В средней школе № 1 более 50 лет хранится альбом, посвященный созданию памятника Герою Советского Союза, генералу В.Н. Марцинкевичу . 21.by

В средней школе № 1 более 50 лет хранится альбом, посвященный созданию памятника Герою Советского Союза, генералу В.Н. Марцинкевичу

25.05.2020 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Этот памятник нам особенно дорог, потому что он создан нашими руками… Так начинается  альбом, который уже многие десятилетия хранится в нашей школе. «Герою Советского Союза, генералу В.Н. Марцинкевичу посвящается» написано на форзаце… Давайте заглянем в него, полистаем пожелтевшие страницы, рассмотрим старые черно-белые снимки.

Оксана ЕРЁМКИНА: «Школьный альбом, которому уже более 50 лет,  хранит в себе летопись добрых дел по увековечению памяти героя»
Оксана ЕРЁМКИНА: «Школьный альбом, которому уже более 50 лет,  хранит в себе летопись добрых дел по увековечению памяти героя»

На первом фото наш вполне узнаваемый школьный двор, украшенный флагами и цветами, в нем много взрослых и школьников, есть и группа военных с поднятым для салюта оружием, и ветераны с орденами – средних тогда еще лет, полные сил, крепкие, лишь едва задетые сединой. Посередине площадки тоже очень узнаваемый памятник-бюст В.Н. Марцинкевичу, белый, новый, обвитый гирляндами. К нему прикованы взгляды всех: и взрослых, и детей. По нарядности людей и по серьезности лиц понятно, что фото отражает торжественный момент открытия памятника. И датировано оно… 8 мая 1968 года!


Вспоминает Валентина Григорьевна Прокопец: «Я училась тогда в 5 классе, но, несмотря на столь юный возраст, помню и весенний аромат того дня, и волнение, и радость, – словом, всю атмосферу этого события. Помню, как мы гордились собой в этот день, гордились своей сплоченностью, своим трудолюбием. Ведь деньги на памятник мы заработали сами!»

Я и сама из школьного поколения 70-х и очень хорошо помню, как много мы тогда трудились на колхозных нивах. Прополка, лен, картошка, свекла – «трудовая четверть» начиналась с весны и  порой завершалась к ноябрю. Помогать колхозу, а особенно с уборкой урожая – это было важно, и это не обсуждалось. Ну, и платили тогда нам хорошо, и мы так гордо несли мамам свои первые трудовые рубли…

Весной 1966 года комитет комсомола и совет пионерской дружины «кинули клич»: строим памятник. И весь год на линейках озвучивали, сколько денег перечислено в фонд памятника. Макулатура, металлолом, копка картофеля – за год нужная сумма была собрана. Скульптор Глебов, работая над бюстом, смог (цитирую альбом) «правдиво передать облик героя, память которого мы чтим, ради увековечивания которого мы много потрудились».

И еще дети коллективно писали «Послание к потомкам», которое в капсуле должны были поместить у основания монумента.

Но предстояло еще много трудоемких забот. Перед установкой памятника надо было выровнять территорию, создать клумбы, залить дорожки, да и само основание памятника – цоколь – решили строить из камней и цемента своими руками. Не один субботник трудились около школы учителя и дети. Весна была, конечно же, насыщена энтузиазмом, потому что в альбоме, которому 52 года, о нем напоминают такие наивно-трогательные строчки: «Не одна мозоль появилась на наших руках, немало пота вылилось от большого физического напряжения. Но мы не огорчались, работали дружно. Ведь мы благоустраивали родную школу, увековечивали память героя-земляка. Ему было труднее, чем нам, но он не падал духом, бесстрашно вел солдат в бой, показывая пример храбрости».

Альбом передо мной. За давностью лет школьников по именам не вспомнишь (и до, и после этой фотографии тысячи их выучились в стенах нашей столетней школы), а вот учителей помню. Сама у них училась. И предметам школьным, и, конечно, жизни. Помню и люблю. Поскольку тема у меня героическо-военная, расскажу только об учителях-фронтовиках. Иначе не будет конца моим школьным воспоминаниям.

Вот активно разгружает машину с песком наш бессменный военрук, товарищ строгий, требовательный, но очень справедливый – Григорий Тимофеевич Кульгавый. Представьте себе, он работал в первой школе еще до войны! Прошел с полковой разведкой от Двины до Пруссии, несколько раз был ранен. После демобилизации – в Крупки и в школу, практически до конца жизни.

Вот выводит кирпичный постамент учитель рисования, труда и черчения, изобретатель, механик, фотограф, мастер на все руки, человек необыкновенной скромности, интеллигентности и такта Олег Лазаревич Гейхман. Был сброшен с самолета в составе диверсионной группы в Крупский  район, партизанил в наших лесах и… остался. Как же я его любила! Как многому у него научилась!

 А вот с ведром и граблями Анна Павловна Горошко, воспитатель группы продленного дня, милая, добрая к малышам, а в прошлом известная разведчица, радистка. Она сначала финскую прошла, потом Отечественную. В застенки попадала, пытки выдерживала. Орденов на праздник не надевала: не помещались все. Только планки к кителю…



















На многих фото вижу директора школы Владимира Васильевича Воробья. В войну он до оружия еще не дорос, годами не вышел. Но дорос до изготовления этого самого оружия. Подростком работал на оборонном заводе. До станка не доставал, поэтому подставлял себе снарядный ящик. И норму выполнял взрослую.

Улыбается с будущей клумбы учительница начальных классов Анастасия Тимофеевна Лихачевская. Во время войны она была подпольщицей и даже участвовала в нашумевшей тогда по дерзости операции по уничтожению гауляйтера Кубе.

Серьезен на снимках учитель физкультуры Станислав Петрович Закревский. Он тоже фронтовик, но, хоть убей, не помню ни одной рассказанной им фронтовой истории. Не любил красиво говорить. Но в памяти моей остался человеком с большой буквы. По труду, по терпению, по доб­рому отношению к нам, детям.

Вернемся к альбому. Кто писал текст? Думаю, не обошлось без «руководящей роли»  Марии Васильевны Вершковой, учительницы русского языка и литературы, которая отдала нашей школе больше 50 лет труда, а точнее, подарила всю себя, целиком и полностью. Не было у нее жизни, кроме школы, это я точно знаю. Они такие уж были, те учителя.

Какие искренние детские слова, оцените сами: «Завтра, 8 мая, у нас большой праздник – открытие памятника. Чествуя Героя Советского Союза В.Н. Марцинкевича, мы будем чествовать всех известных и безыз­вестных героев, отдавших свои жизни за нашу счастливую, свободную жизнь. Готовиться к этому дню мы начали давно. Каждому классу хотелось сделать что-то особенное: подготовить художественную самодеятельность, продумать оформление каждой клас­сной группы. Заготавливались цветы, венки. Ко дню открытия памятника решили исправить все плохие отметки.

Торжественный день выдался на славу. Приветливые лучи солнца залили обновленную территорию школьного двора. Под ногами свежие, еще не успевшие как следует затвердеть, асфальтовые дорожки. Школа сегодня в нарядном уборе».

Не правда ли, щемит в душе от детской непосредственности, трогательности?! Сейчас детям, с которыми это писали, лет под семьдесят. Чудесные были дети. Думаю, и люди из них получились хорошие.

Оксана ЕРЁМКИНА, учитель средней школы № 1 г. Крупки.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Этот памятник нам особенно дорог, потому что он создан нашими руками… Так начинается  альбом, который уже многие десятилетия хранится в нашей школе. «Герою...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика