"В Минске слишком большие улицы для человека". "Инопланетянин" о мигрантах и пугливых зрителях
12.01.2017 16:43
—
Новости Культуры
|
В четверг вечером Национальный центр современного искусства опять наполнится криком, движением и рычанием. Ничего странного не случится — всего лишь пройдет очередной мастер-класс словенского актера Яши Енула. TUT.BY встретился с ним и поговорил о том, как уличный театр может менять городское пространство, каким образом победить свою скованность и обнять на улице незнакомца, а также реально ли зарабатывать на уличном искусстве. Кто такой Яша Енул? Тот розовый инопланетянин, который несколько лет назад залезал в троллейбусы, шокируя пассажиров и водителя своим спонтанным вторжением. На днях он вновь приехал в Минск, чтобы научить белорусов делать так же. Или, как минимум, раскрепостить их, показать, как можно показывать эмоции и привлекать публику к важным проблемам, которые касаются обыденной городской жизни. В свое время сам Яша «уличному» мастерству нигде не учился. В Любляне он штудировал режиссуру, вместе с командой создал альтернативный театр «Inside», о котором знали лишь увлеченные этим делом единомышленники. Решил, что нужно искать новую аудиторию. Где? На улице, где точно есть люди. Так его команда переместилась в открытое пространство. https://startupnetwork.by/investor/investitsionnye-proekty/ — Уличный театр — явление сложное, — настраивает аудиторию Яша. — В традиционном театре есть темнота и освещенная сцена, люди знают и понимают, куда смотреть. А на улице существует определенная растерянность. По тротуару идут пожилые дамы, рядом ремонтируют асфальт дорожники, проезжают автомобили. В Минске еще сложнее, потому что улицы огромные, человек в них не заметен. Сейчас мы кое-что попробуем, — говорит Яша и начинает выполнять упражнения, которые со стороны могут показаться добрым сумасшествием.
Картины авангардиста Владимира Акулова, которые сейчас экспонируются в Центре современного искусства, кажется, становятся еще более удивленными. Что происходит? Почему люди странно бегают по кругу, а потом отжимаются от пола? Зачем они издают эти странные звуки и настойчиво смотрят в глаза друг другу? Все просто: участники мастер-класса, большинство которых — далеко не профессиональные актеры, разогреваются, чтобы войти во вкус и стать единой командой. Когда Яша улавливает, что градус накалился до нужной отметки, он прерывается — соглашается ответить на несколько вопросов. — Как победить свою скованность и выйти на улицу? — Уличный театр — это сложное явление. Если представить его схематично, то оно будет состоять из трех окружностей, которые пересекаются. Одна из них — персонаж, которого ты играешь. Вторая — артист, который решает, что должно произойти. То есть он выступает режиссером. Третья — твоя личность, кто ты в самом деле. Все эти три «круга» должны работать вместе, чтобы ты был способен сбросить с себя лишнее и выйти играть на улицу. К примеру, персонаж требует, чтобы вы подошли к незнакомцу и обняли его, но вы как стеснительная личность не можете этого сделать. Если работать над этим, все получается.
На традиционной театральной сцене немного проще подделать эмоцию. На улице вы очень близко, лицом к лицу с человеком. На таком расстоянии сложно соврать. Люди видят вас. Все, что сейчас в вашей голове, становится видимым, прозрачным. Как личность вы постоянно должны расти над собой. От природы я сам не такой уж открытый и коммуникативный, но театр определенно меня изменил. — Возможно ли заработать на уличных перформансах? — Да, вполне. В Европе проходит множество фестивалей уличного театра. Можно кочевать от одного к другому и жить с этого. Конечно, нужно ездить не только по Словении: ее рынок очень маленький. Но вот если колесить по Европе, все возможно. Конечно, это не очень стабильная жизнь, но допустимая. И интересная. — Вы показали ваш перфоманс «Нашествие» в нескольких белорусских городах. Были удивлены, как люди реагировали на розовых инопланетян? — В общем, белорусская аудитория очень умная, должен я сказать. Она думает о проблемах, всегда смотрит глубже, видит то, что находится под оболочкой. Для вас перфоманс — это не просто развлечение, но и смысл.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Для нас это очень важно. Когда мы начинали делать инопланетян, многие думали, что это просто веселая глупость. Но для нас в этих образах заключаются важные вещи, которые мы хотим выразить, показать. Как люди принимают «других» — не похожих на себя людей. Розовые инопланетяне — это истории об иммигрантах, обществе, свободе, правилах, других темах, в которые мы верим и которые нас волнуют. Естественно, всегда приятно быть там, где люди не только радостно кричат: «Ой, как это прекрасно!», делают фото и уходят, а еще и думают об этих проблемах. — Предполагаю, вы знаете о Беларуси не так много. Но если бы вы делали перфоманс о нашей стране, что это могло бы быть? — Нужно подумать. (Яша берет короткую паузу.) Это в некотором роде стало бы вызовом для меня. Публичное пространство в Беларуси отличается от европейского. Все улицы очень большие — в первую очередь, для человека. Любой фигуре сложно находиться в таком огромном пространстве. Как ее заметить? Если только случайно. Для меня это был бы именно челлендж (задание, которое нужно выполнить): как сделать маленькую фигуру заметной, как соотнести и уравновесить большое количество людей и индивидуальность. Я не знаю, какими конкретно способами мы бы сделали это, но было бы интересно попробовать выделить индивидуальность в размытом публичном пространстве.
— Белорусы не очень открыты к взаимодействию. Многие боятся неожиданных, неконтролируемых процессов. Вы заметили это? — Я думаю, так происходит везде, не только в Беларуси. Люди, которые не боятся спонтанных действий, скорее всего, профессиональная аудитория, которая сама делает уличные перфомансы. Для большинства людей уличный театр — явление новое, пугающее. Но в этом и заключается наша работа: делать это новое таким, чтобы оно не травмировало. Чтобы не было реакций типа «я больше никогда не буду смотреть уличное шоу». Многие так и говорят: «Я думал, будет ужасно, так волновался», но в итоге они осознают, что все было хорошо, весело. Как минимум, это то, что мы пытаемся делать. — В общем, как уличный театр может влиять на городскую среду? — Да, он может и должен влиять на городское пространство. Причем разными способами. Город — это публичное место, которое должно быть пространством для людей. Они должны ощущать его принадлежность себе. Но сегодня город в большей степени — пространство для рекламы, транспорта и консьюмеризма. Уличный театр не относится ни к одной из этих категорий. Он может создавать пространство, где что-то происходит, вовлекать людей, становиться для них контекстом событий. Это очень важно — дать молодым людям возможность создать публичное пространство, нечто вроде Агоры в греческие времена. Вторая вещь — если ты ничего не замечаешь вокруг себя, не интересуешься, это отличная возможность посмотреть на мир вокруг. Заметить то, на что не хватает времени. Ведь обычно мы идем с работы домой и обратно, будто роботы. Но когда ты видишь нечто странное: кто-то лезет на стену, танцует посреди улицы, ты замечаешь предметы, которые раньше были невидимыми. Глаза открываются.
|
|