«У каждого должна быть своя Брестская крепость». Татьяна Ходцева – о Сергее Смирнове и его грядущем 100-летии
29.04.2015
—
Новости Общества
|
Защитник защитников Сколько сил вложил С.Смирнов в судьбы тех, кто прошел через Брестскую крепость в войну в 1941 году! Не зря его называли «защитник защитников». И сами участники обороны, и большинство тех, кто знакомился с ним и его темой. Последнее в жизни своей письмо Сергей Сергеевич, тяжело больной, уже не написал сам, а продиктовал: письмо в президиум 27-го партсъезда, где он был делегатом. Оно заканчивалось словами «умирающие не лгут» -- это в защиту Самвела Матевосяна, защитника Брестской крепости. В течение многих лет Сергей Сергеевич писал своей рукой поздравления (где он находил силы и время?) большинству защитников Брестской крепости и членам семей погибших. Его отец, по первости, писал адреса – помогал ему. Горку таких открыток я отдала в Музей обороны крепости, там и те, что написаны коллективу музея и мне лично.
Собираясь, вспоминая... Первый слет защитников крепости был в 1961 году. Но до этого здесь прошла встреча летом 56 года, в июле. Так вот, первая встреча жителей города с известными к тому времени защитниками Брестской крепости, с их женами, вдовами была на брестском стадионе «Динамо». Стол поставили на поле. Там были Петя Клыпа, Гаврилов, вдовы Аршинова, Костякова, Герасимова – активистки, которые помогали в работе С.Смирнову. Тогда, в 1961, к 20-летию обороны крепости съехалось более 150 человек. На эту встречу приезжал Петр Машеров. Много сохранилось фотографий и кинокадров. И такой: сидит в коляске ветеран, а Петр Миронович проходит – и поклонился ему. На память об этой встрече сохранился такой снимок: когда вы заходите в Звезду, там есть у земляного вала пороховой погреб. Вот на этот земляной вал мы просили подняться всех, кто приехал: помимо защитников крепости -- почетных гостей, военнослужащих. У меня год ушел на то, чтобы расшифровать этот снимок, чтобы такой документ остался в нашей памяти. И среди них – П.М.Машеров, который имеет самое прямое отношение к созданию Музея обороны крепости. Он в это время был первым секретарем Брестского обкома партии. Они подружились со Смирноым, вели доверительные разговоры. Сергей Сергеевич получил очень грамотное письмо от вора-рецидивиста о том, что надо обратить внимание и на тех, кто прошел фашистские лагеря. Их называли предателями после войны, и прошло немало лет, когда с них сняли это клеймо. И Сергей Сергеевич, будучи в Минске, в кабинете у Машерова, когда тот уже был первым секретарем компартии Белоруссии, взял и прочитал это письмо вслух. Письмо это сохранилось, сын Костя Смирнов размножил его на ксероксе – это гораздо позже.
По следам фотографии --Татьяна Михайловна, в этом году Брестская крепость отметит 50-летие присвоения звания Героя. И вот фотография, которую вы принесли, – это именно с этого события? -- Фото 1965 года – вручение Памятной медали крепости. Как же мне не вспомнить, когда я к этому дню такой костюм сшила! В 65 году в связи с тем, что Брестская крепость получила звание Героя, было решено (кстати, по предложению Сергея Смирнова, а музей поддержал) сделать Памятную медаль. Тогда мы обратились к нашим художникам, чтоб разработать эскиз, – и это сделал Петр Данелия. Министерство культуры выделило деньги. И облисполком тоже. И это не просто медаль – она с удостоверением, именная. И выдавалась в облисполкоме по списку всем участникам встречи. У многих сохранились эти медали, а свою я отдала в музей. Документы Музея обороны Брестской крепости Позже эти Памятные настольные медали давали гостям Бреста, они стали фишкой крепости на несколько лет. На фото Сергей Смирнов – ах, какая улыбка! Ну как не влюбиться в Сергея Сергеевича, посмотрите! Я благодарна, что он одарил меня своей дружбой. Но эта дружба требовала и продолжает требовать ответственности за общее дело. Хочу вспомнить, как впервые он меня провел по Брестской крепости – это в 57 году (я его попросила). Взяв разрешение у пограничников, он меня провел по всем земляным валам – потом, много позже, я повторила эту экскурсию для сотрудников музея. И он рассказывал, что в военное время происходило в крепости в разных местах, и что перед крепостью, и за ней, что делали немцы. Это был такой урок жизни, знаний, прозорливости... Вначале ему помогал в работе его папа, который был в 37 году репрессирован. И только после войны сын добился его освобождения – еще при жизни Сталина. Правда, папа пришел без ноги из ГУЛАГа. Папа его был инженер-энергетик. То есть, Сергею Смирнову, ведя борьбу за солдат Победы, пришлось преодолевать еще и то, что висело за ним как за сыном врага народа.
Брест к 100-летию Сергея Смирнова -- Как сыновья Сергея Смирнова – Андрей, кинорежиссер, и Константин, журналист, держат связь с Брестом? -- Сын Константин Смирнов приезжал в Брест в позапрошлом году дважды: на 100-летие Самвела Матевосяна (а сын Андрей Смирнов не приехал -- как раз снимал фильм). В прошлом году Константин останавливался в Бресте, и по его просьбе, высказанной в адрес Музея обороны, было подготовлено письмо в Брестский горисполком: о праздновании в сентябре 2015 года 100-летия Сергея Смирнова. И как сказала мне недавно Лариса Григорьевна Бибик, заместитель директора мемориального комплекса, вопрос решен положительно. Повезло крепости сейчас, что во главе мемориала стоит Григорий Григорьевич Бысюк. На 100-летие ожидается приезд детей и внуков писателя. Внук Смирнова задействован на российском канале в телепрограмме «Умники и умницы», внучка Дуня Смирнова ведет телепроект на канале «Культура» -- «Школа злословия». А вторая внучка живет в Англии. С.Смирнов и космонавт П.Попович в крепости 1965 год
Память в камне Николай Александров сообщил на заседании клуба: – Очень интересный памятник Сергею Смирнову на Новодевичьем кладбище, где писатель изображен на фоне Холмских ворот. Татьяна Ходцева дополнила: – Там лица просматриваются защитников крепости -- не символические, а подлинные. И там же прах его жены Виргинии захоронен. Кстати, в фондах Музея обороны есть портретный памятник Сергея Смирнова – его заказали, чтобы поставить у входа в музей. Это было сделано по просьбе защитников Брестской крепости, и тогда было поддержано властями. Автор портрета – знаменитый белорусский скульптор Заир Азгур. Министерство культуры оплатило стоимость заказа, памятник был доставлен сюда, но тогда партийные органы Бреста не согласились поставить его у входа в музей. Наверное, ныне пришло время пересмотра такого решения…
"Включайтесь!" -- Надо, чтобы не просто любители истории говорили: «Ах, почему не собраны материалы?», а сами помогали собирать. Включайтесь! Скажем, СШ №15 собирала материал о 12-й Пинской дивизии, за 10 лет это стало прекрасным музеем. А когда начали школу ремонтировать, директор сказал: «Музей этот нам не нужен". И все утрачено. А там были подлинники документов, полученные от военных этой дивизии, в том числе от Урановой – художницы, которая очень много работ написала на фронте и книгу выпустила. Ничего не сохранили, целый музей погиб... Т.Ходцева и С.Смирнов разбирают завалы
О писателях, которых вдохновила крепость На заседании исторического клуба его самый юный участник Андрюша Климук признался Татьяне Ходцевой, что интерес к истории Брестской крепости у него возник после прочтения книги «В списках не значился» Бориса Васильева. Как сообщил Николай Александров, этот писатель корнями связан с Брест-Литовском, где родилась его мать, чей отец служил здесь акцизным чиновником. Татьяна Ходцева рассказала: -- Я дружила с Борисом Васильевым, у меня и эта книга его была с надписью автора: «Спасибо Вам за Колю Плужникова». Борис Львович очень похож на Сергея Сергеевича – видимо, это целое поколение таких красивых людей. Он не раз приезжал к нам в Брест, говорил, что его здесь интересует одна тема – последний защитник крепости. Писатель был знаком с Алексеем Махначом, тот ему много рассказал. Переписку с Васильевым я тоже отдала в музей. Когда в 1959 году в Бресте проходил Всесоюзный слет участников похода по местам боевой славы, к нам приезжал и Константин Симонов. Тогда мы, сотрудники музея, остались в крепости на ночь – ожидали первого в мирной истории подъема в 4 часа утра, когда в Цитадели впервые решили провести митинг-реквием. Молодежь разместилась в палатках на Кобринском укреплении, а мы у себя в музее были. И тут в час ночи вдруг стук в нашу музейную дверь – пришли Сергей Смирнов и Константин Симонов, с угощением. И когда обсуждали, кто будет выступать на митинге-реквиеме, Константин Симонов сказал: «Я не буду выступать, это твоя тема». На что Сергей Смирнов ответил: «Это и твоя Брестская крепость». И потом еще раз повторил, как печать поставил: «У каждого должна быть своя Брестская крепость». Обращаясь к слушателям, Татьяна Ходцева утвердила эту мысль: «Теперь у вас, у каждого, своя Брестская крепость. И детям передайте, чтобы у них была своя Брестская крепость». Было еще много вопросов к Татьяне Михайловне – о судьбах защитников, о знаменах, спрятанных в крепости, и их поиске, о том, много ли находок еще может выдать Брестская крепость. «Много нераскопанных мест», – кратко поведала Татьяна Михайловна. «Включайтесь!" – еще и еще раз отвечала она на очень дотошные вопросы любителей-историков. Фото из архивов Т.М.Ходцевой и «Брестского курьера» Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Защитник защитников Сколько сил вложил С.Смирнов в судьбы тех, кто прошел через Брестскую крепость в войну в 1941 году! Не зря его называли «защитник защитников». И... |
|