Дороги, которые мы выбираем. Военные железнодорожники отметили 140-летие со дня образования железнодорожных войск. 21.by

Дороги, которые мы выбираем. Военные железнодорожники отметили 140-летие со дня образования железнодорожных войск

09.08.2016 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

— Обмундирование неплохое, удобное… — делился своими впечатлениями солдат, одетый в хэбэ и кирзовые сапоги фасона 1940‑х годов. — Сапоги ноги не жмут. Воевать можно!


Рядом с моим собеседником стоял «танкист» времен Великой Отечественной войны, «офицер-пехотинец», «снайпер» и даже «матрос-балтиец»! Здесь же были выставлены образцы техники и вооружения той героической эпохи: мотоциклы (один из них — с коляской и пулеметом), автомобили, муляжи винтовок, автоматов, радиостанций.

Весь этот военный антиквариат был плотно оккупирован мальчишками, их мамами и папами. Можно было подержать в руках «настоящие» ППШ и «шмайсер», примерить каску, сфотографироваться в старинной фуражке и даже облазить все современные военные машины, линейка которых выстроилась вдоль казарм 30‑й отдельной Краснознаменной железнодорожной бригады.

Потому что это прославленное соединение нашей армии принимало гостей. Здесь, в Слуцке, прошли торжественные мероприятия, посвященные 140‑летию со дня образования железнодорожных войск.

Хлеб да соль с глубоким смыслом

Гости приходили и приезжали. Здесь и седые ветераны железнодорожных войск, и ушедшие недавно в запас солдаты-срочники, навестившие родное соединение в этот праздничный день, и нарядно одетые жены офицеров и прапорщиков, пришедшие с детьми, и представители общественных организаций.

— Я здесь впервые, — делилась своими впечатлениями Людмила из Барановичей. — Мой муж Женя служил в этой части целый год, а сегодня он приехал навестить своих ребят. Он говорил мне, что за этот год многому научился…

— А где же ваш Женя?

— Он побежал туда… — молодая женщина грациозным жестом указала в неопределенность. — И сказал, что будет меня ждать у паровоза. Это, наверное, здесь?



Мы стоим у памятника воинам-железнодорожникам: настоящего трудяги-паровоза, долгие годы ходившего по стальным магистралям СССР.

— Людмила, как вы думаете, что дала вашему супругу служба в армии?

— Знаете, он по-другому начал смотреть на мир! Стал более уверенным, более спокойным. До армии, несмотря на диплом, хотел заниматься бизнесом: ездить и торговать, а сейчас нашел ту работу, которая ему по душе… Он стал очень ответственным!

Наша беседа прервана колокольным перезвоном. Это на КПП бригады въехали официальные делегации транспортных и железнодорожных войск из братских республик бывшего Советского Союза.

Приехавших генералов и офицеров встречают девушки в национальных белорусских костюмах. Они подносят гостям традиционные караваи, говорят теплые слова приветствия.

Символичная картина! Кажется, что это не люди, а наши страны опять стоят рядом в едином строю; мы едим один и тот же хлеб-соль, мы много лет строили и защищали одну и ту же державу… Мы просто обязаны и дальше быть вместе, чтобы выжить в этом неспокойном мире!

И кому, как не воинам-железнодорожникам, связывать наши станы подлинно стальными дорогами дружбы?

Противогаз для младенца

Официальные лица и значительная часть гостей направились в бригадный храм святого Александра Невского, где начался молебен о воинах-железнодорожниках. Другие посетители пошли на запах каши — желающие подкрепиться устремились к полевой кухне, где военные повара оделили страждущих гречкой с тушенкой, а жаждущих — прохладной минералкой.



А мы тем временем по­шли в единственный в нашей стране музей транспортных войск.

Здесь нас встретил ветеран 30‑й отдельной Краснознаменной железнодорожной бригады подполковник запаса Игорь Кунцевич. Игорь Александрович, кроме всего прочего, еще и исследователь истории железнодорожных, автомобильных и дорожных войск. О предмете своих исследований он знает больше, чем иной архив или вся академия наук.

В зале, экспозиция которого посвящена предвоенным годам жизни железнодорожных войск, наш экскурсовод показал новые экспонаты. Среди них и часы знаменитой еще до революции фирмы «Павел Буре». Оказывается, эти хронометры с логотипом той или иной железной дороги вручались путейцам, чтобы они «не потерялись во времени».

— Самое удивительное то, что эти часы до сих пор «на ходу»! — серьезно заявил Игорь Александрович. — Хотя им уже больше ста лет…

…Если бы проводился конкурс на неофициальный символ железнодорожных войск, то эти часы вполне могли бы занять призовое место: еле слышное тиканье точного механизма продолжается уже больше века — и больше века так же точно (и почти неслышно для непосвященных) продолжается служба военных железнодорожников.

Возле фрагмента экспозиции, посвященного ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, наш экскурсовод рассказал, как воины-железнодорожники в кратчайшие сроки построили подъездную ветку к 4‑му энергоблоку, по которой к саркофагу подвозились

строительные материалы.

А я вспоминаю о тех сотнях тысяч людей, которые были эвакуированы из зоны смертоносной радиации благодаря четкой и слаженной работе военных железнодорожников. Низкий поклон вам за это, товарищи солдаты и офицеры!


Здесь же мы видим целую коллекцию различных противогазов. Вот — с большой маской — для раненного в голову, вот — с маленькой — для ребенка, а вот большая «сумка» с окнами-иллюминаторами и фильтровентиляционным устройством. Это для младенцев, которые, естественно, противогаз носить не умеют и не могут.

— Мы спасем любого, кто нуждается в нашей помощи! — с гордостью говорит Игорь Александрович.

И это так. Достаточно вспомнить, что в годы Великой Отечественной войны санитарными поездами были вывезены буквально вырванные из лап смерти сотни тысяч раненых бойцов…

Наши дороги жизни

Возле памятника Герою Советского Союза Виктору Петровичу Мирошниченко начался памятный митинг. Заместитель председателя первичной организации БСО соединения подполковник запаса Леонид Гапанович рассказал гостям о подвиге воина-железнодорожника сержанта Мирошниченко, который, взорвав мост через реку Снопоть в Брянской области с идущей по нему бронетехникой, ценой собственной жизни задержал наступление фашистов, дав возможность нашим войскам закрепиться на новом рубеже.

Объявлена минута молчания. Виктор Мирошниченко — единственный воин-железнодорожник, удостоенный высокого звания Героя Советского Союза. И еще 26 воинов‑железнодорожников в годы войны были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Но сколько их было, солдат, сержантов и офицеров с якорем и топориком (эмблема железнодорожных войск времен войны) на петлицах, которые погибли, оставшись безвестными?!

Железные дороги, эшелоны, станции и разъезды, пакгаузы и мосты — все эти объекты противник бомбил и обстреливал практически непрерывно. А туда, где не мог этого сделать, посылал диверсантов. Так что строили и защищали железные дороги наши бригады и батальоны под огнем, как на передовой. И погибали воины-путейцы, как солдаты в бою — от пуль и осколков, взрывов мин и фугасов, от удара ножа в рукопашной схватке… Они отдавали свои жизни за жизнь дороги. Воистину тысячу раз права латинская мудрость: via est vita (дорога — это жизнь).

Вот и выходит, что все наши дороги — это дороги жизни…

Четким строевым шагом солдаты подошли к памятнику и возложили венки. Следом подошли гости с букетами цветов. Сухо рвут раскаленный августовский воздух залпы автоматного салюта.

Прошлое и настоящее


Возле музея транспортных войск «в окружение» представителей прессы попал генерал-майор Анатолий Яковлевич Степук — человек, который создавал железнодорожные войска суверенной Беларуси и много лет командовал ими. Перед нами — живое прошлое нашей армии…

— Я всегда с огромной радостью приезжаю в эту бригаду, — заметно волнуясь, рассказал первый командующий. — Это моя гордость, это моя жизнь.

Генерал вспомнил, какой славный путь прошли советские железнодорожные войска. Байкало-Амурская магистраль, Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток — вот география их трудового подвига. Анатолий Яковлевич рассказал, как трудно, но интересно было служить в этом роде войск:

— У нас были многонациональные коллективы. Бригада — это свыше восьми тысяч человек, десятки национальностей. Но мы создали мощную структуру, обеспечившую транспортную безопасность СССР. Мы — воины-труженики!

Тем временем гости во главе с начальником департамента транспортного обеспечения Министерства обороны Республики Беларусь генерал-майором Сергеем Новиковым вдоль линейки современной техники направились на тактическое поле соединения.

Начальник департамента давал пояснения гостям, рассказал о каждой машине, которая выставлена здесь. Следом за генералами и офицерами к тактическому полю идет  пестро одетая толпа женщин и маленьких детей. Но мальчишки постарше уже облепили все машины: из водительских кабин, из дверей кунгов выглядывают пацаны, многим из которых через каких-то пять — десять лет предстоит уже вполне серьезно осваивать данную технику. Это суровый закон — мирную жизнь надо уметь защищать…

На тактическом поле группы солдат начали показ элементов боевой работы воинов‑железнодорожников. Общее внимание привлекли  громкие хлопки «выстрелов». Это работает пороховой дыропробойник — устройство, при помощи которого в рельсах мгновенно пробиваются отверстия для крепежных болтов.

Внезапно в небе возник резкий свист, и над тактическим полем, где построен небольшой участок железнодорожного полотна, появился боевой самолет. «Воздушный противник» пытался «бомбовым ударом» уничтожить нашу «чыгунку»! Машина делает боевой разворот, и вдруг…

Падает маскировочная сеть, и в самолет настороженно начинает целиться пара стволов зенитной установки.

— Р‑р‑р‑а! Р‑р‑р‑а! — короткими очередями злобно огрызается «зеушка». Оранжевые языки пламени плещутся над стволами, горячие гильзы дождем падают в орудийный ровик.



Лично мне все происходящее напоминает кадры из фильма «А зори здесь тихие…». Через фотообъектив пытаюсь рассмотреть расчет установки: а вдруг там девчонки, как в 1942 году? Но, слава богу, нет — мальчишеские лица солдат сосредоточенны и серьезны. Они защищают наше настоящее, идут своей дорогой жизни. И поэтому тверд голос их молодого командира:

— Цель одиночная… Скорость… Курс… Высота… Короткими — огонь!

И снова рыжее пламя танцует над стволами!

Мысли о будущем

Генерал-майор Сергей Новиков отделяется от группы гостей и на несколько мгновений остается, как говорится, не у дел. Бегу к начальнику департамента транспортного обеспечения выполнять свою задачу по предназначению.

— Сергей Игнатович! Если позволите — несколько слов для «Белорусской военной газеты». Сегодня в музее мы видели прошлое железнодорожных войск, затем на тактическом поле — настоящее этих войск. А какое, по-вашему, у них будущее?

— Главная цель — сохранить и приумножить наш потенциал, складывающийся из специалистов и технических средств. Он должен быть таким, чтобы мы смогли выполнять наши задачи в любых условиях, в мирное время и в дни войны. А наша задача — это созидать, строить и в случае необходимости защищать наши объекты. То есть обеспечивать транспортную безопасность государства.

— А какими качествами должен обладать офицер транспортных войск?

— Он должен быть прежде всего, патриотом. Порядочным, честным. Трусам у нас делать нечего. И, конечно же, нужны, кроме военных, еще и специальные инженерные знания.

…Мы говорили и о ветеранах, этом золотом фонде всех воинских коллективов, и о солдатах-срочниках, которых надо учить. Наверное, наша беседа вылилась бы в отдельную статью, но, увы, времени мало…

Я посмотрел показательные выступления военнослужащих ССО, плац-концерт военного оркестра бригады. Внезапно наткнулся на двух мальчишек и услышал обрывок их разговора:

— Мой папа служит тут. Он мне все покажет, если я попрошу. И из автомата даст пострелять…

— Да-а‑а, хорошо тебе. Слушай, а ты можешь попросить своего папу, чтобы он и мне тут все показал и тоже дал пострелять из автомата?

— А тебе зачем?

— А я решил, что буду здесь служить! Потом буду офицером.

— Класс! Вместе служить будем!

И с этими словами будущее транспортных войск помчалось к полевой кухне — набираться сил.

* * *

Затем состоялось фотографирование с гостями, торжественное собрание, награждение лучших воинов‑железнодорожников, праздничный концерт.

А впереди у славных железнодорожных частей и соединений — созидательный труд. Который, я уверен, обязательно войдет в историю нашей армии, нашего государства и нашего народа…

 

Андрей Данилов,

«Ваяр»,

фото Владимира Блинова

 

Видео можно посмотреть по ссылке:  https://drive.google.com/file/d/0B1dwdfAIe82BZXNvUS1SeEFWMDQ/view?pref=2&pli=1

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
— Обмундирование неплохое, удобное… — делился своими впечатлениями солдат, одетый в хэбэ и кирзовые...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика