Когда водитель подшофе
Когда водитель подшофе
Игорь ГОЛОД На службу заступить! Мы не случайно выбрали ночь с пятницы на субботу – время, когда пьяных «катальщиков» особенно много. В управление ГАИ ГУВД Мингорисполкома прибыли в начале десятого вечера. Здесь в это время проходил инструктаж экипажей ГАИ, где мы узнали информацию об оперативной обстановке в городе. После отправляемся в путь. – Пьяный водитель или нет – как вы определяете? – уже во время движения по ночному Минску обращаемся к командиру взвода спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности капитану милиции Андрею Буляку. – Все очень просто, – отвечает он. – Неуверенная езда, зачастую без включенных фар, разделительная полоса посередине колес – по этим признакам распознается нарушитель. Бывает и так, что при виде патрульного автомобиля водитель устремляется наутек: прибавляет в скорости либо резко сворачивает в темный дворик. – И здесь-то начинается погоня… – Соревноваться с патрульным автомобилем бессмысленно, – включается в разговор инспектор ДПС лейтенант милиции Юрий Мастерко. – Более того, это небезопасно для остальных участников дорожного движения. Мы это понимаем, но понимает ли пьяный водитель? Благо в ночное время транспортных средств на улицах Минска не так много, как днем. Ночь. Для одних это время сна и отдыха, для других – поиска приключений. В этой связи вспоминаю показательный случай, о котором мне рассказал инспектор отдела ГАИ Московского РУВД Дмитрий Яскевич. Дело было 6 октября в полночь. Инспекторы ДПС несли службу на проспекте Любимова, где обратили внимание на подозрительную автомашину «Мазда», которая вынырнула со двора и устремилась в сторону улицы Рафиева. Ни звуки сирены, ни мигающие красным и синим маячки на патрульном автомобиле никак не подействовали на беглецов. «Мазда» по-прежнему двигалась вперед, причем периодически выезжая на полосу встречного движения. К преследованию подключился второй экипаж ГАИ, однако нарушителя это вовсе не смутило: водитель гнал в брестском направлении, не обращая внимания на перекрывший дорогу шлагбаум и выстрелы по колесам. «Шумахер» сдался в Фаниполе: его машину бросило вначале на бордюр, а затем и в осветительную мачту. Как оказалось, и водитель, и трое пассажиров-беглецов были до такой степени пьяны, что бросились с кулаками на милиционеров… Проспект Независимости. На главной магистрали города по-прежнему оживленно. В попутном потоке машин выделяем «Мерседес», у которого задние габаритные огни не горят. По объяснению водителя, причина тому – ДТП, а неполадка будет исправлена уже завтра. Двигаемся дальше, а затем патрульный «ВАЗ-2110» притормаживает на улице Филимонова, как раз напротив автостанции «Московская». Проверка документов для инспекторов – дело привычное, для самих же владельцев железных коней – не всегда приятное. Особенно, когда с бумагами не все в порядке. К примеру, нет страховки и не пройден техосмотр или того хуже – отсутствует водительское удостоверение либо оно вообще поддельное. У бритоголового владельца «БМВ» с документами было все в порядке. Но какова реакция на попытку запечатлеть законопослушного водителя на фотокамеру! Фигура из трех пальцев – вот она благодарность в ответ на старания нашего фотокорреспондента. Первым, кого пригласили в салон милицейского «ВАЗа» на «обследование» из-за душка, оказался водитель «Судзуки». – Я что самоубийца, чтобы садиться за руль в пьяном виде? Безалкогольного пива выпил, граммов 250. Так это ж не алкоголь. Тем временем Юрий Мастерко уже вскрыл свой прибор. Для тех, кто ни разу за свою водительскую карьеру не видел в глаза индикатор определения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, сообщаем принципы его работы. Оба конца индикатора соответственно вставляются в индивидуальный мундштук и воздухосборочную камеру. После этого вы начинаете дуть в мешок, причем до тех пор, пока вас не остановят. Если «выхлопы» действительно есть, то в течение одной-двух минут наполнитель обязательно изменит цвет с желтого на зеленый. По высоте окраски наполнителя и определяется содержание алкоголя в организме. К счастью для водителя «Судзуки», прибор не вынес ему обвинительный вердикт. На том и распрощались. Затишье перед бурей На Передовую, 11, мы приехали ближе к полуночи. В кабинете экспертизы алкогольного опьянения № 1 Минского городского наркологического диспансера – тишина и спокойствие. По словам дежурного врача Сергея Иванова, в течение дня отмечался большой наплыв клиентов, а теперь вот затишье. – Обычно с утра к нам доставляют работников предприятий, задержанных на проходной с запахом перегара, – рассказывает психиатр-нарколог. – Нарушителей трудового режима сотрудники ВОХРа отлавливают в основном в начале и в конце рабочей недели, а также в дни получения заработной платы и аванса. Почему приводят в наш кабинет? Дело в том, что приборы, используемые на предприятиях и в автохозяйствах, а также сотрудниками ГАИ, не дают полную картину. Другое дело – анализатор концентрации паров этанола. Это устройство выдает точную информацию о содержании этилового спирта в выдыхаемом воздухе. Не скучаем и в ночное время суток. Как правило, сотрудники ГАИ и районных управлений внутренних дел привозят на освидетельствование водителей. Клиенты самые разные: тихие и спокойные, скандальные и очень требовательные. До сентября прошлого года в Минске действовал лишь один кабинет экспертизы, и тогда нам приходилось обслуживать за сутки 70 и более человек, которые томились в очереди часами. В среднем для оформления одного клиента уходит до получаса, а если экспертиза проводится в полном объеме (с забором крови или мочи, ожиданием экспресс-анализа и составлением протокола) – все 40 минут. С открытием аналогичного кабинета на Минина, 20, нагрузка вроде бы уменьшилась, но не намного. Связано это с тем, что парк машин в Минске постоянно увеличивается, не уменьшается лишь количество любителей пьяной езды. С Передовой мы выехали уже заполночь. Взяли курс на улицу Минина – в случае чего мигом окажемся в кабинете экспертизы. Ждать долго не пришлось, по рации нам вскоре сообщили информацию о первом задержанном нарушителе. Бутылка водки на двоих – А можно написать, что я не помню, в какое время выпил? – обращался водитель к медсестре, в то время как мы появились на Минина, 20. – Тогда пометьте: выпил утром половину бутылки шампанского. – Так, ваше давление 180 на 100. Травмы головы раньше были? Встаньте со стула, ноги вместе, руки вытянуты перед собой, пальцы расставлены, – руководила дежурный врач Лариса Перекрест. – Закройте глаза и указательными пальцами обеих рук дотроньтесь до кончика носа. Усилием воли пациент все же находит кончик носа. Вялому и заторможенному, ему в очередной раз предлагается подуть в прибор. – Дуйте, не бойтесь, как будто это воздушный шарик, – заботливо советовала медсестра. – Пфу-у-у, пфу-у-у. Чтобы стрелка отклонялась. Вторая попытка обмануть сверхчувствительный прибор также не увенчалась успехом, и после отказа водителя от сдачи анализа крови в протоколе медицинского освидетельствования помимо данных о клиенте вносится запись: «1,42 промилле (предельно допустимая норма содержания алкоголя в крови – 0,49 промилле), алкогольное опьянение». Все здесь ясно, и споры неуместны. Кстати, алкоголь больше всего бьет по двигательной активности водителя, его способности правильно оценивать ситуацию на дороге и принимать верные решения. Резко ухудшается острота зрения, способность видеть в темноте. На общую картину опьянения влияют масса тела, печени и количество ферментов, расщепляющих алкоголь. Для одних превысить норму можно и одной бутылкой пива, для других же этой дозы маловато. Сколько требуется времени для выветривания алкоголя? Опять же, у каждого человека этот процесс происходит с разной скоростью – в среднем от 0,16 до 0,27 промилле в час. Вот и получается, что при выпитых вами ста граммах водки за руль автомобиля можно садиться только через 4 – 5 часов, соответственно, пол-литра сорокаградусной задержит вашу поездку примерно на 20 часов. Очередной клиент, 27-летний Дмитрий, также поначалу не помнил, сколько употребил. Хотя, в конце концов, признался: «Граммов 70 вина… вчера вечером». А так в кабинете экспертизы мало кто говорит правду – первое, что приходит на ум в час расплаты, это пиво, причем пол-литра, выпитые за сутки до того, как сесть за руль. Просто ангелы, да и только. Лишь один из десятка задержанных водителей признался врачу: «Не помню, сколько выпил, но точно знаю, что бутылку водки… на двоих». А глянешь в журнал учета – и становится ясно, что мало кто из столичных водителей работает. Пьяные, но соображают, что место работы или учебы выдавать не стоит. Полнейшей неожиданностью для нас стало появление в кабинете водителя такси. По виду и не скажешь, что пьяный, но глаза и не совсем обычное поведение этого человека действительно настораживали. Подозрение на употребление марихуаны – с таким «предварительным диагнозом» сотрудники ГАИ доставили водителя на Минина. Обследование на причастность к употреблению наркотиков занимает гораздо больше времени. Определяют содержание или наличие наркотических веществ или веществ, отнесенных к токсикоманическому ряду, по анализу мочи. Кстати, наркотики довольно долго «живут» в организме. Та же марихуана при частом и длительном употреблении – несколько недель. Рекордсмены и любители К зданию столичной ГАИ мы подъехали утром, когда город проснулся и стал готовиться к новому трудовому дню. Каким он будет, этот день, для тех, кто выпил, сел за руль и вскоре поплатился за это? Скорее, мрачным и невеселым. За время нашего дежурства сотрудники Госавтоинспекции задержали в столице 33 нетрезвых водителя. Много это или мало для одной ночи? Вопрос неоднозначный. С одной стороны, для такого города, как Минск, по дорогам которого изо дня в день курсируют тысячи машин, эта цифра незначительна. С другой же стороны, если ее умножить на количество дней в году, получится внушительная цифирь. По сообщению начальника отдела информационно-аналитической работы управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома подполковника милиции Ивана Мороза, за десять месяцев нынешнего года водительских прав за пьяную езду лишился 4.851 водитель. К тому же 1.481 человек был подвергнут штрафу. Все они сели за руль, приняв на грудь, и к тому же не имели водительских удостоверений. За повторные в течение года поездки в пьяном виде в суды по месту жительства таких лихачей направлено 1.100 материалов. В базе данных Госавтоинспекции имеются сведения о рекордсменах-нарушителях, для которых поездка на машине подшофе не один и не два, а двадцать и более раз заканчивались встречами с сотрудниками ГАИ. К сожалению, в этом списке есть и женщины-водители. За безопасность и порядок – Если 7 ноября прошлого года по вине нетрезвых водителей в столице было совершено 60 дорожных происшествий, то в нынешнем году эта цифра снизилась до 52, – комментирует начальник управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома полковник милиции Василий Бульбенков. – Однако это не повод для самоуспокоения: ежедневно за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения в Минске задерживается в среднем около 30 – 35 водителей. В отношении злостных нарушителей Правил дорожного движения принимаются самые жесткие меры – лишение права управления транспортными средствами на три года. Улицы и проспекты столицы должны быть дорогами безопасности и порядка. Об этом говорилось в обращении Президента страны к соотечественникам в связи с подписанием Директива № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». Я полностью согласен с тем, что пьяный за рулем – это преступник. Ответственность за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения должна быть жесткой и неотвратимой. P.S. А что по этому поводу думают читатели «Минского курьера»? Делитесь своими мыслями, предлагайте, советуйте. Тема «Пьяный водитель – преступник?» будет продолжена. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По статистике, каждое четвертое преступление в республике совершается в состоянии алкогольного опьянения. Убийство, причинение тяжких телесных повреж
|
|