21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Владимир МАКОВСКИЙ: "Обмануть туриста можно только один раз"

25.08.2009 21:17 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Владимир МАКОВСКИЙ: "Обмануть туриста можно только один раз"
Развитие туризма вообще и въездного в частности после соответствующего распоряжения главы государства стало объектом пристального внимания правительства. Принята Национальная программа развития туризма на 2006-2010гг., внесены изменения в законодательство, обязывающие все туристические компании ввозить иностранных граждан в нашу страну. Широко освещаемые планы пестрят амбициозными цифрами: "туристов приедет в 5-6 раз больше, прибыль будет в 7-10 раз выше". Над туристическими компаниями нависло предупреждение Минспорта о том, что ввезенных туристов в феврале пересчитают, а с ними соответственно и сами компании. Какова вероятность реализации этих планов и что бы стоило сделать для исполнения намеченного? Об этом "Экономической газете" рассказывает директор туристической фирмы "Внешинтурист" Владимир МАКОВСКИЙ.
- Владимир Брониславович, с высоты вашего 30-летнего опыта работы именно в сфере въездного туризма, скажите, "пойдет ли турист"? Будет ли эффект от того, что количество принимающих компаний выросло с 28 до 500?
- Нет, конечно. Полагаю, что будет перераспределение одного и того же количества туристов между большим количеством компаний.
Дело в том, что своего турпродукта, который бы мог обеспечить монополию в предоставлении этой услуги, у нас нет. Как правило, мы продаем трансфер, размещение с завтраком, ну, может быть, экскурсии. То есть люди по себестоимости продают гостиничные услуги только для статистики, чтобы сохранить лицензию. В сложившейся ситуации существует риск того, что те, кто занимался этим раньше серьезно и вкладывает деньги в участие в международных мероприятиях, перестанут это делать, потому что их клиентов разберут те, кто будет работать ради статистики. Считаю, что это неправильно. Нужно не только ставить задачу, чтобы принимали. Следовало бы установить обязательный объем приема для получения туроператорской лицензии: скажем, триста человек в год. В такой ситуации демпингом не возьмешь. Чтобы принять эти 300 человек, надо содержать штат, печатать какую-то продукцию и т.д.
Видимо, это только первый шаг со стороны Министерства спорта и туризма, декларативный. Потом, думаю, будут конкретизироваться условия приема. Вот тогда, может быть, все начнут думать не о низкой цене гостиницы, а о своем продукте, который бы они могли продать. Пусть это будет агро или экотуризм, охота, проживание в семьях, еще что-то, но каждый начнет думать, как бы сделать свой "эксклюзив".
- Почему с въездным туризмом у нас такие проблемы? Как вы считаете, в чем их причины?
- Свой национальный продукт мы продать не можем, в первую очередь, потому, что нет условий. Главная причина - отсутствие инфраструктуры. Придорожный сервис должен соответствовать уровню европейского стандарта. У нас же его нет.
Сейчас только на самой раскрученной международной трассе Минск-Брест можно нормально поесть и принять душ. Например, на трассе Минск-Гродно на протяжении 300 км нет ни одного пункта, где можно было бы перекусить. Просмотром наших архитектурных достопримечательностей без сервиса второй раз туриста не заманишь.
Практика показывает, что задержать туристов у нас можно только на 1-2 дня, да и то, если проходит футбольный матч или какие-то международные соревнования. Еще в республику заезжают транзитные туристы, направляющиеся в Россию.
Появление таких спортивно-оздоровительных комплексов, как "Логойск" и "Силичи" - большой плюс. Вот если бы была сеть подобных объектов и развитая инфраструктура услуг - тогда туристов можно было бы задержать в стране на 2-3 ночи.
Слишком большие, на мой взгляд, надежды сейчас возлагают на эко- и агротуризм. Возможно, он будет, но не в тех объемах, чтобы обеспечить республике въездной туризм. Агротуризм должен быть, прежде всего, массовым и дешевым.
Да, Беларусь - страна голубых озер, у нас прекрасная природа, но все это не обустроено. Ну кто, к примеру, поедет на Нарочь, если там невозможно выйти на улицу из-за полчищ комаров. Значит, надо ставить установки, которые отпугивали бы их. Как можно возить сюда туристов, если мы изначально обречены на неуспех?!
Интересно, что для исправления ситуации даже не потребуется огромных инвестиций. Нужно просто внимание государства, какие-то экономические стимулы. Въездной туризм, к сожалению, сейчас существует лишь в приказном порядке как навязанная турфирмам необходимость.
Вот если государственная программа затронет не только объекты показа в крупных городах и поселках, но и трассы, и под это будут выделены бюджетные деньги, тогда мы можем о чем-то говорить. Тогда появится поле для творчества у туристических фирм, и они начнут создавать интересные турпродукты.
С этого года государство начало проявлять интерес к туризму, но пока этого мало. Был сделан первый шаг: начали выделяться небольшие суммы на аренду выставочных площадей при участии в международных выставках. Если 50-60% будут оплачиваться государством на едином национальном стенде (видео и печатные материалы), это поможет. Тогда и 7-дневный тур в Беларусь можно будет продать.
- С резким увеличением принимающих туристических компаний вы теряете часть своих потенциальных клиентов. Как изменится политика вашей фирмы в связи с этим?
- Если бы вы этот вопрос задали мне лет 5-6 назад, я бы ответил, что брошу все интеллектуальные возможности моей фирмы на то, чтобы каким-то образом защитить свои объемы. Но уже сегодня среди тех, кто серьезно занимается приемом, интерес к нему значительно упал.
Раньше мы принимали и обслуживали 10 тыс. человек в год при том, что более 60 тыс. организованных туристов принимает за год республика. Сейчас мы принимаем около 6 тыс. Наша работа, в принципе, идет по схеме: цена гостиницы плюс один доллар. Потому что мы, 5 фирм, серьезно занимающиеся приемом, не можем между собой договориться о минимальных тарифах на гостиницы.
Если сегодня мы, предположим, приняли 5 тыс. туристов (это 8 тыс. туродней), то заработали 8 тыс. USD за целый год. В то время когда одна удачная выездная группа приносит столько же за неделю. При этом не нужно целый штат содержать для приема. Так за что держаться, если нет прибыли?..
- Минспорта намерено инициировать "омоложение" парка туристических автобусов. Какие у вас сегодня реальные возможности обновления парка и что вы думаете о мазовском автобусе?
- Производители маза не учли финансовые возможности туроператоров. Сегодня они не могут позволить себе за такую цену купить этот автобус, и тем более взять в лизинг. Окупить автобус за 300 тыс. EUR можно будет только через 15-20 лет. Естественно, что никто на это не пойдет. Да и качество мазовских автобусов, которые были представлены для ознакомления турфирмам, оставляет желать лучшего. Кроме того, поскольку этот автобус не сертифицирован в Европе, думаю, что сервис там будет очень затруднен. Поэтому мне кажется, что лоббирование пассажирских автобусов производства минского автозавода - ошибка. Я даже уверен, что из турфирм его никто не сможет купить. Если только какой-нибудь государственной турфирме его выделят для эксплуатации.
Предоставленные Указом Президента льготы, на полгода освобождающие от таможенных пошлин автобусы с двигателем Евро-3, не решили проблему, потому что автобусы с таким двигателем после 2002г. стоят 300-400 тыс. EUR, то есть столько же, сколько маз. Это нужно оплатить стоимость автобуса плюс 18% НДС и минимум 40 тыс. EUR таможенной пошлины. Где взять столько денег? Насколько я владею ситуацией, никто не ввез на льготных условиях ни один автобус. Могу с уверенностью сказать, что 5-летний "Неоплан" или "Даф" европейского производства для эксплуатации и обслуживания ничуть не хуже, чем новый маз.
Я согласен, что требования к автопарку нужно ужесточать. У нас, например, 7 автобусных операторских направлений, и все жалобы туристов связаны в первую очередь с автотранспортным обслуживанием. Мы понимаем, что парк обновлять надо. Но если государство будет проводить такую жесткую политику в отношении ввоза автотранспортных средств на территорию республики, то все, видимо, закончится тем, что будем эксплуатировать литовские и польские автобусы. Если же государство и для них предпримет какие-то меры, то автобусный туризм в Европу прекратится. Или мы будем продавать автобусные туры только с выездом из Польши.

 
Теги: Брест, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Развитие туризма вообще и въездного в частности после соответствующего распоряжения главы государства стало объектом пристального внимания правительст
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика