ДИАЛОГ О МОДЕРНИЗАЦИИ. Закон должен служить гражданам
26.11.2012 11:12
—
Новости Мира
|
Поэтому правозащитный центр "Правовая помощь населению" поддержал инициативу Европейского союза "Европейский диалог о модернизации с Беларусью", включился в работу группы белорусских экспертов по модернизации судов и правоохранительных органов, которая начала работать в Минске минувшим летом.
Сам наш центр работает с 1998 года, и одна из его задач — это именно подготовка правовых реформ в Беларуси. Члены организации изучали опыт многих европейских стран, а также стажировались в США. На основе этих исследований сделаны наработки для применения в Беларуси.
Сегодня тот момент, когда при помощи Европейского союза и США необходимо найти новые подходы к модернизации судов и правоохранительных органов страны.
Конечно, для того чтобы в Беларуси началась настоящая судебно-правовая реформа, необходимы и политические преобразования.
Итак, заглянем в завтрашний день.
1. Конституционный акт
Новый президент в первый день своей работы должен будет издать Конституционный акт, который будет обладать высшей юридической силой и действовать до избрания Конституционного собрания Республики Беларусь.
В акте будет отражено, что с этого момента часть функций Конституции 1994 года с ее изменениями 1995, 1996 и 2004 годов приостанавливается до вступления в силу новой Конституции.
Президент назначает исполняющих обязанности премьер-министра, губернаторов, председателя Верховного суда, генерального прокурора, министра внутренних дел, председателя органов государственной безопасности, министра обороны, министра по чрезвычайным ситуациям, начальника Следственного комитета и других высших должностных лиц страны. Они будут работать до образования нового парламента, а впоследствии будут утверждены или не утверждены депутатами.
Президент объявит в акте, что Конституционное собрание пройдет в течение месяца со дня подписания данного акта.
2. Конституционное собрание
В Конституционное собрание войдут представители всех избирательных округов страны. Их выборы могут проходить по схеме, в соответствии с которой избирались делегаты на Конгресс демократических сил.
Конституционное собрание будет обладать высшей юридической силой. В его решениях следует оговорить весь переходный период: когда должны пройти выборы в парламент, президентские выборы, реформа Конституции, избрание Временного правительства и т.д.
Необходимо провести новые выборы парламента и президента при участии представителей международных структур.
3. Высший представительный орган Беларуси — Сойм
Ныне в Беларуси налицо конституционный кризис. После референдума 1996 года в стране нет парламента, который мог бы реально и самостоятельно существовать независимо от воли главы государства.
Надо определиться с полномочиями парламента, вернуться к парламентской республике, в которой полномочная власть принадлежит депутатам, избранным демократическим путем. Главное, чтобы депутаты обладали всей полнотой власти. Президент должен выполнять только представительские функции: на международном уровне представлять страну, а внутри страны быть почетной и уважаемой фигурой.
Я сторонник того, чтобы новый парламент вернулся к своему национальному историческому названию — Сойм. Я сторонник парламентской республики, но переход к ней должен будет произойти после выстраивания системы законодательства, суть которой — в юридическом закреплении системы сдержек и противовесов в деятельности всех ветвей власти.
Считаю, что новому парламенту не нужны две палаты. Маленькому государству, каким является Беларусь, лучше иметь однопалатный парламент на профессиональной основе, состоящий не более чем из 250 человек. Избираться депутаты должны по смешанной системе (по партийным спискам и путем сбора подписей).
Следующий после выборов в Сойм этап — подготовка изменений в Конституцию. Парламент должен оперативно подготовить закон о выборах президента.
4. Новая Конституция
Конечно, за эти 18 лет многое изменилось, и поэтому новая редакция Конституции будет расширенной. Должно появиться положение об уполномоченном по правам человека (омбудсмене), более конкретно следует расписать и закрепить независимость суда, также необходимо в отдельной главе расширить права независимых общественных организаций, СМИ.
Для создания Конституции необходимо несколько лет обсуждения с широким представительством заинтересованных субъектов.
Конституция должна предоставлять депутатам право формировать правительство и отзывать его. Все государственные органы и негосударственные учреждения, организации, объединения и т.д. должны осуществлять свою деятельность только на основе законов, которые принимаются парламентом. Никакие декреты, указы или инструкции не должны заменять Закон.
5. Судебная система
В Конституции должны быть четко урегулированы вопросы судебной власти, и прежде всего — закреплены главные принципы правосудия. Основной принцип судебной власти — независимость судей и подчинение только закону.
Конституция должна отражать порядок формирования всей системы судов. Мне более близка система судоустройства в европейских государствах. Система судов в этих странах состоит из судов общей и специальной юрисдикции (хозяйственных и административных). Конституционный суд является высшим звеном судебной системы, в нем может рассматриваться любой вопрос о соответствии действующих законов Основному закону страны, а также осуществляться пересмотр в порядке надзора всех решений судов, если ущемлены основные права человека или отдельных групп граждан.
Судьи Конституционного, Верховного, Высшего хозяйственного и Высшего административного судов избираются на конкурсной основе парламентом по представлению органов судейского самоуправления. Остальные судьи назначаются через органы самоуправления судей.
Такие органы выработают свою систему отбора и подготовки юристов на должность судей. Судья должен избираться пожизненно, если проработал более пяти лет и успешно сдал квалификационный экзамен.
6. Органы внутренних дел
На мой взгляд, нам срочно необходимо провести реформу системы органов внутренних дел.
МВД должно будет реформироваться в гражданское учреждение. В штате МВД будет небольшое количество работников. У служащих МВД не должно быть званий и формы, они являются государственными клерками. В МВД не требуется столько полицейских (генералов, полковников, подполковников), с этими функциями смогут справиться и гражданские лица. Это позволит сэкономить бюджетные средства.
В компетенции МВД должны находиться следующие сферы деятельности: руководство пожарной службой, контроль за нахождением иностранцев, организация выборов, гражданско-административная деятельность, общее руководство полицией.
Сотрудниками полиции должны остаться только те, кто входит в оперативные подразделения. Также нет нужды, чтобы в полиции все были полицейскими. Часть работы могут выполнять по контракту гражданские лица или юридические лица (частные фирмы сыска, охранные агентства по примеру России). В общем, полиция должна стать для населения службой доверия и личной безопасности, защиты от посягательства преступных элементов.
Полагаю, что следователи должны быть в структуре органов прокуратуры. Следователей из органов государственной безопасности необходимо вывести за штат.
7. Органы прокуратуры
Генеральный прокурор избирается парламентом и отчитывается перед ним.
У прокуратуры должны остаться три основные функции: расследование уголовных дел, поддержание обвинения в судах по уголовным делам, осуществление надзора за исполнением уголовных наказаний.
Прокурор является независимой по отношению к суду фигурой. Прокурор не осуществляет надзора за исполнением законов государственными органами, учреждениями, предприятиями, организациями, субъектами хозяйствования, судами (гражданскими и административными), должностными лицами и гражданами. Для этого есть парламент, судебная система, которые восстанавливают нарушенные права не только граждан, но и заинтересованных государственных и негосударственных органов, организаций, предприятий, политических партий, объединений и т.д. Больше в государстве не должно быть контролирующих органов.
Ряд посткоммунистических стран (Чехия, Польша, Болгария, Латвия и другие) также провели реформу органов прокуратуры по образцу развитых европейских государств. В результате значительно возросло доверие граждан к структуре, которая раньше у многих вызывала страх.
Обеспечение верховенства закона и его исполнения будет возлагаться на судебную систему.
Предварительное расследование уголовных дел должно вестись одним государственным органом. Прокуратура должна стать единым следственным органом в стране.
8. Адвокатура
Адвокат — это свободная и независимая профессия, которая показывает уровень защищенности прав человека в государстве. В Беларуси адвокатура должна стать полностью частной структурой. Адвокаты могут заниматься практикой индивидуально, входить в любые объединения с регистрацией в местных органах власти.
При органах местного самоуправления следует создать муниципальные адвокатуры. Муниципальная адвокатура, частные адвокатские объединения будут оказывать бесплатную помощь гражданам в предоставлении юридических услуг в случаях, предусмотренных законом. Адвокатские конторы следует освободить от налогов, за исключением подоходного налога.
Для координации адвокатских организаций должно быть создано самоуправление адвокатов. Во многих странах такие союзы называются палатами адвокатов.
Палата адвокатов будет решать самый главный вопрос — кто может быть адвокатом. Это должна рассматривать комиссия, в состав которой будут входить не только адвокаты, но также и судьи, прокуроры, представители юстиции, преподаватели юридических факультетов высших учебных заведений.
9. Нотариат
Нотариат в Беларуси должен полностью стать такой же независимой и частной организацией, как адвокатура. Чтобы получить лицензию на совершение нотариальных услуг, необходимо быть гражданином Беларуси, иметь высшее юридическое образование, проработать три года помощником нотариуса, сдать квалификационный экзамен.
Лицензия на право занятия нотариальной деятельностью должна быть бессрочной, экзамен надлежит проводить Министерству юстиции, поскольку функции нотариуса относятся к государственной должности. Но это ни в коем случае не ставит частных нотариусов в зависимость от Минюста.
10. Органы юстиции
В новых условиях Министерство юстиции должно будет выполнять те функции, которые касаются правового устройства государства. Функции надзора за судебными органами, правоохранительными подразделениями, политическими партиями, общественными объединениями, профсоюзами, СМИ и за другими ведомствами, учреждениями, субъектами хозяйства должны быть сняты, поскольку таких полномочий у юстиции не должно быть.
Другая важная задача юстиции заключается в том, чтобы решать вопросы кадрового и бюджетного обеспечения судов. Однако никаким образом Минюст не сможет оказывать воздействие на отправление правосудия. Кадры на должность судей будут подбираться совместно с органами судейского самоуправления.
Следующая очень важная функция связана с исполнением наказаний в местах лишения свободы. Она перейдет от МВД к Минюсту.
Также при Минюсте будет создана комиссия по помилованию. Это позволит уменьшить в местах лишения свободы количество граждан, попадающих туда за незначительные и совершенные по неосторожности преступления, а также принимать гуманные решения в других случаях, когда исправление осужденного возможно в условиях общества.
11. Органы государственной безопасности и службы специального назначения
Органы государственной безопасности будут реформированы в Департамент национальной безопасности. Он будет заниматься безопасностью государства, охраной высших должностных лиц.
Необходимо провести мониторинг всех спецслужб, чтобы оценить целесообразность деятельности в Беларуси целого ряда спецподразделений. Возможно, достаточно будет сформировать одно общее спецподразделение.
12. Общественный контроль над органами юстиции
Судьи, прокуроры, полиция и Департамент национальной безопасности должны находиться под контролем народных избранников, а не отчитываться лишь перед президентом. Один человек не может следить за законностью и отправлением правосудия, это приводит к коррупции во всех эшелонах власти.
За соблюдением исполнения закона должны наблюдать не только суды и прокуроры, но и общественность.
Институт омбудсмена существует практически во всех странах Европы, США и других странах мира. Омбудсмен будет обладать широкими полномочиями по защите прав и свобод граждан. Он и его аппарат должны иметь доступ к закрытым типам учреждений (изоляторы временного содержания, тюрьмы, места лишения свободы, детские учреждения, медучреждения для психически больных граждан и т.д.).
Это только часть предлагаемой судебно-правовой реформы. Чтобы наше государство в действительности было социально-правовым, необходимы большие изменения не только в государственном устройстве, но и в сознании самих граждан.
Как только народ осознает свою мощь и силу, поймет, что можно жить по-другому, реформы быстро начнут давать результаты, поскольку другого выбора не будет. Жить надо по-человечески.
Об авторе
Юрист, правозащитник. С 2003 года возглавляет общественную организацию "Правовая помощь населению". В 1985—1988 годах служил в пограничных войсках на афгано-таджикской границе СССР. Также служил в Афганистане. Окончил юридический факультет БГУ. В 1994—1998 годах — старший следователь прокуратуры Фрунзенского района Минска. В 1995—1999 годах — депутат Минского горсовета, возглавлял комиссию по законности и правопорядку. Отмечен международными премиями за правозащитную деятельность.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Поэтому правозащитный центр "Правовая помощь населению" поддержал инициативу Европейского союза "Европейский диалог о модернизации с Беларусью",...
|
|