой. К той, советской. Вот и подумаешь: намного ли это хуже нашей теперешней школы, которая порой не предполагает связи не просто с профессией, но и с жизнью?
Крушение советской школы происходило параллельно крушению СССР. А оно началось вовсе не после перестройки. Школа, как и страна, подтачивалась изнутри. И в том числе погибель таилась в одной из самых прекраснодушных идей государства – качественное образование, равное для всех. Какие это давало преимущества – понятно: одаренные дети из "простых" наконец-то получили возможность учиться. Однако насколько снижался уровень сознания у способных детей, вынужденных слушать пять раз то, что поняли с первого! И насколько беззащитным чувствовал себя ребенок, который не понимал и с пятого раза. Что ж, такие уже к третьему классу пополняли ряды "камчадалов" (тех, кто сидел на последней парте – "камчатке", и кулаками мстил "шибко вумным"). Разумеется, существовали специальные школы или просто школы с давней хорошей репутацией, но туда принимали не всех желающих: нужна была либо прописка в соответствующем районе, либо блат. И напротив: принимали всех, кто жил неподалеку: таким образом воплощалась идея советского равенства.
Вспоминает Сергей Тарасов:
– Моя школа № 50. Первая и единственная "Ордена трудового Красного Знамени". Она была первая специализированная физико-математическая. Детей собирали со всего Минска. Но (согласно правилам) учиться могли и дети близлежащих кварталов. В массе своей это было двоечники и второгодники. Советских из нас не делали. Мы и так были советскими.
Ситуацию усложняло и то, что по логике "минобраза", результаты воздействия образования должны быть представлены налицо и в кратчайшие сроки. Потому в школу пришел его величество Процент Успеваемости. По сути вернулось сталинское "соцсоревнование" между школами, которое в течение десятилетий превратилось в голу фикцию. Каким образом школьное начальство может оценить достижения учителя? А районо – успехи школы? А гороно – успехи районов? Только благодаря проценту успеваемости: в соответствии с ним поощряют или наказывают не только учителя, но и школу в целом. Второгодник – позор учителю, который не справился со своей задачей – научить.
Результат был налицо. Если в первых классах у нас еще были второгодники, то к моменту перехода в среднюю школу их будто ветром сдуло: из класса в класс переводили всех по принципу: "три пишем, два в уме". Французский министр просвещения, посетив в семидесятые годы Москву, пришел в восторг, обнаружив, что второгодничества в советской школе не существует, его уровень не превышает 1%.
![]() |
Изображение с сайта zortonr.livejournal.com |
Вот рассказ, типичный для того времени:
– Когда я пришла по распределению в школу, на меня спихнули самые тяжелые классы. Проведя первый диктант в восьмых, я помчалась к завучу, потрясая листочками с универсальной оценкой "2". Завуч сказал: "Что вы хотите? У них за два года сменилось пять учителей русского языка!". "Но ведь в конце года будет экзамен!". Завуч заверил, что причин для беспокойства нет. "Нарисуем", – сказал он. И нарисовали. Для этого на экзамены всем – и школьникам, и учителям – было велено купить ручки с одинаковым оттенком чернил. Во время проверки работы ошибки исправлялись двумя ручками – "красной" и "синей": учителя подгоняли количество ошибок в изложении под годовую оценку ученика…
Подделка изложений – это крайнее, но далеко не единственное ухищрение, на которое шли советские учителя, чтобы повысить проклятый процент! Были и другие: постановка двойки в дневник, но не в журнал; пересдачи контрольных; учительские подсказки; работы над ошибками, когда оценка за контрольную повышается после того, как школьник переписывает ее дома при помощи учебника и родителей; повторные опросы одного и того же материала …
Благодаря этому с точки зрения "галочки" мы были впереди планеты всей. Институт Гэллапа провел исследование, в соответствии с результатами которого эффективность системы массового школьного образования в мире составляет не более 10%. У нас было около 100%. Словом, "новаторская" советская школа в конце концов пришла к проверенной классической модели – к вкладыванию в мозг единственно верного знания – хотя бы азов. Проблема началась, когда стало понятно: это знание не единственно верное. Возможны варианты.
![]() |
Сентябрь. Фото Дмитрия Антоничева |
Случайно ли образ отличника в детских книжках и кино с конца 1970-х начинает колебаться, подавляемый образом веселого двоечника? Вспомним хотя бы обаятельного неуча Буратино из фильма Леонида Нечаева! А потом в одночасье советские правила перестали действовать. И тогда на первый план вышли те, кто не затвердил правил, не утруждал себя приличиями, не верил в авторитетность авторитетов. Все эти "малиновые пиджаки", знаменующие начало новой криминальной эпохи, "блондинки в законе", "четкие пацаны" с понятиями, отсидевшие по уголовке политики, кичеватые нувориши – производные школьного шлака… Самыми защищенными оказались они. Остальным пришлось потруднее.
Советский человек, особенно ребенок, даже и предположить не мог, что уже спустя 20 лет после распада СССР его будут считать тупым исполнителем, мутантом пропаганды. Да и что страна развалится – не мог вообразить. Да, ему не нравились пионерские линейки – но нравились школьные дискотеки. Да, его раздражало хоровое пение идеологически выверенных песен – но он с радостью пел в школьных ВИА (вокально-инструментальных ансамблях). Да, он терпеть не мог "Мать" Горького, но любил "Войну и мир" (разумеется, пропуская все, что имело отношение к войне, но впитывая то, что было связано с людьми, их любовью, смертью и переживаниями).
![]() |
Здравствуй, искусство. Фото Ясона Чеквашвили |
Да, мы не были в восторге от осенних поездок на "моркошку", но на апрельский субботник выходили без сопротивления: приятно было видеть, как грязное и захламленное (нами же) становится чистым и аккуратным, а особенно – наблюдать, как растет посаженные тобою деревце.
Да, нам не нравились политинформации, но нам нравились КВН и "Алло, мы ищем таланты!". Мы ненавидели горланящие рупора, но любили школьные секции и кружки.
![]() |
Окно в завтра. Фото А. Ницоса |
Да, у нас бывали ненавистные учителя... Пример такой приводит Александр Генис в эссе из книги "Трикотаж":
– Мою первую учительницу звали Ираида Васильевна. В школу она пришла по призванию, но из органов. У Ираиды Васильевны был стальной взгляд, железная хватка и золотые зубы. Ее единственной любовью был Александр Матросов, и она всех нас хотела бы видеть на его месте. Двоечники внушали ей больше надежд, и она все прощала тем, кто умел шагать в ногу. Я не умел. Нетвердо отличая левую ногу от правой, я хотел знать, почему первая важней второй.
Однако были и другие учителя, имена которых мы с благодарностью помним до сих пор, да и к Александру Матросову тогдашние школьники относились с уважением.
Да, нас учили быть послушными и покорными – но попадались учителя, ценившие строптивость и несходство, и именно моя учительница истории, Нелли Семеновна Алукер впервые дала мне почитать слепую машинописную копию "Архипелага ГУЛАГА". Представляю, что было бы, если б об этом узнало школьное начальство. Именно она создала школьный театр, таскала нас на поэтические вечера в филармонию и возила весь класс в Москву и Питер – посмотреть музеи и сходить в театры.
Да, нас раздражали чеканящие шаг юные политические карьеристы (таких в любом возрасте было немало), но никто из нас не считал 9 мая пропагандистским праздником. Все знали, что это День Победы – и именно так, с большой буквы.
Именно в школе появлялись друзья на всю жизнь. Именно о школьной любви мы до сих пор вспоминаем со сладким замиранием сердца.
![]() |
Школьная любовь. Фото: www.dni.ru |
Потому напоследок – добрые воспоминания о советской школе.
Павел Бондаренко:
– В пионеры приняли в Музее Великой Отечественной войны. Смотры строя и песни в октябрятах. Был командиром отряда. Была 16-я школа, отличные учителя, спецкласс по физике и математике. В школе пропадал с утра до позднего вечера. Сборы макулатуры на заднем дворе. Сколько книг притащил себе домой! Сами мыли окна в классах (сейчас, говорят, запретили). Осенью выезды на картошку и капусту – романтика! Субботники у шефов Минскмебели. Дни гражданской обороны. Юморины в школе. Музей 100-й дивизии и настоящие ветераны... И все в моем распоряжении!
Святлана Куль:
– У мяне быў нестандартны клас. Мы выгналі настаўніка-прыдурка са школы, арганізавалі ўласны музычны ансамбль, разам сустракалі святы, класам зараблялі грошы і ездзілі ў Маскву. Крыху дысідэнствавалі – некалькі чалавек, у тым ліку я, да канца 10 класа не ўступалі ў камсамол.
Нина Иваненко:
– Мне со школой очень повезло. Она была первой, и долгое время единственной в городе, где преподавали английский язык со второго класса. Изучение английского было введено благодаря директору школы Павлу Оскаровичу Коргану. В тридцатые годы в Карелию приехало много канадских финнов. Привозили с собой даже технику, чтобы строить коммунизм. Вот один из приехавших и был директором нашей школы №17. А его сестра - Мейми Оскаровна Севандер - долгие годы была деканом факультета иностранных языков Карельского педагогического института. Думаю, что именно английский язык сделал нашу школу отличной от других городских школ.
Андрей Золотарь:
– Летом мы путешествовали по стране. В один год ездили в Ясную Поляну, в другой – в Калининград. Схема была очень простой – одним из шефов школы был автопарк, который выделял автобус и водителей, родители скидывались на топливо и мы отправлялись в путешествие. Ночевали в школах, в спортивных залах на матах. Было очень весело, дружно и интересно.
Ирина Силенкова:
– А я училась в потрясающей школе. Какой в ней был педколлектив! Да и вообще коллектив всех, кто там работал! И учителя, и завхоз, и технички, и водители (школа с политехническим уклоном, по окончании мы получали профессию - водитель 3-го класса). Возглавлял, именно возглавлял, школу директор Бенедиктович Анатолий Никанорович. Я сейчас помню по именам своих учителей, профессионалов высочайшего класса. Было здорово там учиться! Большую часть суток мы проводили в школе. Факультативы, кружки по предметам, а спортивные мероприятия! Хор, танцы, ВИА. Мы очень дружили, было очень-очень весело жить! Давно это было. И школа моя, СШ 84 уже, я знаю, не та. Впрочем, многое уже не то и не так.
![]() |
Марионас Баранаускас, "Подружки" |
Никто не знал, что школа будет сидеть в печенках бывших советских детей всю жизнь: и в вере "старшему и главному", и в неумении принимать решения, и в вечном ожидании оценки со стороны. А также – в доверии к идеалам; в сознании "хочу все знать"; в добросовестности, во взаимопомощи; в желании дружить со всеми хорошими людьми в мире; в жалости к детям Мозамбика. И сколько бы бывший советский человек не убеждался в ложности школьных постулатов, он всю жизнь верил в них. Верит и по сей день.